Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Святое дело. Протоиерей Владимир Вигилянский и протодиакон Андрей Кураев о поясе Богородицы


Всю прошедшую неделю в Москве находилась объехавшая до этого 14 городов России православная святыня с Афона - пояс Пресвятой Богородицы. Около 3 млн паломников поклонились реликвии в стране, 800 тысяч - в столице. К храму Христа Спасителя тянулись невероятные очереди, многие стояли в них сутки. С каким феноменом мы столкнулись? На этот вопрос сегодня отвечают глава пресс-службы патриархата протоиерей Владимир Вигилянский и известный богослов протодиакон Андрей Кураев.

Российская газета: Многим, наблюдающим за поклонением Поясу Богородицы со стороны, было непонятно, почему принесение святыни в Россию и поклонение ей обязательно должно становиться "узким местом" и людям пришлось сутками стоять в очереди? А если отвезти ее назад и пригласить всех желающих, ведь греческая церковь - тоже православная, стало быть, будет рада принять всех на поклонение святыне?

Владимир Вигилянский: Полуостров Афон - это "монашеская республика", управляемая Священным Кинотом (Синодом). Помимо того, что паломник (только мужчина) должен пройти процедуру получения шенгенской визы для въезда в Грецию, он еще должен иметь разрешение от властей Святой горы Афон - на это уходит несколько месяцев. Монахи двух десятков монастырей Афона очень гостеприимны, но количество въезжающих туда ограничено - ведь паломников нужно устраивать на ночлег, кормить, предоставлять транспорт. К тому же нельзя забывать, что монастырь есть монастырь: у него есть устав, в нем идет монашеская жизнь, которая состоит из многочасовых богослужений, послушаний, келейных монашеских молитв, а большое стечение мирских людей может ее нарушить и вовсе обессмыслить. Потому есть еще и временные ограничения для приема паломников (кажется, не более 5 дней). Не стоит упускать из вида и то, что прихожане нашей Церкви - в основном люди бедные, а перелет в Грецию и пребывание там стоит больших денег. Не всем такое паломничество по карману.

Конечно же, никто в России не создавал "узкие места", да и никто не ожидал таких очередей. В Россию и раньше привозили чудотворные иконы (например, Курскую Коренную икону Божией Матери "Знамение" из США) и мощи святых (например, целителя Пантелеимона, святителя Спиридона, мучеников Киприана и Иустинии), но таких огромных очередей - на целые сутки! - не было, хотя, чтобы поклониться святыням, раньше люди стояли и 3, и 5, и 7 часов.

При всей непредсказуемости массового поклонения Поясу Пресвятой Богородицы организаторы принесения святыни - фонд Андрея Первозванного, власти 15 российских городов, особенно столицы, священнослужители Русской Православной Церкви - делали всё возможное для паломников. В Москве, например, где святыне поклонилось чуть ли не миллион человек, было задействовано ежедневно более 2 тысяч сотрудников полиции и внутренних войск, дежурило более 200 обогреваемых автобусов, работало 580 туалетов, 139 объектов питания, 17 полевых кухонь с бесплатной пищей, 24 пункта раздачи горячего чая. Количество москвичей-добровольцев, работавших на раздаче чая и горячего питания, - 1250 человек, именно они раздали бесплатно 80 тысяч порций каши, 95 тысяч порций горячего чая. Сотни священников Москвы и Подмосковья не только круглосуточно служили молебен, но и несли дежурство рядом с очередью, отвечая на вопросы паломников, подбадривая и утешая их.

РГ: Не приняло ли желание поклониться святыне характер ажиотажа? Не увеличил ли его Фонд Андрея Первозванного, заботясь об информационном освящении мероприятия?

Отец Владимир: Никакой рекламой, никакими "пиар-эффектами" нельзя объяснить желание людей поклониться святыне, когда это связано с неблагоприятными погодными условиями и с усталостью. В Норильске, например, люди стояли в очереди при 25-градусном морозе. Такое поведение россиян стало неожиданностью для СМИ. Не было ни одной газеты, ни одной новостной программы радио и телевидения, которые бы ни освящали этот феномен. Для этого Фонду Андрея Первозванного ничего не надо было делать. Журналисты сами поддерживали интерес к этому событию. Каждый из них пытался объяснить, почему в атмосфере повального культа потребления, комфорта и наслаждения, сотни тысяч людей добровольно идут на крайние лишения - холод, голод, бессонную ночь, усталость, угрозу простудиться. Патриарх Кирилл назвал это явление подвигом и чудом веры. "То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, - пояснил Патриарх, - являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени еще пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещеным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождем, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали умершей, безвозвратно потерянной".

К сожалению, не все так считают. Некоторые журналисты и комментаторы, не понимая истоков религиозного чувства людей, не умея объяснить того, че-го они сами никогда не испытывали, позволили себе надменно рассуждать о миллионах своих сограждан как о непросвещенных варварах. Звучали обви-нения в магизме, средневековой отсталости, примитивности веры. Опускаю откровенные случаи насмешек, злой иронии и бестактности в отношении ве-рующих, проявленной известной телекомпанией.

И это в то время, когда по признанию опрашиваемых паломников большей частью люди шли к Поясу, чтобы помолиться у святыни даже не за себя, а за свою страну, народ, за своих детей, родителей, братьев и сестер, за больных родственников и друзей.

РГ: Как объяснить, что в храме рядом давно хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, а очередей к нему нет? В России хранится и часть Ризы Пресвятой Богородицы...

Протоиерей Владимир: В эти дни я сам не раз объяснял людям, что в московских храмах хранятся десятки уникальных чудотворных икон, сотни мощей православных святых. Кроме того, нет ничего выше, чем участие в Божественной литургии, которая служится ежедневно в сотнях храмов столицы. Но в очереди стояли самые разные люди. Большая часть из них - воцерковленные, кто участвует в церковных таинствах и для которых частная и общественная молитва дело привычное. Святыня, привезенная издалека, - еще один повод крепко помолиться Пресвятой Богородице. Другая часть - те, кто находится в разной степени отдаленности от Церкви. Соприкосновение со святыней обнаружило в них иногда необъяснимое стремление к чистоте, желание изменить свою жизнь, соотнеся ее с правдой Божией.

РГ: В среде известных и высокопоставленных людей возник своего рода "парад самолюбий" - я побывал у пояса, а ты побывал? Как избежать таких эффектов?

Протоиерей Владимир: Наверное, было и такое, по крайней мере, об этом много пишут. Но не надо делать обобщений и произносить спешный приговор. Представляю, что бы написали наши газеты, комментируя евангельский эпизод, рассказывающий о том, как 4 человека принесли своего парализованного друга на носилках к дому, где проповедовал Иисус Христос, и, не имея возможности из-за многолюдства внести больного в дом, разобрали крышу и спустили на веревках носилки к ногам Спасителя. Кто знает, может, для упомянутых "известных и высокопоставленных" приход к святыне был первым опытом молитвы и веры, который изменит всю их жизнь, обнаружит спящие добродетели, разбудит совесть, исцелит от физических и духовных болезней. Я в это искренне верю и надеюсь, что они пополнят список исцелений и чудес.

РГ: Жажда чего проявляется в таких огромных очередях?

Протоиерей Владимир: Попробую предложить объяснение, которое, возможно, не будет многими понято. Мы живем во времена цинизма, обмана, двойных стандартов, чернухи, повального уныния: порой кажется, что у людей не осталось никаких идеалов. А при этом человек устроен так, что душа его неизбежно томится по духовным источникам, по святости. Ради того, чтобы к ним прикоснуться, человек готов потрудиться, претерпеть лишения, принести жертву. Именно этой жаждой святости и жертвы я и объясняю многочасовые стояния людей. Да, действительно, и в Москве, и по всей России есть множество чудотворных икон, святых мощей, источников и прочих святынь, да, по всей России в тысячах храмов ежедневно совершается Божественная литургия, и тем не менее издревле верующие люди совершали паломничества - ходили пешком в Иерусалим ко Гробу Господню, по монастырям и скитам, совершали подвиги аскезы и крестоношения, желая приблизиться ко Христу и прикоснуться к Царству Небесному. Так что паломники у Храма Христа Спасителя - вполне традиционное для Церкви явление. Поразительно, что многие люди претерпевали и дорожные тяготы - 850 автобусов из Украины, Белоруссии, Молдавии, из городов России, даже из Кемерово, прибывшие в Москву, свидетельствуют именно об этом. Многие добирались на поездах, прилетали специально для этого из заграницы. Мы еще долго будем осмыслять это явление. Но могу с уверенностью сказать, что оно вселяет в нас надежду на будущее и нашего народа, и нашей страны.

Андрей Кураев, протодиакон:

- То, что Церковь многие святыни хранит в афонских мужских монастырях без доступа туда женщин, свидетельствует о том, что она - вовсе не коммерческая организация, как любят утверждать некоторые. И она не ставит своей целью получение дохода. Потому что, будь иначе, доходы выросли бы в 3-4 раза, развилось бы семейное паломничество и паломничество женщин, которых в Церкви большинство. Но Православная церковь на это не идет - ни греческая, ни наша, русская.

Что до очереди к святыне - напомню, что культура - это система табу. Не все, что можно, - можно. Человек становится человеком, когда он в чем-то себя ограничивает. Важнейшее человеческое деяние - усложнение мира. В нем есть сакральное и профанное, разрешенное и запрещенное, есть то, что временами разрешено, а временами табуировано. Эти табу могут быть моральными, ритуальными, чисто социальными. И следуя таким вроде бы бессмысленным запретам, человек вырастает в качестве человека. Человек - это тот, кто может сам себе создавать трудности. Например, жертвуя чем-то ради другого, с которым ты не состоишь в кровном родстве, но стараешься ему помочь. Так вот, кроме этических усложнений и осложнений бывают религиозные. Все последние дни церковная братия то и дело говорила: подождите, у нас есть частицы пояса Пресвятой Богородицы в других московских храмах. Но люди туда не шли. Значит, у них было желание совершить некие усилия. Суть любого паломничества состоит и в этом. Может, в нашу эпоху, когда мы паломничаем слишком легко - в комфортабельных автобусах и самолетах - возникает нужда в трудном пути. Традиционно ведь паломник менялся не у святыни, а по пути к ней, преодолевая массу трудностей пешего похода из Москвы в Киев или в Иерусалим. Зато у него появлялся шанс измениться. Я бы сказал так: те, кто стоял сутками в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, - это люди, которые не успели стать мучениками в советские времена. Они хотели сделать что-то для своей веры сверх обыденного и сверх обычного. И надо не высмеивать эту установку, а пробовать завербовать их на социальную приходскую работу - помощь больным и бедным. Если они способны сутками стоять на морозе, то явно не лишены порыва помогать другим.

Что же касается парада самолюбий: "Я побывал у пояса, а ты?", то, конечно, любое доброе дело подвергается инфляции, если человек начинает, опираясь на него, противопоставлять себя другим. Тщеславие, кстати, может быть, как у тех, кто добыл особый доступ к святыне, так и у тех, кто долго стоял в очереди и решил, что он намного духовнее иных маловеров. Но те, кто, считая себя высокопоставленными, издевался над стоящими в очереди, все равно выглядят дурнее.

Меня бы нисколько не смутило наличие пропусков для VIP-персон. Мы же все понимаем, что мера нашей взаимной зависимости не одинакова. И есть такие "уголки" нашей жизни, где мы сильно зависим друг от друга, в том числе, например, от чиновников, начальников, от бизнесменов. От них часто зависят и общие условия нашей социальной жизни. Если отнестись к ним благосклонно и дать без очереди прикоснуться к поясу, то, во-первых, их может коснуться благодать, а во-вторых, есть надежда, что они хоть в эту минуту будут вместе с народом. И может, более милосердно станут относиться к людям.

Елена Яковлева

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 1 декабря 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования