Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"SLON.RU": Сигареты – детям. На заработанные от продажи «детских» сигарет деньги видный меценат и жертвователь РПЦ МП Иван Саввиди построит новую церковь


История с депутатом от "Единой России" Иваном Саввиди, чья семья владеет "Донским табаком", чрезвычайно показательна. Компания, имеющая высокого покровителя, обновляет дизайн сигаретных пачек и свою маркетинговую стратегию в канун 1 сентября, сделав их еще более "детскими". Цветовые решения, мультипликационные изображения на пачках в стиле кукол "Барби", детские вкусовые добавки в сигаретах, рекламные образы (девочки на роликовых коньках, с мороженым, чупа-чупсами и сигаретами) и цена в 23 рубля снимают все вопросы, кому эти сигареты предназначены, – нашим с вами детям. На заработанные таким образом деньги видный меценат и жертвователь РПЦ построит новую церковь, где будут молиться за души безвременно ушедших от курения, а сам он, оторвавшись от партийный и думских забот, в статусе выборщика и представителя Ростовской епархии приедет на очередные выборы Патриарха, как это было совсем недавно.

Депутат Иван Саввиди (журнал "Финанс." в феврале оценил его состояние в $310 млн) – лишь верхняя часть айсберга под названием табачное лобби в российской власти, представляющий интересы своей фабрики, бизнеса своей семьи. Именно это лобби более 20 лет и формирует действующее законодательство, затрагивающее интересы отрасли с оборотом в $17–20 млрд. Наряду с ним от той же "Единой России" с апреля 2011 года депутатом Госдумы стала Надежда Школкина – бессменный руководитель лоббистской структуры, учрежденной и финансируемой Philip Morris и Japan Tobacco, – ассоциация "Совет по развитию табачной промышленности". Как и Саввиди, депутат Госдумы Надежда Школкина планирует защищать интересы россиян и в парламенте нового созыва. Благодаря ассоциации в России были легализованы запрещенные в ЕС обманные термины "легкие сигареты" или "lights" и производство насвая, а вопрос, размещать картинки на пачках или нет, отдали на усмотрение табачных компаний. Все эти новации были закреплены в Техническом регламенте на табачную продукцию, который, по мнению главсанврача Геннадия Онищенко и не только его, является позорным для нашей страны.

Россия – мировой лидер по распространенности курения. 43,9 миллиона россиян являются регулярными курильщиками (60% мужчин и 21,7% женщин курят регулярно в среднем по 17 сигарет в день). 40% беременных женщин не прекращают курение во время вынашивания ребенка, подвергая его жутким мукам. Каждый третий московский учащийся 15–16 лет является регулярным курильщиком.

Мировое лидерство – результат пассивности государства в деле борьбы с курением. Ответственным за регулирование табачной отрасли в соответствии с распоряжением правительства является (не поверите) Минсельхоз. Очень удобный регулятор, постоянно борющийся за урожай, и это в стране, где табак не выращивается. Нынешний закон об ограничении курения, писавшийся под активным воздействием British American Tobacco, абсурден: от любого работодателя требуется оборудовать место для курения (включая школы, детские поликлиники, роддома), полный запрет на курение есть лишь на рейсах авиакомпаний продолжительностью до 3-х часов, в автобусе, в вагоне метро, непосредственно на рабочем месте. При этом штрафы за нарушение этих запретов ввести забыли.

Акцизная политика российского правительства на фоне действий европейцев, турок, канадцев, американцев и других проста и понятна – создание льготного и комфортного по мировым стандартам уровня налогов для компаний. В 2011 году – 7,2 рублей с пачки, в 2012-м акциз увеличится на целых 2 рубля. На фоне минимум 60 рублей с пачки в странах ЕС, или более 200 рублей для Нью-Йорка, российские ставки вполне по силам табачным компаниям. И на маркетинг кое-что остается, и на дивиденды зарубежным акционерам – даже с 23 рублей. Так что "детские сигареты в сегменте – экономный", а, переводя на русский, по цене мороженого и жевательной резинки, еще как минимум 3 года будут в нашей стране.

В рамках борьбы с административными барьерами деятельность по производству и продаже сигарет перестала быть лицензируемой. Так что надежда, что детям не продадут столь привлекательные пачки сигарет Kiss, Sweet dreams от "Донского табака" или Glamour от JTI в киоске или магазине в 100 метрах от школы ошибочна: предприниматель не рискует лицензией, а поставить у каждой точки (а таких не менее 400 000) по полицейскому невозможно.

Инициативы Минздравсоцразвития по защите прав некурящих, по сокращению шаговой доступности табака, по запрету открытой выкладки сигарет в торговом зале (так продают сигареты в Канаде, Норвегии, Финляндии, Ирландии, а со следующего года – в Великобритании и Австралии) заканчиваются отрицательными отзывами "старых друзей" табачных компаний из министерств, ратующих о малом бизнесе и о необходимости потребителя увидеть все новинки легального товара.

Да, табак легален. Но это единственный товар на рынке, который убивает своего потребителя. Убивает медленно, в отличие от героина, но верно. Убивает даже тогда, когда вы все делаете по инструкции изготовителя.

Дмитрий Янин

"SLON.RU", 25 августа 2011 г.

Фото: ИТАР-ТАСС


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования