Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

АПН: Круговая порука безверия. Государство поддерживает РПЦ МП, а долг платежом красен


Лет пять назад мы говорили о кризисе православия с игуменом Григорием Лурье из РПАЦ, и он поведал о "голубом лобби" в московской патриархии. Признаться, я не поверил в подобное, увидев выпячивание частной отвратной темы. В июле ряд публикаций вдруг скинул полог с адского греха. Оказалось, проблема давняя и с последствиями. Содомия как форма укрепления соборности! Ничего себе, заявленье. И горло перехватит, и сплюнешь с досады на такой срам. Ладно, стерпим, странно другое – за осуждением архиереев и общей неловкостью – полная растерянность о путях искоренения. Надо же – дожили и здесь до ступора.

Тысячу лет внедряли православие, свершали монашеские подвиги, создали богословскую доктрину, написали тысячи книг о постижении веры, уверяли в незыблемости канонов – и такой конфуз. Выходит, что-то тонко скрывали, а желаемое выдавали за реальность. Сор из избы никому не хочется выносить, но если шило из мешка лезет, вопросы надо решать.

Какие проблемы будоражат РПЦ? Утрата соборности – первое, что глаза колет. Одних все устраивает, другие недовольны, и стороны непримиримы. Весь российский период – хроника конфликтов в РПЦ. Уклон патриарха Алексея II к иудейству вызвал критику, возникла церковная оппозиция, радиостанция "Радонеж" озвучила её, а митрополит Санкт-Петербургский Иоанн олицетворил это крыло. Расстрел Белого дома усилил противоречия, а выбор президента в 96-ом расколол православных на два лагеря. Принятие в 2000 г. нового Устава с нарушением правил усилило разлад. В 2007 г. митрополит Чукотский Диомид критикует церковь за утрату чистоты веры и обозначает причины ошибок. Этой весной ижевские иереи заявили о грехах РПЦ в открытом письме патриарху Кириллу. Не считая десятков малоизвестных столкновений.

В этой битве за веру патриархия довела ситуацию до противостояния архиереев и общины. Недовольство приходского духовенства уже не скрывается, обсуждается в блогах священников и мирян. Епископы властвуют феодальными сеньорами, батюшки как бесправные вассалы сносят произвол, а за протест их лишают приходов или переводят в глушь. В церкви насаждается авторитаризм и потакание страстям. Содомический грех – одна из сторон деспотии. Осатанели, что ли, архиереи, сведя братскую любовь к плотскому сношению и полагая – лучше с мужчиной, нежели с женщиной? Что вы, практично: внешне грех скрыт, "голубая среда" даёт контроль над ставленниками, и страсть утолять легко. Свои люди, сочтёмся. Патриарх и Синод знают и терпят, потому что… выгодно. Суть проблемы – кадры для управления епархий.

Архиереи должны быть в курсе жизни, ладить со спонсорами и проявлять дипломатию. Все они – из учёных монахов, получивших постриг при обучении. Такие монахи еще нестойки душой, подвержены мирским соблазнам, и двоедушие становится чертой характера. В итоге перед нами – симпатичный лицемер при сане. Надеюсь, изврат немногих коснулся, но изворотливость – будто вторая натура. Если поставить епископом игумена из монастыря, епархию начинает лихорадить. Не умеет аскетичный архиерей лавировать, а общение с региональной властью и бизнесом требует кривить душой. Так иерархию РПЦ заполнили чуть не оборотни в рясе: на словах агнцы, в делах – волки. Административная потребность обернулась криминалом против веры и братства. Дальнейший разбор вытянет целую гроздь неприглядностей и всё взаимосвязано.

Деньги сблизили архиереев и власть: освобождение от налогов при финансовых операциях открыло широкое поле для сотрудничества. О коммерческом размахе остаётся догадываться, но интернет пестрит постами о безакцизной торговле табаком и алкоголем, рыбными промыслами и долей нефти под эгидой Гундяева. Это же – Клондайк, золотое дно! На рок-фестивале в 2004-ом нас вселили в гостиницу "Университетская", якобы принадлежащую этому митрополиту. По стенам иконы висят, в тумбочках – Новый завет. В номерах-то всякое деется, прямо как в песне – "попу – баян, икону – папуасу". Недавно в Новосибирске архимандрита Феодосия из храма Всех Святых лишили настоятельства за стяжательство. Отче держал автостоянку, монахам давал послушание в виде охраны, а барыши – в свой карман. Подобных случаев множество.

Может, всё сплетни? Факты знает налоговая инспекция, а церковь блокирует информацию о своей жизни. Освещают житие елейно, а подоплёку – под священный покров. Возник двойной стандарт – в тени благочинности скрыты дорогие авто и растраты, возлияния на светских приёмах и прочие излишества. Для чего это архиереям? Государство поддерживает православие, а долг платежом красен. Требуется проявлять лояльность и демонстрировать дружбу с иноверцами. Здесь корень экуменизма и сергианства – зависимости от светской власти. За 20-ть лет уступок и ошибок Патриархия потеряла православную чистоту, опорочилась, наполнилась менеджерами в клобуках и обрела антицерковный вид. Миряне сомневаются и отпадают от воцерковления. Не лежит душа к лицемерию, надо бы в храм, а не хочется. У худого дерева и плод с червоточиной.

Перекос и измена религиозных генералов на пустом месте не возникают, главная причина глубже. На Поместном соборе в 1988 г. не поставили вопрос о сотрудничестве многих иерархов с КГБ и религиозным советом. Эти агенты в рясах имели клички и подчинялись коммунистам, но… вошли в Синод, а многие поныне наверху иерархии. Об этом писал священник Георгий Эдельштейн в "Записках сельского священника". Старшие пастыри попросту перенесли двуличие и лицемерие в административную систему РПЦ, окружив себя подобными архиереями. Нажитый советский опыт заработал в России, но с буржуазной спецификой, а формализм веры и насаждение сергианства – следствие прошлых грехов. Сразу открываются истоки всех бед в церкви.

Покаяния в отступничестве, конечно, не было, а вот новую Россию клирики приняла "на ура". Надо же, наше общество стоит на семи смертных грехах – от сребролюбия и честолюбия до сластолюбия и гордыни, а епископы души не чают в светских властях! Будь хоть немного веры, подвергли бы обструкции российские основы и обличали вред для души. Ничего похожего – благостная дружба с кремлём. Критика социальных пороков от патриархии выглядит ханжеством, ведь эти язвы рождает система, с лидерами которой иерархи рука об руку. Особо ярко проявилось новое фарисейство в 2000 г. на Архиерейском соборе, когда нагло перекроили Устав РПЦ и узурпировали власть в сторону Синода. Если президентская администрация верховодит в стране, то и патриархия будет копировать стиль начальника. Как реагируют православные братья?

Часть клира и паствы от такого безобразия лишь отмахиваются, пеняя братьям на высокоумие и правдоискательство, ведущее к расколу и смуте. Думайте, мол, о личном спасении, а жизнь иерархов только гордыню распалит. Моя хата с краю, лишь себя уважаю. Во-первых, смута давно гуляет и ширится, во-вторых – у верующих не может быть "личного понимания" Завета Христа. Речь не о ребусе, а о сути веры. Веками говорено – личное спасение и соборное служение. Эти части неразрывны, а если о пороках молчать – греху потакать. Иного понимания в православии нет. К радости, остались братья, как отец Павел Адельгейм или протоиерей Дмитрий Назаров, смело говорящие об ужасающем положении в РПЦ. Поговорить-то можно, а как искоренять?

Общее мнение – возврат к принципам Поместного собора 1917-1918 гг. Как это, если иерархи – как символ их отрицания? Заменить руководство и всё переменится? Таких сил на обновление нет. 60 миллионов православных словно воды в рот набрали и втихаря маются от бессилия. Хуже – начни реформировать церковную систему, и грянет раздор. Однако скрытый раскол налицо и неизбежно выйдет наружу, тогда о единстве забудь, а судилище распалит до расправы. Патовая ситуация – то и другое потребует изрядно пострадать. Значит, болезнь надо лечить сейчас, пока тело не обездвижено, а то пальцем будут тыкать в пролежни, и не оправдаешься.

Надо понять, сергианство появилось не при большевиках – от крещения клирики подчинялись княжеской власти, помыкая братьями-холопами. В 1905 г. будущий богослов С. Булгаков написал в "Неотложной задаче", что "…официальное "православие", которое в течение веков позорило христианскую религию союзом с господствующей формой государственности, унижаясь до роли не только атрибута этой государственности, но и прямо полицейского средства… и долго будет этот яд зачумлять все, что будет воздвигнуто на этом месте". Увы, из прошлого выросло горькое настоящее. Именно административный диктат архиереев и сеет смуту, а уж верующие с грехом пополам хранят веру. В этом ответ о религиозном тупике.

Официальное "православие" изжило соборность, сведя веру к покорности строю и одинокому спасению под патронажем попа. Миряне разобщились в изоляции, потому церковники выгодны любой власти, и она всегда будет контролировать православных начальников, а они – лицемерить и развращаться, внушая тотальную праведность третьего Рима.

Давно попраны правила и дух Вселенских соборов. Например, из священного чина надо извергать падших, но архиереев за содомию не наказали. Миряне в банях с женщинами моются, в дни воскресные на колени встают, своекорыстие, роскошь и симония повсюду. За аборты, содержание публичных домов или когда три воскресных дня в храм не явился – точно требуется отлучение. Сколько миллионов надо прямо сейчас изгнать? Если далее копать, вовсе крамолой запахнет. Как величают отступников, по-своему толкующих каноны? Их называют "еретиками", а у нас что – русская вариация на греческую тему? По третьему правилу Халкидонского собора клирикам запрещено "ради гнусного прибытка" заниматься "мирскими делами", а епископы по уши в бизнесе. Согласие со Статьёй 28 Конституции о равноправии всех религий и атеизма для православия как измена: служат двум господам и Иисус не помеха. Подобных отступов тьма.

Поместный собор нужен, но слепому ясно – через движение снизу, ведь без обратной связи не соборность, а лишь профанация будет. Мирянам потребно не скалиться в интернете, а сбиваться в группы, идти в храмы и отыскивать здравых священников, да совместно решать наболевшее. Далее надобно налаживать связи меж такими группами по стране. Если какого батюшку за правду накажут, так защищать и от епархии требовать отчёта, а надо – пикетировать и освещать в СМИ архиерейский диктат. Удастся соединиться в движение, сможет низовое духовенство самых достойных выдвинуть, тогда и созывать Собор, а уж духовенство разберётся с отступничеством и покаянием. Такая работа более похожа на соборное единство клира и мирян.

Думаю, немало поязвят об идеализации "подхода снизу" и махом усомнятся в успехе. Ну-ну – правом на спасение воспользовались, а от обязанности защищать правду Божию уклонились. Во, православный подвиг – одной рукой креститься, другой соблазны пестовать, похохатывать да горделиво поучать от "личного разумения", а случится какая напасть – на чёрта вину валить, и подушку щекой давить! Такие ухищрения на праздность и крепят круговую поруку безверия. Всё будут тягать бесконечное бревно из своего необъятного ока, пока не наступит смерть приходам, а верующие от безысходности вконец не раздухарятся. Для общинного спасения дано пророчество о Судном дне, и не лукавый запутает, а ложное смирение и суесловие спихнут русских в очередную катастрофу. И продлится в лету непотребная канитель, пока звёзды с небес не сверзятся …

Олег "Манагер" Судаков

АПН, 29 августа 2011 г.

Фото с сайта: store.manager.lenin.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования