Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": Церковь и народ после выборов: христианские лидеры ушли в тень? Среди евангельских лидеров России после думских выборов царит растерянность и молчание


 Общую ситуацию среди христианских лидеров России после думских выборов 4 декабря 2011 года можно назвать простым словом – растерянность и молчание. Никто не высказался прямо по поводу происходящего, как будто бы это стыдно или же чрезвычайно опасно, хотя мы живем и не в сталинскую эпоху, и лидерам РПЦ, РСЕХБ или РОСХВЕ никто не предоставляет "чайку" из правительственного гаража. Вроде бы все изменилось, а реакция на события в России все равно вялая и несерьезная.

На фоне активности православной общественности, которая и сама по себе многообразная и творческая, и кроме того, с 2009 года подогревалась призывами и заявлениями патриарха Кирилла, все остальные христиане почти потерялись, исчезли.

Из существующей скудной информации можно выделить несколько направлений, сложившихся в недрах евангельского движения России. Сразу над оговориться, что эти направления условные и они не вмещаются в рамки какого-либо направления — конфессии или движения.

Первая позиция – принципиально демократическая, открытая и максимально честная, не ставящая своей задачей лояльность власти и получение от нее каких-либо бенефиций. Это общественно-политическое мировоззрение с христианской точки зрения наиболее ярко выражал и выражает в России Юрий Сипко, один из лидеров Союза баптистов и бывший председатель этого Союза. Именно он сразу предугадал нечестность развития политической ситуации в стране после 24 сентября, когда было принято решение о рокировке Путина и Медведева. За это его раскритиковали его же единоверцы. Но последовательность линии Сипко с того времени, когда он стал главой Союза ЕХБ, вызывает большое уважение, он по существу стал продолжателем тех верующих советского времени, которые шли на все ради Евангелия и простой честной жизни. Я думаю, что позиция Сипко — это личный подвиг Сипко, тем более что впервые глава баптистов не вошел в президентский Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. И как показало время, ни Совет при президенте, ни Общественная палата, куда входит долгое время другой представитель протестантов, не улучшают положение евангельских церквей. Среди протестантских публицистов, что для меня, конечно, удивительно, на фоне активности портала "Православие и мир", выступил только ныне лютеранский пастор Владимир Солодовников. Он импульсивно критиковал ранее Союз баптистов, и теперь также выразил прямо и недипломатично то, чего хотят граждане: "Первое: Я – против каких бы то ни было проявлений насилия как со стороны государства (советую его нынешним вождям припомнить то, что случилось на их исторической родине – в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года – Прим. автора), так и со стороны оппонентов тандема; Второе: Я требую пересмотреть итоги минувших выборов, что предусматривается законодательством РФ. Третье: Я требую досрочной отставки действующих президента и премьер-министра, что также предусматривается законодательством РФ! Четвертое: Я требую роспуска партии "Единая Россия"!"

Вторая позиция является более умеренной, но такой же демократической, открытой и честной. Я далек от того, чтобы от каждого лидера требовать высказываний и громких заявлений, это совсем не обязательно и может быть даже не нужно. Однако на фоне молчания очень ценно два аспекта. Первый аспект – это поддержка рядовыми пасторами и епископами, баптистами, евангельскими христианами, адвентистами, пятидесятниками, цивилизованного гражданского общества и демократических институтов. Прошу заметить, что это далеко не поддержка оппозиции, какой-то фронды по отношению к власти, Немцова, Рыжкова, Касьянова – конечно, нет. Мировоззрение протестантского большинства – это осознание того, что все вокруг несправедливо и на самом деле нечестно, доверие к институтам власти у евангельских верующих такое же как у всех граждан РФ – нулевое. Большое количество епископов и пасторов самых разных евангельских миссий и церквей ясно выражают эту вполне естественную позицию, по крайней мере, в интернете, в личных беседах и интервью). Второй аспект – это то, что есть целый ряд лидеров второго ряда в протестантском сообществе России, которые хотят, чтобы они и их церкви заняли свое место в гражданском обществе, в политической системе, а поэтому, естественно, что лояльность и договоренности московских братьев не только не помогают, но и вредят им. В публичном пространстве такого рода мысли не выражаются, но и интересно, что наряду с заявлением епископа Сергея Ряховского, появилось еще и обращение старшего пастора Библейского центра "Слово Жизни", в котором он ясно сказал в первых строках, что для христианина участие в политической жизни – совершенно естественно и даже обязательно (далее в заявлении также справедливо и долго говорится о том, что такое Церковь и что Церковь вне политики, как таковая).

Третья позиция – это точка зрения, которая по-простому основывается на стремлении к большему влиянию на политиков и чиновников, к присутствию в политических институтах, а это требует идеологии лояльности (именно идеологии лояльности, а даже не самой лояльности). Лояльность является заведомо проигрышной, несколько двусмысленной позицией, так как, конечно, приносит массу внешних эффектов и даже воздействует на чиновников на местах, заставляя их не слишком давить неправославных верующих. Но в целом оказывается, что власть не торгуется, ничего толком взамен не обещает, и даже наверху ты вечно не то, что на третьих, а может и вечно на 10 и 20-х ролях, отчего уже смысл происходящего несколько теряется. Особенно смысл теряется, когда лояльность становится признаком дурного тона и обваливается общественная атмосфера доверия всякой власти.

Эту позицию представляет член Общественной палаты РФ, епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский, который, безусловно, займет значительное место в истории после Ивана Проханова, первого религиозного и общественного деятеля евангельских верующих в России. Даже войти в истеблишмент российской политики и наладить отношения с администрацией президента РФ довольно сложно, но и справляться с этой позицией еще сложнее. Заявление епископа Сергея Ряховского от 8 декабря составлено так, как-будто бы ничего не происходит и просто "Единая Россия" победила и все. Более того, по существу в обращении Сергея Ряховского поддерживается как "Единая Россия", так и Общероссийский народный фронт. По самому смыслу обращения можно отметить только одну интересную деталь – основные абзацы обращения Сергея Ряховского прямо повторяют новостные заголовки и официальные заявления Путина и Медведева. К примеру, "важно, что в „Единую Россию" влилась свежая кровь", "сложилась интересная ситуация, когда партия власти не будет иметь конституционного большинства, и ей придётся входить в коалиции", "это оживит Госдуму, оживит проходящие в ней дискуссии", "накопилось много важных проблем, но при этом важно не скатиться в популистский социализм. И третий вопрос — противодействие коррупции". Вроде бы все вопросы и проблемы затронуты, но все это должно обсуждаться самой "Единой Россией". И видимо до бесконечности.

Как социолог, который по всей России общался с христианскими лидерами, я полагаю, что в целом христианские лидеры, конечно, ушли в тень. Сергей Ряховский и Юрий Сипко являются примером последовательной позиции в изложении взгляда на общество и политику с христианской точки зрения. И очень хорошо, что эта точка зрения различна. Абсолютное большинство пасторов, епископов, членов церквей (а в протестантизме напомню все – священники) выступать не стали, а может и не будут, несмотря на то, что они и их бизнес от этого ничего не потеряют. А главные христианские лидеры – не в Москве.

В свете происходящего я по-новому взглянул на обсуждавшуюся на Евангельском Соборе Стратегию развития евангельского движения в России, которую готовили РОСХВЕ, а одним из главных авторов был Михаил Дубровский (Эта Стратегия, в том числе, отвела церкви от реальной общественно-политической проблематики в сторону). Масса слов о гражданской позиции, о роли евангельского движения в обществе оказалось просто словами.

Роман Лункин

"BAZNICA.INFO", 9 декабря 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования