Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Журнал № 65: Новый механизм московского давления на Украинскую Церковь


С 26 по 28 июля 2011 года в Киеве находился Московский Патриарх Кирилл. Его очередной летний визит в Украину был менее масштабным, чем турне 2009 и 2010 годов. Кроме того, в отличие от предыдущих лет, в официальной программе визита отсутствовали встречи с первыми лицами государства. Со стороны украинских СМИ в этот раз не наблюдалось особого интереса к визиту. Действительно, приезды Патриарха Кирилла в Украину уже становятся повседневными событиями, которые почти не привлекают внимание общества.

Однако летний визит Патриарха Кирилла в Киев в 2011году неожиданно приобрел особую окраску. 8 июля в Киеве состоялся Собор Украинской Православной Церкви, который инициировал заметное переформатирование сил в УПЦ. И поэтому визит Патриарха Кирилла воспринимался наблюдателями именно в контексте церковных событий, разворачивающихся в последние недели в Киеве. Определенным ответом Москвы на Собор 8 июля стало заседание Священного Синода РПЦ, которое состоялось в Киеве 27 июля.

Неожиданный отчет

Заседание Синода Русской Православной Церкви [Московского патриархата], которое состоялось 27 июля в Киево-Печерской лавре, стало в известной мере беспрецедентным. Точнее, именно таковым следует признать синодальный журнал № 65. Этот журнал свидетельствует о том, что Московская патриархия сделала попытку создать новый механизм влияния на украинские церковные дела.

В журнале № 65 говорится, что Киевский митрополит Владимир представил Синоду РПЦ свой доклад о Соборе епископов УПЦ и о Юбилейном Соборе УПЦ, которые состоялись в Киеве 8 июля. Уже сам факт такого доклада наводит на размышления. Дело в том, что ни действующий Устав об управлении УПЦ, ни действующий Устав РПЦ не предполагают подобных отчетов. Согласно Уставу об управлении УПЦ, постановления Собора епископов и Собора УПЦ вступают в силу с момента их принятия (см. разделы II, 9 и III, 16). И никаких докладов об этих решениях на заседаниях Синода РПЦ предстоятель Украинской Церкви делать не должен. Более того, за двадцать лет автономного бытия УПЦ киевские митрополиты никогда не отчитывались на заседаниях Синода Русской Церкви о проведенных в Украине Соборах. Только на Архиерейских и Поместных Соборах в Москве предстоятель УПЦ мог выступать с програмными докладами о жизни Украинской Церкви, включавшими, в том числе, и информацию о деяниях Соборов УПЦ.

Итак, 28 июля создан новый прецедент. Теперь Московская патриархия, ссылаясь на журнал № 65, может потребовать и в будущем от Киевского митрополита подобных отчетов.

(Не) Действующий Устав

Журнал № 65 содержит объемную справку о Соборах, которые состоялись в Киеве 8 июля. В этой справке сразу бросаются в глаза две важные детали.

Первая. Хотя в справке достаточно подробно описаны все решения, принятые в Киеве 8 июля, все же одно из центральных решений Собора УПЦ здесь даже не упоминается. Справка полностью обошла молчанием шестой пункт Постановления Собора, посвященный Уставу об управлении УПЦ. В этом пункте делегаты Собора утвердили Устав УПЦ в редакции декабря 2007 года, и подчеркнули, что Устав "вступает в силу с момента принятия". Отсутствие в справке упоминания об этом пункте ярко свидетельствует о том, что он принципиально не устраивает Московскую патриархию.

Напомним, что еще в 2008 году, когда новая редакция Устава об управлении УПЦ еще только была утверждена Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий, Патриарх Алексий II (наверное, не без влияния тогдашнего главы ОВЦС митрополита Кирилла) поставил под сомнение законность церковного и государственного принятия Устава и заявил, что новая редакция Устава вступит в силу только после ее принятия Священным Синодом РПЦ и утверждения Московским Патриархом. Это заявление повлекло конфликт между руководством РПЦ и Госкомнацрелигий Украины. 25 июня 2008 года Комитет также сделал официальное заявление, где обратил внимание на некорректность высказываний Патриарха Алексия. Однако, проблема Устава УПЦ так и осталась нерешенной. Украинская Церковь продолжает руководствоваться Уставом в редакции декабря 2007 года, не направляя его для принятия в Москву. Московское же церковное руководство настаивает на том, что Устав следует направить Московскому Патриарху для официального утверждения.

8 июля Устав был окончательно принят Собором УПЦ. Тем не менее, как свидетельствует справка, размещенная в журнале № 65, Москва и сегодня воздерживается от официального признания этого Устава. Похоже, что недовольство в Москве вызывает не сам Устав, а прецедент демонстративного внесения в него изменений без предварительных консультаций с Московским Патриархом.

Вторая важная деталь справки - особая интерпретация результатов Собора епископов УПЦ 8 июля. По версии справки, "Собор епископов Украинской Православной Церкви постановил также создать постоянно действующую Межсоборную комиссию под председательством митрополита Донецкого и Мариупольский Илариона". Однако, официальное сообщение о работе Собора существенно отличается от "версии справки". 8 июля 2011 года Официальный сайт УПЦ сообщал: "Собор рассмотрел вопрос Устава об управлении Украинской Православной Церкви и решил создать постоянно действующую комиссию во главе с митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом по рассмотрению всех предложений, поступивших по этому поводу и высказанных в ходе Архиерейского Собора".

Итак, по официальной информации, Собор епископов УПЦ, во-первых, не придавал созданной им комиссии статуса "межсоборной", а во-вторых, поручил ей заниматься исключительно рассмотрением предложений по Уставу об управлении УПЦ. По версии же справки, 8 июля в УПЦ появился орган с более широкими (хотя и четко не прописанными) полномочиями. Таким образом, авторы справки пытались дать событиям 8 июля толкование, которое бы устроило Московскую патриархию. Именно эта тенденция продолжилась и по отношению к определениям Синода.

"Рассмотрение предложений", или "Доработка отдельных положений"?

Заслушав доклад митрополита Владимира, Священный Синод РПЦ постановил "принять его к сведению". Однако далее в журнале № 65 помещен пункт, который развивает интерпретацию событий 8 июля, представленную в справке. Синод постановил: "Принять к сведению решение Собора епископов Украинской Православной Церкви о создании Межсоборной комиссии, которой, в частности, поручена доработка отдельных положений устава Украинской Православной Церкви, выразив надежду, что комиссия учтет пожелания, высказанные в ходе Собора епископов Украинской Православной Церкви, а также поступившие в адрес Собора предложения".

Выясняется, что, по версии Москвы, Собор епископов УПЦ уполномочил "Межсоборную комиссию" доработать отдельные положения Устава. Кроме того, обработка Устава - это лишь одно из поручений, которое получила комиссия. Однако, по официальной информации, обнародованной УПЦ, комиссия получила поручение не дорабатывать Устав, а только рассматривать предложения, поступающие на этот счет. Согласно Уставу УПЦ, вносить в него изменения и дополнения может только Собор епископов УПЦ с последующим принятием Собором УПЦ (раздел XV, 2). Комиссия же может лишь рассмотреть поступившие предложения к руководству УПЦ по поводу новой редакции Устава и доложить о них Собору епископов. А дорабатывать Устав имеет право уже не комиссия, а Собор епископов, хотя и на основании выводов комиссии.

Теперь сведем все вместе. По версии Синода РПЦ, принятие Устава УПЦ, которое состоялось 8 июля, фактически является неправомочным. Московская патриархия настаивает на том ("выражает надежду"), что Устав будет существенно отредактирован и представлен на утверждение в Москву. В этом отношении московское церковное руководство возлагает особую надежду на созданную 8 июля комиссию под председательством Донецкого митрополита Илариона. Синод РПЦ переквалифицировал ее в "межсоборную", что фактически означает попытку вывести комиссию из подчинения Синоду УПЦ и создать из нее новый центр власти, альтернативный по отношению к украинскому Синоду. Итак, по замыслу Москвы, в Киеве (или Донецке?) имеет место создание "постоянно действующей" структурной единицы управления УПЦ, не связанной с нынешним окружением митрополита Владимира. Именно на тесное сотрудничество с такой структурой и рассчитывает Патриарх Кирилл, потому что сотрудничество с Киевской митрополией (одной из ключевых фигур в которой является архиепископ Александр Драбинко) фактически стало невозможным. Сегодня в Киеве все чаще рождаются и реализуются инициативы, которые не просто не удовлетворяют Москву, а открыто идут против интересов Патриарха Кирилла.

Проверка на лояльность

Итак, заседание Синода РПЦ, состоявшееся в Киеве 27 июля, подтвердило, что вопрос новой редакции Устава УПЦ является для Патриарха Кирилла принципиальным. Московская патриархия всячески пытается добиться пересмотра изменений, внесенных в Устав 2007 года. И это страстное желание способствовало появлению журнала № 65, который входит в противоречие как с действующими Уставами РПЦ и УПЦ, так и с постановлениями Собора епископов УПЦ от 8 июля. Этот журнал вполне вписывается в кампанию действий против Устава 2007 года, которая началась почти с момента его принятия. И здесь обе стороны (как Киевская митрополия, так и Московская патриархия), похоже, пошли на принцип. Для Патриарха Кирилла добиться отмены этой редакции Устава значит продемонстрировать свое реальное влияние на УПЦ. Для Украинской же Церкви отстаивание права самостоятельно изменять свой Устав означает защиту своего особого канонического статуса.

Кроме того, журнал № 65 показал не только традиционное стремление Московской патриархии установить контроль над УПЦ, но и кодифицировал возможный механизм московского влияния на церковную жизнь в Украине. Совершенно очевидно, что Донецкий митрополит Иларион желает занять Киевский митрополичий престол после митрополита Владимира. И поэтому он заинтересован в поддержке своих амбиций со стороны Патриарха Кирилла. Теперь и Москва выдвинула к митрополиту Илариону конкретное требование: добиться пересмотра Устава 2007 года в желаемом для Патриарха Кирилла духе. Если "кандидат" с этой задачей справится, это будет означать не только его лояльность, но и способность эффективно решать поставленные Москвой задачи. Интересно и то, что проблема Устава названа лишь одним из вопросов, которые должна рассмотреть "межсоборная" комиссия митрополита Илариона. Возможно, Московская патриархия планирует через эту комиссию "продавить" рассмотрение и других вопросов...

Глеб Коваленко,

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 1 августа 2011 г.

(с) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования