Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР": Митинг: за или против? Мнения священнослужителей РПЦ МП о том, как относиться к послевыборным событиям в России


Москва митингует уже несколько дней и готовится к большому митингу 10 декабря – против нарушений избирательных прав граждан на выборах в Госдуму.

Волна протестов пошла по России. В субботу выйти и выразить свое несогласие с оглашенными результатами выборов собираются жители не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и еще почти семидесяти городов. Что происходит? Как относиться к послевыборным событиям? Кому верить? На эти вопросы специально для портала "Православие и мир" отвечают эксперты.

Протоиерей Александр Ильяшенко:
Когда попирается правда, народ имеет право возмутиться

Что такое продолжающиеся митинги против фальсификаций на выборах? Бунт бессмысленный и беспощадный, или же его можно сравнить с восстанием Минина и Пожарского против незаконных захватчиков власти? Кстати, в наступающем году наступает 400-летий юбилей преодоления Великой Смуты.

Народ возмущен не столько результатами выборов, сколько отношением к себе. Народом определенно была выражена воля, но она игнорируется достаточно откровенно и цинично. Протестовать против цинизма и наплевательства можно и нужно. Страна очень близко подошла к такому рубежу, за которым наступит распад государства и прекращение исторического бытия народа. Нужна борьба за сохранение правды, не зыбкой и относительной человеческой справедливости, а Правды Божией, в служении которой на протяжении своей великой истории русский народ видел свое призвание.

Когда попирается правда, человеческое, национальное достоинство, когда последовательно и сознательно разрушаются вековые устои – народ имеет право возмутиться. Но самый сильный и действенный протест в данной ситуации – легитимный и юридический. Люди видят, что надо бороться законными способами: именно поэтому многие готовились к выборам, участвовали в качестве наблюдателей и пытались законными способами пресечь фальсификации.

Страшна власть, которая лжет своему народу и служит своим корыстным интересам. Но еще более страшно – отсутствие власти. Анархия – это катастрофа. Страшно, если недовольство выйдет из берегов. Вспомним слова П.А. Столыпина: "Им нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия". Поэтому нужно искать созидательные направления для преодоления кризиса. Многие вспоминают слова А. Пушкина "Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный". Но не стоит делать эти слова принудительным лозунгом. А французский бунт не страшен? А немецкий? Страшен любой бунт, независимо от национальности бунтовщиков. Но не к бунту призывают сегодня, а к протесту против нарушения закона, но и сам протест не должен выходить за рамки закона.

Всем тем, кто выйдет на митинг, надо твердо помнить о возможности провокаций и о том, что в толпе человек подчиняется законам психологии толпы. Люди возмущены, возбуждены, контролировать себя в толпе очень трудно – несколько провокационных выкриков и действий могут толкнуть толпу на необдуманные действия. В самбо есть прием, когда сила противника обращается против него самого – так и здесь – могут найтись люди, которые могут направить законное возмущение на действия, выходящие за рамки закона. Нельзя поддаваться на провокации, необходимо искать сильные и законные пути протеста. Тем, кто решится пойти на митинги – важно быть максимально собранными и, не теряя хладнокровия, встретить возможные провокации и не поддаться на них.

Главное, мне кажется, надо отчетливо понимать, что только на отрицании и протесте нельзя построить что-то прочное и долговечное. Будущее нашей страны зависит от нас, от нашего стремления к правде, нашей любви к Родине, к нашему многострадальному и прекрасному народу.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

- Да куда угодно может. При чем тут православие… А может православный в булочную ходить? Конечно, Конституция – для всех.

Протоиерей Георгий Митрофанов:
Главные схватки происходят не на площадях

Каждый имеет право реализовать свою свободу и проявить свою ответственность. Другое дело, что проявления этой свободы не безграничны. Они должны соответствовать рамкам той Конституции, которая существует в стране и которая признается гражданами как основной закон государства. Прежде всего максимум свободы при жестком соблюдении тех ограничений, которые налагает закон на граждан. Может быть, я отвечаю достаточно формально, но здесь необходим именно такой подход.

Если мои прихожане пойдут на этот конкретный митинг и будут вести себя в рамках существующего законодательства, будут соблюдать общественный порядок, почему я должен возражать против этого? У них могут быть сомнения в подлинности результатов выборов, и они вправе говорить об этом.

Сейчас уже никто, даже первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, не отрицает того, что какие-то нарушения были. Речь идет о том, каковы были масштабы этих нарушений. Одни считают, что они были незначительными, другие – значительными. И что, у священника нет других вопросов для обсуждения со своими прихожанами, кроме как выяснять, какие это были нарушения и надо ли идти на митинг?! Это уже потеря священником понимания того, что от него ждут прихожане. Любой священник ценен постольку, поскольку он помогает человеку идти ко Христу, а не потому, что он детерминирует абсолютно все действия своих прихожан во всех сферах.

Стоит ли священнику идти на митинг? Нужно отдельно говорить о каждом конкретном митинге. В свое время священники довольно часто появлялись на подобных мероприятиях, затем их стало приходить туда значительно меньше. Но это я не считаю принципиальным вопросом. На собрание, проходившее на Чистых прудах я бы, как священник, не пошел. А лишать права другого священнослужителя возможности прийти на этот митинг я не могу.

Священник может находиться в любом месте, главное, чтобы он вел себя при этом подобающим образом. Свидетельствовать о Христе можно везде, даже войдя для этого в публичный дом. Но при этом не предаваться блуду, а попытаться усовестить тех, кто там находится. Священник может появиться и на баррикадах. Но не для того, чтобы стрелять, а для того, чтобы смягчить происходящее, дать последнее напутствие умирающему. Но как только священник берет в руки оружие, он перестает быть священником.

Мне бы не хотелось в данном случае занимать позицию "над схваткой", поскольку я понимаю, что главные схватки происходят не на площадях, и даже не в парламенте (у нас парламент как был, так и останется чем-то бутафорным), а в душах людей. Там совершаются не лучшие перемены. И это меня беспокоит больше…

Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов:
Идти не на митинги протеста

Я бы не спешил называть вышедших на оппозиционные митинги людей "народом". Один из известных журналистов назвал собравшихся представителями среднего класса. Соглашусь с ним, оставляя за скобками детей (в том числе и студентов), которые мало понимают, что делают.

Представьте себе ситуацию. Люди живут не слишком хорошо, и вдруг им предлагают прыгать в колодец. Вокруг колодца можно выделить три категории лиц.

Первые — те, кто призывают других прыгать, при этом сами про себя знают, что не прыгнут. Эти люди мне отвратительны. По ним, мягко говоря, розги плачут.

Вторая категория — это те, кто прыжки в колодец уже проходил (в начале 90-х годов), но история их ничему не научила. Этих людей жалко, но не слишком: могли уже выучить урок — главное, чтобы остальным из-за них не пришлось уроки получать.

Третьи — это бедные наивные дети, идеалисты, которых привели к колодцу путем манипулирования сознанием и побуждают к неадекватным действиям. Их очень жаль. Их используют, а потом выкинут.

Впрочем, сегодняшнее использование детей властью несомненно еще более отвратительно.

Я бы предложил принять закон, согласно которому в общественных публичных мероприятиях не разрешалось бы участвовать лет до тридцати: пока семьей не обзавелись, гражданского положения не достигли — короче говоря, на ноги не встали.

Подвести итог могу только словами святителя Филарета Московского, который еще в 60-е годы XIX века сказал: "Не нужно колебать того, что твердо стоит, чтобы перестроение не обратить в разрушение".

Я не думаю, что выборы прошли честно, но я не вижу в этом ничего удивительного. Я не знаю места или страны, где они бы проходили честно. Просто в некоторых ситуациях нужные результаты достигаются путем манипулирования сознания, в других — путем установления тоталитарных режимов, а в третьих — более примитивно, заставляя полицию, пожарных и психбольных голосовать за "нужного" кандидата. Какая разница? Где-то искомого итога достигают тонко, через работу СМИ, где-то — более топорно, подбрасывая бюллетени.

Я вообще не думаю, что путем демократических выборов что-то может решаться.

Я бы от всей души посоветовал обычным людям идти не на митинги протеста, а, пользуясь хорошей московской погодой, в ближайшие выходные, "взявшись за руки, друзья", дружно, с детками, однокурсниками, покататься на коньках на только что открытом в парке Горького прекрасном катке.

Как реагировать на происходящее Церкви? Это решать священноначалию: Святейшему Патриарху и архиереям. А что касается персонально каждого конкретного православного христианина, то пока лучшим, что мне удалось увидеть и прочитать, являются дела доктора Лизы — Елизаветы Петровны Глинки. Она повезла еду арестованным студентам. Это в любом случае дело доброе, вне зависимости от политических взглядов и убеждений. Вот пример христианского отношения к происходящим событиям.

Протоиерей Александр Шумский:
Православные должны быть спокойны

Православные не должны участвовать в каких-то протестных митингах против власти. Это мое глубокое убеждение. Кроме тех случаев, когда речь идет о явном богоборчестве и глумлении над святынями. Только в этом случае возможно открытое выступление протии власти, если она начнет действовать подобным образом.

Кроме того, православным не стоит выступать против выборов. Выборы состоялись – и надо это признать, а не заниматься выяснением, правильно ли там все прошло или нет.

Сейчас власть нуждается в поддержке. И при всех ее недостатках, которые мы хорошо знаем и на которые не собираемся закрывать глаза, мы, православные, и должны ее поддержать. В действиях любой власти, даже самой, казалось бы, правильной, всегда найдется то, что можно рассматривать как повод для уличных протестов. Православный человек должен прежде всего подумать о последствиях своих действий. О том, что или кто водрузится на место плохой власти.

Сейчас появилась такое довольно опасное явление, о котором даже Достоевский не помышлял, как православный "нигилизм". Это вещь очень опасная. В одной из своих песен Жанна Бичевская поет: "Мы врага настигнем по его же следу и порвем на части, Господа хваля". У меня от этих слов по спине проходит холодок ужаса.

И что у нас получается сегодня? Что радикальный националист и православный радикал очень близки друг другу по духу. Это чрезвычайно опасно. Радикальные националисты сейчас соединяются с радикальными либералами в противостоянии власти, и к ним присоединяется уже часть православных радикалов. Получается парадокс: православный радикал, который не помышлял о том, чтобы быть на одном поле с либералами, оказывается с ним заодно.

Примеров страшных здесь немало. Можно вспомнить 1999 год, Вышний Волочок, где в день Великой Субботы двое православных, которые ходили в храм, причащались – Александр Сысоев и Евгений Харламов – расстреляли в милицейской управе сотрудников, трое были убиты, один ранен. Эти люди хотели мобилизовать местное население на Крестный ход на Кремль. При определенных условиях такие вещи могут повторяться.

Сейчас ситуация опасна, потому что нас ждет кризис и, судя по всему, серьезный. Значит, будут ухудшаться условия жизни людей, как следствие – повышаться нервозность. Соответственно, будет повышаться нестабильность. И поводов для недовольства будет очень много. В этой ситуации именно православные должны быть спокойными. В конце концов, нам Господь легкой жизни не обещал в этом мире. И мы должны принимать любые лишения, невзгоды и трагедии стоически в христианском смысле. И – молиться. Чтобы Господь дал нам силу выстоять, чтобы Он вразумил власть действовать правильно.

Когда говоришь "надо молиться", чаще слышишь ответ: "Ну, это понятно". А вы попробуйте молиться так, чтобы действительно получился результат. Молиться по-настоящему гораздо тяжелее, чем выйти на улицу и начать митинговать. Молитва – не чтение утреннего правила. Как говорил Паисий Святогороец, надо молиться Богу с болью.

Но это – трудно. Гораздо проще выйти на уличную демонстрацию, там у тебя разгорячится кровь, повысится в крови адреналин и, как говорит молодежь, в итоге будет кайф. Кайф вместо благодати. Кроме зла это ничего не может принести.

К сожалению, сегодняшние православные мало молятся. И отсюда те результаты, которые мы видим. Что-то решить уличной борьбой невозможно. Хотя некоторые лукавцы говорят: "Христос же тоже был революционером". Однако революционером был Варавва, и он бунтовал, настраивал многих против оккупационной римской власти. Но его отпустили по требованию народа.

Мы же должны уподобляться не Варавве, а Христу.

Протоиерей Всеволод Чаплин:
Христиане ходят на законные публичные акции

Люди имеют право выражать свое отношение к любому событию общественной жизни, в том числе устраивая акции. Православные христиане не раз протестовали в форме митингов и пикетов против целого ряда явлений и решений власти. Вспомним хотя бы реакцию на попытки ввести ювенальную юстицию или обязательное присвоение электронной карты.

Впрочем, все нужно делать в рамках закона. Обществу нужно знать всю правду о том, почему политические группы, явно не имеющие настоящего народного доверия, сейчас пытаются говорить от имени народа, и каковы внутренние и внешние силы, стимулирующие эту деятельность.

Мне уже приходилось говорить, что людям, которые утверждают о нарушении хода выборов, следовало бы представить конкретные факты, за достоверность которых они должны нести ответственность, конечно, без анонимности, достоверно называя себя. И если такие факты поступят, например, в правозащитный Центр Всемирного Русского Народного Собора, мы будем их внимательно изучать. Если они подтвердятся, будет поставлено в известность церковное священноначалие и ответственные за выборы органы государственной власти.

Очень опасной считаю попытку провоцировать столкновения с полицией или политическими противниками. Те, кто провоцирует такие столкновения – а провокации уже были – явно работают по сценариям, хорошо известным, и управлявшимся из известных глобальных центров.

Так что православные христиане ходили, и будут ходить на законные публичные акции, а вот участвовать в незаконных, а тем более провоцировать драки, чреватые пролитием крови, православным христианам точно не надо.

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР", 8 декабря 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования