Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Афон и эмансипация. "Женский вопрос" на святой горе


Греческий полуостров Афон — монашеская республика — единственное место на земле, где вот уже несколько столетий не ступает женская нога "всего дышащего, которое хвалит Господа" (Пс. 150, 6). На Афоне не содержат даже женских особей птиц и зверей.

Согласно Церковному Преданию, полуостров находится под особым покровительством Богородицы, которая проповедовала тамошним язычникам Евангельское благовестие. Русский исследователь Востока XIX в епископ Порфирий Успенский в "Истории Афона пишет об этом так: "Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем".

Уникальность Афона закреплена в его административно-правовом статусе. Конституция Афона имеет силу государственного закона Греции; особый статус Святой Горы закреплен в статье 105 действующей конституции Греции. Устав полуострова "проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений", с того времени, когда в 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам, в чьих руках содержится законодательная исполнительная и судебная власть. Греческое государство на Афоне представлено губернатором, подчиняющемуся Министерству иностранных дел Греции. При нем есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских, в обязанности которого входит наблюдение за соблюдением гражданского законодательства. Самоуправляемое сообщество 20-ти православных афонских монастырей с 1312 года находится в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (как в византийскую эпоху), чье имя провозглашается за богослужением. Статья 5 Устава гласит: "Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха".

Вернемся к "женскому вопросу" Афона. Статья 186-я Устава гласит: "В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы". Это ограничение основано на желании сохранить духовное целомудрие монахов и внимании к посещению Святого Горы Божией Матери.

Понятно, что с такими запретами количество женщин-паломников увеличится и великого чуда с ними не произойдет. Наоборот, скорее вразумление, а не исполнение желаний. Согласно древней легенде, дочь византийского императора Феодосия (V в.) Плакида посетила Святую Гору. У входа в монастырский храм, построенный на средства ее отца, она услышала голос, исходивший от иконы Богородицы, приказавший Плакиде удалится, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Однако историй с посещением женщин Афона не счесть. В 1347 году сюда приехал новоназначенный сербский король Душан, вместе с женой, которую не пожелал оставить без себя. Завоевав Грецию, Душан особо покровительствовал Афону, провел в монашеской республике несколько лет семьей (видимо опасаясь от свирепствовавшей чумы). Вообще царствование Душана (1308–1355 гг.).

В 1470 году, на Афон прибыла на роскошном корабле сербская царевна Маро, супруга султана Мурата I. Она привезла здешним обитателям богатые дары… Ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль, что она и сделала.

В 1821 г. после греческого восстания против турецкого владычества и в 1854 г. после неудачного восстания против турок на Афоне скрывались беженцы с семьями. В 1948 г. 17-летняя греческая партизанка Эвгения Пейю укрывалась на Афоне после разгрома, учиненного в ходе греческой гражданской войны. В одном из интервью Пейю вспоминала, что ее обуял страх и раскаяние, когда она узнала, что находится на территории, куда женщинам вход воспрещен; отказавшись войти в монастырь, Пейю была оставлена нести караул снаружи. Все это время она молилась, чтобы в поле ее зрения не появился враг и ей не пришлось бы покуситься на убийство в святом месте.

Существует история о феминистке, проникнувшей на Афон в мужской одежде. Когда она поняла, что неузнана, то раздевшись, решила выкупаться в море, где и была съедена акулой.

В прессе довольно часто мелькают сообщения о требовании посещения женщинами Афона. Одно из недавних: Εισβολή γυναικών στο Άγιο Όρος от 09. 01. 2008.

Проникнуть на полуостров можно с разрешения греческих властей, которое можно получить в ближайшем от Греции городе Уранопулосе. При въезде на территорию республики висит табличка, напоминающая о запрете посещения Афона женщинами.

Однако, как видим, "законы существуют, чтобы и нарушать". Эти нарушения, явные и тайне (незафиксированные проникновения женщин на остров также имеют те же мотивы, что и явные) можно разделить на несколько категорий:

1) Те, которые вынужденно посещают остров: беженцы, скрывшаяся от чумы семья сербского короля Душана. Эти люди, зная о святости места, вели себя пристойно. Их визит был мотивирован желанием спастись от преследований (возможно с верой в заступничество Богородицы) и помощью самой монашеской республике. Во всяком случае, эти люди не были отвергнуты монашеским сообществом полуострова.

2) Полная противоположность первой. Люди с корыстными побуждениями (Плакида, возможно царевна Марго, феминистка, погибшая в пасти акулы). Эти люди движимые личными амбициями получали вразумление свыше (голос от иконы, явление ангела), или знаменование и урок для других.

Конечно, судьба женщин проникших на полуостров не всегда известна широкой общественности. Может потому и неизвестна, что кроме позора, а точнее вразумления, которое горделивый ум не в состоянии пережить без "изменения психики и сознания" нечем похвалиться.

Покорение Афона не сродни покорения Эвереста. Особенно женщинами. Миру известно много историй где работает принцип: "не влезай — убьет" (гробница Тутанхамона, 1922 г., различные "заповедные места", которые не поддаются изучению, земные аномалии и т. д.).

Владыка Иларион (Алфеев), рассказывая своим прихожанам о визите на гору Афон, заметил, что запрет вступать женщине на Святую Гору обусловлен тем, что монахи, вступившие в монашескую республику решили радикальнейшим образом порвать с миром, создав условия духовной тишины для пребывания с Богом.

Какие выводы можно сделать в свете вышеизложенного и преломленного через призму феминистического движения?

1)  Афон является "лакмусовой бумажкой", показывающий духовное состояние того, кто туда прибывает. Не говоря о женщинах, не все монахи-мужчины смогут жить в Афонской монашеской республике со строгим уставом и высоким уровнем духовной жизни и созерцательности, самовоспитанием. В связи с этим странно желание многих просветленных современной свободной цивилизацией и уравнением прав мужчин и женщин, — феминисток, — оспаривать мужскую монополию на полуостров. Вряд ли одна из этих женщин примет образ жизни афонских монахов, а если вдруг ей станет трудно уравняться в правах, то на худой конец она может уйти в монастырь. Жаждущие равноправия женщины, скорее всего, устроят монастырь у себя дома со своим уставом и будут своему мужу рассказывать, какие он должен нести подвиги, тем более, что есть пример, пусть и не совсем такой, но пример.

Одно дело приехать посмотреть, позагорать, поглазеть, пофотографировать, посмотреть на высоты духовной жизни и уехать, причем может, даже зная, что уедешь. Другое дело — этим жить. Здесь не до феминизма.

2)  Афон — узда для тех, кто думает, что вечные порядки и непреходящие ценности — пережиток прошлого. Тех, кто забыл какие-то истины, Господь вразумляет, особенно туристов.

Андрей Ухтомский

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 28 июня 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования