Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.РУ": Антинародное творчество. Как Кришна и Микки-Маус становятся экстремистами


Задуманный как инструмент борьбы с экстремизмом, список запрещенных произведений литературы и искусства превратился в бессмысленный бюрократический документ. Благодаря желанию надзорных органов увеличивать показатели и закону, легко позволяющему запретить любое произведение, в экстремисты зачисляются художники и богословы, но бороться с реальным террором в России это не помогает.

О том, что он может стать первым выставляющимся художником, чья работа будет официально признана экстремистской, Александр Савко узнал месяц назад. В "Айдан-галерею", с которой он сотрудничает, пришло длинное письмо из прокуратуры города Таруса Калужской области. "Там говорилось, что меня хотят опросить в связи с иском одной местной жительницы, которая усмотрела в моей картине оскорбляющий верующих подтекст", – говорит Савко. Истицу возмутила работа под названием "Нагорная проповедь" – переработанная гравюра немца Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, на которой вместо обращающегося к пастве Иисуса Христа изображен Микки-Маус. Савко говорит, что 17 лет назад, когда он рисовал ее, "у него и в мыслях не было задевать верующих": "В 90-е ведь был дикий раздрай… Я в этой картине как раз хотел показать полное распыление традиционных ценностей, а не критиковать религию".

Но прокуратура, а за ней и суд Тарусского района решили иначе. Вместо рефлексии о происходившем в стране в 90-х судьи нашли в картине Савко "предельно циничное, издевательское оскорбление" и "дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства". Если Савко не обжалует судебное решение, его картина пополнит федеральный список экстремистских материалов Минюста. После этого полотно нельзя будет не только выставлять, но и публиковать его копии в интернете.

От нацистов до "Свидетелей Иеговы"

Минюстовский список в своем роде уникален. Что-то похожее есть разве что в Белоруссии, где список запрещенной литературы и фильмов формирует местный минкульт. В США существует практика изъятия по судебному решению излишне жестоких книг из школьных библиотек, но с российской практикой он не сопоставим. Закон "О противодействии экстремизму", который 15 правозащитных организаций назвали "бессмысленным и нарушающим права человека", принимался в 2002 году, в первый президентский срок Владимира Путина. В России тогда шла вторая чеченская война, а в театральном центре на Дубровке террористы взяли зрителей в заложники.

Власти в начале"нулевых" решили открыть новый – идеологический – фронт, а федеральный список экстремистских материалов Минюста призван был стать главным оружием.

К 2007 году из запрещенных в разные годы материалов была составлена его первая редакция, на сегодняшний день в перечне насчитывается 966 наименований различных брошюр, фильмов и книг. Если прочесть их названия, становится ясно, в ком государство в последние годы видело своих главных врагов. Здесь есть и статья о том, как устроить национал-социалистическую революцию, – "Русское национально-освободительное движение, Стратегия 2020", которую писал убийца адвоката Станислава Маркелова Никита Тихонов, статьи с заголовками вроде "Враги Ислама. Несколько штрихов", а также многочисленные брошюры"Свидетелей Иеговы".

Как стать экстремистом

Согласно закону "О противодействии экстремизму", неважно, где и как тот или иной материал попался прокурору на глаза – нашел он его сам или иск подали граждане.

Комментарий к основополагающей для индуистов "Бхагават-Гите" сейчас разбирают в Томском горсуде. Прокуратура считает, что написанное пять тысяч лет назад произведение, ставшее настольной книгой Льва Толстого, содержит высказывания,"унижающие честь и достоинство тех, кто не является последователем Кришны".

Представители "Общества сознания Кришны", выступая в качестве ответчиков, в свою очередь, не раз говорили, что оценивать древний священный текст с точки зрения современного законодательства глупо.

Признанные во всем мире работы уважаемых религиозных деятелей пополняют "черный список" Минюста довольно часто. В 2007 году на волне активной борьбы с исламским терроризмом в Бугурусланском горсуде Оренбургской области были запрещены труды богослова XVIII века Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, стоявшего у истоков ваххабизма, который, в свою очередь, стал государственной религией саудовской монархии.

Адвокат Рустам Валиулин, специализирующийся на делах по экстремизму, напоминает, что компанию аль-Ваххабу в минюстовском списке часто составляют и современные исламские идеологи, имеющие не меньший вес. "Так, в Пензе запретили массу трудов аятоллы Хомейни, который шиитами почитается чуть ли не за бога – его биографию, изречения, тексты изучают в медресе по всему миру. Странно, что умеренные мусульмане всего мира спокойно читают его, а в России у них этого права нет, причем по решению суда в Пензе", – говорит адвокат.

Не менее активно региональные суды работают и по книгам политических лидеров прошлого. Так, "Mein Kampf" и "Доктрину фашизма" Бенито Муссолини в 2010 году признал экстремистскими башкирский суд.

Адвокат Валиуллин говорит, что сама норма, позволяющая запрещать материалы по месту их обнаружения, лишает судебные разбирательства объективности, а их авторов – права на защиту.

Владелец небольшого издательства "Умма", печатавшего книги исламских ученых, Асланбек Эзаев разорился, когда против него ополчились прокуратуры сразу в нескольких регионах. Например, один из судов шел в поселке в Оренбургской области, в который не ходят даже поезда. Эзаев решил ездить на все заседания, но везде проиграл и в итоге растратил все деньги на поездки и адвокатов.

Зампрокурора Кировского района Уфы Амир Ахметов, добившийся запрета "Mein Kampf", напротив, считает такую практику борьбы с экстремизмом эффективной. "Это очень гибкая система. Нам главное – создать прецедент, который в будущем помогает нашим коллегам из оперативных служб заниматься изъятием запрещенной литературы и привлечением к ответственности тех, кто ее распространяет по всей стране", – говорит прокурор Ахметов. На замечание корреспондента "Газеты.Ru" о том, что "Mein Kampf" и сейчас можно свободно скачать в интернете, зампрокурора Кировского района возражает: с признанием книги экстремистской активных ссылок стало гораздо меньше. И приводит пример успешной работы: "Был сайт, зарегистрированный в Бруклине, и полномочий прекратить его работу у нас не было. Это было "зеркало" списка Минюста, где были все те же материалы, но с указанием, где их еще можно скачать. Мы и этот сайт признали экстремистским, обратились к провайдерам с просьбой ограничить к нему доступ. Теперь ни в "Яндексе", ни в Google его не найдешь", – говорит прокурор.

"Им нужны только палки"

В первую очередь показатели по числу выявленных экстремистских материалов нужны для отчетов перед вышестоящим начальством, признается собеседник "Газеты.Ru" в прокуратуре, попросивший не называть его имени. "У каждой прокуратуры действительно есть своя квота по делам экстремистской направленности. Будь добр, в месяц найди столько-то экстремистских книжек и запрети их в суде", – говорит он.

В этом, говорит адвокат Валиуллин, и заключается еще одна проблема. "Очень часто производство по экстремистским делам не объясняется ничем, кроме желания прокурора получить показатели. Один мой клиент, например, был единственным в России коллекционером танков времен Второй мировой войны. Он их собирал, реставрировал, а потом устраивал инсценировки боев. Так ему прокуратура вынесла предупреждение за использование на немецких танках нацистской символики", – возмущается Валиуллин.

Формально в России действительно запрещена демонстрация любой символики Национал-социалистической партии Германии. Принятый в 2009 году закон "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне" однозначно запрещает публичную демонстрацию нацистской символики и текстов "с целью пропаганды". Правда, грань, отделяющая пропаганду от продажи, например, орденов или демонстрации символики в исторических реконструкциях в законе проведена так и не была, из-за чего надзорные органы выносили не одно спорное предупреждение. Так был оштрафован житель Южно-Сахалинска, который, сняв майку на улице, обнажил свастики, вытатуированные на теле. Общаться с прокурорами часто приходится и коллекционерам нацистской атрибутики, которые продают ее таким же увлекающимся.

Примером того, что прокуратура для отчетности охотно берется признавать экстремистскими практически любые произведения по первому сигналу, служит и дело художника Савко. Он говорит, что заявление в прокуратуру на него подала известная православная активистка, глава "Общественного комитета за гражданские права" Тамара Квитковская.

Ранее она прославилась попыткой закрыть телеканал "2х2" за показ мультфильма"South Park". Речь шла о серии под названием "Рождество мистера Говняшки". В своем заявлении в Генпрокуратуру Квитковская писала, что поющий песни кусок фекалий в шапке Санта-Клауса в мультфильме "обозначен в качестве символа Христианского Рождества", а это оскорбляет чувства верующих. Когда в иске к телеканалу Квитковской отказали, она переключилась на писательницу Джоан Роллинг, требуя изъять из продажи все серии "Гарри Поттера" за пропаганду сатанизма.

"То есть женщина, вероятно, считает, что программа "Дом-2" - это нормально и высоконравственно, а Поттер и мой Микки-Маус – это ужас-ужас", – злорадствует Савко.

Действительно, подтверждает Валиуллин, "часто прокуратура идет на поводу у предрассудков, причем как своих, так и истцов". "Читаешь иногда лингвистическое заключение, а там пишут, что ислам – воинственная религия, что она требует убивать неверных. Диву даешься, откуда столько бытовой ксенофобии берется. А прокурорам же только судебного решения добиться надо ради "палки", – возмущается адвокат.

Собеседник "Газеты.Ru" в Минюсте говорит, что погоня прокуроров за показателями видна и министерству. Он признает, что ко многим материалам, оказавшимся в черном списке, "есть вопросы", но формально завернуть признанную судом брошюру ведомство не может.

Лермонтов тоже экстремист

Экспертные заключения по книгам и видеороликам, которым предстоит пополнить список Минюста – основополагающий документ в судебном процессе. Именно на выводах экспертов, к которым обращается прокуратура, суд выносит свои решения.

Правда, как признают все участники судебных процессов по делам об экстремизме, зачастую качество экспертных заключений оставляет желать лучшего. Как говорит собеседник "Газеты.Ru" в одной из региональных прокуратур, часто сотрудникам надзорного ведомства приходится краснеть в судах из-за неграмотных заключений, а потом обжаловать отказы в признании тех или иных материалов экстремистскими. "Доказываешь что-то судье, а у тебя из аргументов только кривое заключение на страницу. Настоящих экспертов в стране очень мало, поэтому обращаться иногда приходится к кому попало", – говорит он.

Из-за отсутствия профессиональных кадров, добавляет кандидат филологических наук доцент Нижегородского госуниверситета Елизавета Колтунова, прокурорам приходится обращаться к непрофильным специалистам. "Лингвистические экспертизы сейчас, например, пишут в основном философы, журналисты, литературоведы и вообще те, кто имеет какое-то отношение к гуманитарным наукам, но не лингвисты", – рассказывает Колтунова. Поэтому, говорит она, часто в суды приходят заключения, в которых эксперт признает текст экстремистским только из-за того, что в нем встречаются слова с негативной смысловой окраской.

"Если руководствоваться их логикой, то и Лермонтов с его "злым чеченом, ползущим на берег", автоматически становится экстремистом.

Подтянуть под экстремизм можно все, а те, к кому силовики обращаются, часто боятся отказать, потому что ссориться с госорганами не очень хочется. Мне вот периодически приходится отказываться, так на меня потом еще очень долго все обижаются", – говорит Колтунова.

Несовершенный, но нужный

Несмотря на очевидные изъяны механизма признания материалов экстремистскими, отказываться от "черного списка" Минюст не собирается. На "круглом столе" в мае этого года с участием экспертов и сотрудников госведомств, представители Генпрокуратуры и Минюста дали понять, что и сами знают о существующих проблемах, но кардинальных изменений ждать не стоит.

Единственная уступка, на которую готовы пойти надзорные органы, – передать право решения вопросов о признании чего-либо экстремистским судам субъектов федерации, а не районным.

Также предлагалось разработать единые методики исследования текстов и изображений. С просьбой создать единый центр, выдающий заключения по экстремистским делам для судов, Генпрокуратура обращалась в Минюст уже не раз, но пока, по данным "Газеты.Ru", этот вопрос остается нерешенным.

Источник в Минюсте говорит, что "осознание проблем в действующем механизме" уже есть, но рассуждать об отмене списка не берется. "Это вопрос в первую очередь политический", – говорит он. Официально в ведомстве этот вопрос не комментируют.

"Черный список" Минюста – слишком удобный инструмент в большом комплексе антиэкстремистского законодательства, позволяющий бороться и с политическими врагами, чтобы государство так легко от него отказалось, считает эксперт центра "Сова" Мария Розальская. Ежегодно она с коллегами составляет доклад о случаях неправомерного применения антиэкстремистского законодательства и говорит, что с каждым годом качество работы российских судов, экспертов и прокуроров становится все хуже:"Но это никого не смущает. Пока список Минюста – один из комплекса вещей, позволяющих нарушать права каких-либо неугодных политических активистов, чем пользуются силовики в регионах".

Пока же районные суды и прокуратуры продолжают находить экстремизм в самых разных картинах и книгах, что зачастую только способствует росту протестных настроений. "Я захожу в разные медресе и мечети по всей России, – говорит адвокат Валиуллин, – и слышу, как люди там все чаще говорят: "Они запрещают труды уважаемых нами ученых". Очень часто это играет на руку тем самым экстремистам, которые вот таких озлобленных людей уводят в горы".

Григорий Туманов

"ГАЗЕТА.РУ", 31 августа 2011 г.

На фото: картина Александра Савко "Нагорная проповедь", признанная экстремистской

 

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования