Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА": Почему повесился священник? Новые подробности дела о самоубийстве вятского протоиерея Петра Шака


Петр Шак , 47 лет, служил настоятелем Свято-Успенского собора Трифонова монастыря в Кирове с 1992 года. Верил ли протоирей в Бога? – судить не берусь, исходя из его поступка, но, по моим опросам, вел он линию нравственную, не пил, не блудил, характеру был спокойного и всегда утешал иных страждущих прихожан добрым и мудрым словом. В личной жизни  Петра  вроде бы все сложилось отлично. Кроткая, богобоязненная супруга - матушка Надежда, два прилежных сына - студенты.

С прежним владыкою Вятским и Слободским Хрисанфом, почившим в начале года, водил он дружбу. К тому же оба священнослужителя земляки из Украины. Но случалась у них, как сказывают, и размолвка оттого, что владыка Хрисанф разрешал молиться за самоубийц их близким. Петр, однако, высказывал владыке в лицо свое несогласие по сему поводу.

После кончины владыки Хрисанфа на смену ему прислали на Вятку архиепископа Хабаровского и Приамурского – Марка.

Говорят, что новый владыка отличается жестким нравом, и многие полагают, что именно это стало причиной трагедии. Дело в том, что протоирей Петр, как и еще ряд вятских служителей, включая настоятелей храмов, были уволены по указу Марка. На сайтах приводят пояснения самого Марка на этот счет: "Ну, во-первых,— экономические преступления, а во-вторых, я хочу работать со своей командой".

Ранее на интернет-форумах предупреждали:

"Суров новый архипастырь, вельми суров…. Вятские попики плачьте - для вас наступил день Страшного Суда в масштабах отдельной епархии!".

"Да, священникам придется тяжело. Владыка Марк непредсказуем. …. Храмы в Хабаровске новые и дорогие, а жизни в них нет. Дни правления Хрисанфа будут вспоминаться вам как благие".

"Преосвященный Хрисанф был человеком мягким. Обмануть его и втереться в доверие (хотя бы посредством букета роз) было несложно. Лесть и подарки обожал. К нравственности вятского духовенства относился с большой скидкой на нынешние времена… С Марком такие фокусы не пройдут!".

Хотел я встретиться с Марком. Служащий из епархии пошел доложить владыке. Вернулся минут через десять и сказал, что сегодня принять не могут, ибо сегодня праздник - День Святага Духа. А наутро Марка вызвал в Москву Патриарх Кирилл, надо думать, что по поводу самоубийства протоирея.

БАНДИТЫ ЖЕРТВОВАЛИ НА ЦЕРКОВЬ

Сразу же после отстранения отец Петр попал в реанимацию с сердечным приступом. Когда оклемался, пытался прийти на прием к владыке, но было отказано. Из сего можно вывести, что причины для гнева были у Марка весьма весомые.

На этот счет я поговорил с одним из священников Свято-Успенского собора, в котором покойный Петр был настоятелем. И хотя тот священник не скрывал имени, я все же решил "не светить" его.

- Скажите, батюшка, насколько можно доверять слухам, что данный собор, как и еще ряд вятских церквей, были отреставрированы на воровские и бандитские деньги, что якобы и вызвало гнев владыки Марка?

- Епархия принимала пожертвования от разных людей, в том числе и от тех, которые нажили свои капиталы, наверное, неправедными трудами. Вы же знаете, как добывались деньги в недавние смутные времена. Но ежели эти люди пришли к раскаянию и решили вот так искупить свои грехи, если даже это грехи кровавые, то почему бы и не принять от них деньги?

- Это были большие суммы?

- Я не занимался бухгалтерией. Могу сказать, что объем работ был значителен. Однако с домыслами, что протоиерей Петр что-то крал, я решительно не соглашусь. Обычно настоятель Петр знакомил между собой людей, которые давали деньги и которые строили, реставрировали. Они напрямую договаривались между собой.

- Так ведь возмущение Марка, наверное, вызвал сам факт происхождения денег, возможно, еще не высохших от крови?

- Лично я от Марка ничего на сей счет не слышал. У нас три новых храма построены на деньги вот этих…, этих людей. Так что теперь их сломать прикажете? Насколько праведные, иль неправедные деньги, в том сам Господь разбираться будет.

- Какую ж вину вменили Петру? За что его отстранили?

- Насколько я знаю, там были незначительные финансовые нарушения, как и в любом строительстве, но ничего криминального Петру не предъявлялось. И когда он попал в больницу, владыка Марк сказал ему, батюшка, выздоравливай, потом поговорим. А то, что владыка Марк стал увольнять вятских священников, освобождая места под своих хабаровских, так это можно понять. Он прибыл со своей испытанной командой, а нас он совсем не знает.

- Правда, что Марк потом отказал Петру в приеме?

- Петр при мне приходил два раза, но Марка в эти дни в епархии не было.

- Многие сомневаются в самоубийстве Петра, полагая, что убили его…

- Про то не готов сказать, работает следствие.

- Если это самоубийство, то вы, хорошо знавший Петра, как бы могли объяснить такое?

- Зная его, я не могу подвести никакой логики. Видно бесы нашли-таки в нем какую-то болевую точку… К тому же, Петру сделали операцию на щитовидке, а это серьезный стресс, который мог сему поспособствовать.

- Снятие с должности Петр очень трагично переживал?

- Я б не сказал. Он подал прошение владыке вывести его за штат. И Марк сказал, что рассмотрит прошение. В результате он или ушел бы служить в какой-то дальний приход, или бы стал заниматься мирскими делами. Он был жизнерадостным человеком. Любил поговорить с незнакомыми даже о пустяках вроде – погоды.

- Вы когда его последний раз видели? И в каких он был настроениях?

- Мы виделись дня за три до трагедии. Он пришел и просил прощения у одного священника, с которым были у него напряжения. А потом говорили, что за несколько часов до трагедии был ему какой-то звонок, кто-то якобы угрожал.

- Петр прощения просил у отца Александра, настоятеля Спасского собора, а также известного вятского байкера?

- У него. Петр с Александром конфликтовали. Но в тот день они отошли в сторону и мирно разговаривали о чем-то.

- Из-за чего священники конфликтуют?

- Так они тоже люди - со своими слабостями.

- Еще говорят, что у Петра были долги перед бандитами, займы что ли какие-то?

- Да ерунда все это, наговаривают!

- А что за история с дорогим джипом, на котором якобы ездил Петр?

- Нормальная история. Петр обратился к директору известного автосалона с просьбой пожертвовать джип для епархии. Вот, мол, владыка новый приедет, нужна машина. Директор позвонил в Москву. Разрешили пожертвовать машину за 970 тысяч рублей. Но это был обычный автомобиль с обычной комплектацией. Тогда он спросил, а можно ли с последней комплектацией?

- То есть, более дорогую?

- Ну да. Опять позвонили в Москву, там сказали, нет, только за эту сумму. Тогда Петр предложил, давайте мы доплатим сверх 970 тысяч и возьмем улучшенную модель. Договорились, и сейчас владыка Марк ездит на ней.

ВДОВА ПЕТРА ЧЕГО-ТО БОИТСЯ

Проживал Петр с семьей в казенном епархиальном доме недалеко от храма. Дом не ахти какой, деревянный, и небольшой. Во дворе изящный цветник, под навесом старенькая иномарка. На звонок вышли вдова покойного матушка Надежда и один из сыновей. Я предложил рассказать про Петра нечто хорошее в противовес разным наветам, но они почему-то отказались.

- Я опасаюсь за сыновей, - изрекла матушка.

- Скажите, какой он был человек?

- Хороший был человек, и наша семья не испытывает тяжести по поводу его ухода. Напишите, пусть люди о нем помолятся, а мы будем добиваться заочного отпевания.

- Есть  мнение, что Петра убили, - высказал я.

- Нет! Нет! – мгновенно и, как показалось мне, нарочито отвергли сие на два голоса родственники. Словно так научил их следователь.

Про какого страшного человека мог рассказывать Петр в своей предсмертной записке на трех тетрадных листах? Многие вятские подозревают в том отца Александра настоятеля Спасского собора. Хотя и не указывают в печати имя его, называя Доброжелателем. Вот, например, что поведал газете "Вятский наблюдатель" некий анонимный священник: "…он (отец Петр) рассказывал, что подвергается ежедневной травле со стороны известного в Кирове батюшки, которого даже прозвал "отец доброжелатель". Он знал, что на имя Владыки Марка поступило множество кляуз, содержащих обвинения в его адрес, и знал, кто их автор. Самому священнику Доброжелатель сообщал, что "скоро его посадят в тюрьму", "выведут за штат", а он, выгнав матушку, приберет к рукам "все его добро и хозяйство". Незадолго до смерти отец Петр рассказал, как однажды, работая во дворе, услышал знакомый голос: "Давай, трудись, негр, мне на благо. Скоро  весь дом мой будет". …Благо бы, будь Доброжелатель сам непорочен, но известно о его пристрастии к алкоголю. Или недавний скандал, который едва удалось замять: он попытался изнасиловать матушку - жену одного из местных священников. Замечен также и в более неприличном поведении, но все ему почему-то сходит с рук. Более того, он теперь благочинный...".

"МЫ С ПОКОЙНЫМ НЕ БЫЛИ ВРАГАМИ"

С благочинным отцом Александром мы встретились в его Спасском соборе.

- Скажите, отец Александр, у вас с покойным отцом Петром действительно была глубокая неприязнь, как сказывают, оттого что он по-соседски захватил часть вашей земли и часть жилища?

- Я не хотел бы сейчас говорить об этом, дабы не тревожить прах покойного.

- Но вы заявляли ему: "Трудись, негр, мне на благо. Скоро  весь дом мой будет!"?

- Это полнейшая чушь, которую не собираюсь и комментировать.  С отцом Петром мы жили в одном деревянном доме с 1994 года. За это время случались размолвки, как у всяких соседей, но я давно ему все простил. Надеюсь и он мне простил какие-то мои грехи. Никаких неприязней меж нами не было, хотя и друзьями тоже мы не являлись. Были ровные и спокойные отношения.

Отец Петр был западным украинцем из-подо Львова со всеми присущими этой нации особенностями. Приведу вам такой пример. Помните, когда украинская ПВО сбила по ошибке пассажирский самолет. Кучма тогда всех убеждал, мол, это не мы, пока наглядно не доказали. И вот я спрашиваю, отец Петр, а ты бы сознался на месте Кучмы? А он, не задумываясь, отвечает: нет! Вот, говорю, в том ваша сущность.

Сейчас говорят, якобы я или кто там еще требовали у него вернуть этот дом и землю, мол, кто-то грозил ему выселением. Полная ерунда. Отец Петр все это приватизировал, и ни по каким законам его выселить ни у кого не получилось бы.

- Так какой же повод тогда у него для повешенья?

- Лично я никаких причин не вижу. Смещение с должности, конечно же, не причина. Что касается обвинения Петра в финансовых нарушениях, то в этом я несведущ, не знаю. Могу лишь догадываться, что доходы в его соборе были немалые – от экскурсантов, паломников и разных жертвователей. Однако же, вдруг оказывается, что казна церковная у него пуста…

- Отсюда предположения, что он чего-то похитил?

- Я бы не стал говорить – похитил. Возможно, там были выстроены какие-то финансовые схемы еще с благословения покойного владыки? Например, в газетах тиражируют слухи, что некие вятские предприниматели передали епархии землю, которая прежде принадлежала Успенскому собору, где Петр был настоятелем. Отец Петр почему-то оформил землю сначала на себя, а потом передал ее некому неизвестному человеку.

- Да, я читал. Ежели это правда, зачем он так сделал?

- Наверное, не хватало зарплаты?

- Какова зарплата священника?

- Она очень разная. Если батюшка хочет заработать, он пойдет на кладбища служить панихиду, не откажется освящать квартиры, машины и прочее. Петр этим активно не занимался, у него много прочих дел было.

- Вы бывали в доме Петра? Он богато жил?

- Я был в его доме последний раз в апреле. Там никаких излишеств. Жил он довольно просто.

ИНЫЕ НЕ ВЕРЯТ В САМОУБИЙСТВО

- Не желая покойного в чем-то подозревать, все же хочу я понять причину. Предположим, открылись… грубые финансовые, как бы сказать? – просчеты, отца Петра могли осудить и даже дать срок?

- Конечно. Церковь тоже юридическое лицо и живет по конституции. Но мы не в той стороне ищем причины его ухода из жизни. Петр очень хотел служить, потому он больше всего боялся услышать полный запрет на служение из уст владыки. Он мне это сам говорил, что если будет отказ, я это не переживу. Я, конечно, тогда и подумать не мог, что речь идет о самоубийстве. Казалось, что он имел ввиду, там… здоровье не выдержит. Как сейчас понимаю, он больше смерти боялся услышать слово "нет". И он, видать, так навертел себе в голове, что ему не хватило духу пережить еще несколько часов до разговора с владыкой.

Расскажу еще такой случай на тему его характера. Однажды мы прилетели в Италию, поклониться Святителю Николаю. В одном городке он говорит, мне отлучиться надо, пригляди за вещами. Я решил разыграть Петра. Он возвращается, делаю вид, что звоню по его сотовому. Подходит, глаза широкие. Я поясняю, что у меня на сотовом деньги кончились, потому и воспользовался. Продолжаю: "Ну, как там погода у нас на Вятке?". Он на меня: ты что?! Ты знаешь, как это дорого?!

Да, пошутил, говорю, посмотри исходящие. Он говорит, телефон недавно мне подарили, не знаю, где там смотреть. Но ты, правда, пошутил? И вот девять часов он не мог успокоиться, все время от времени спрашивал, нет, ты, правда, не звонил с моего телефона?

Так это мелочь, а в данном случае отец Петр видно так размотал для себя трагедию, что уже не смог остановить запущенный механизм. Сатана помог, уловил его вот на этой слабости. За день до смерти он позвонил своему другу, стал с ним прощаться. Тот спрашивает, ты возвращаешься на Украину? Петр отвечает, нет, скоро узнаете. И наутро повесился в бане.

- Известно, что за три дня до смерти отец Петр просил у вас прощения, чувствовалось, что он на пределе?

- Вы знаете, я видал людей умирающих, видал смертников в камере, солдат перед боем, но не видал никогда людей в более подавленном состоянии, чем отец Петр за три дня до трагедии. Он тогда пришел к нам со своей матушкой, мы посидели у нас дома. Я говорю, отец, ты хоть вина выпей, успокойся, поспи. Отвечает, я и пить не могу, и спать не могу.

- Говорят, что у него могли быть некие связи с бандитами, и он залез в большие долги, взял денег на реставрацию, но не мог вернуть. Можно ли в это верить?

- Так ведь кто с бандитами в свое время не связывался?

- Я понимаю рыночных торговцев, которых бандиты крышуют, а священникам-то зачем?

- Так, может, иной священник идет к таковым, желая их образумить, к вере привлечь, а другой, возможно, для себя корысть ищет. Я это не про Петра говорю, про него не знаю.

- Вы работаете с бандитами?

- Сейчас нет, а раньше приходилось общаться. Приглашали они меня и на отпевание, и на крещение, освящение. Однако, за столом я с ними не сиживал, в бане не мылся… Или был случай, посадили в сизо одного авторитета. Явились ко мне братки, попросили передать в тюрьму телевизоры, телефоны, кондиционеры и прочее. Есть, говорят, договоренность с начальством сизо, но мы от себя передать не можем, помогите, сделайте как бы спонсорскую помощь от церкви. Ну я это сделал, ибо вера наша взывает к милости.

- Про вас, отец Александр, много дурного сказывают: и что вы пьяница, и пытались кого-то насильничать. Правда, пишут про то анонимы, что и не вызывает доверия, но откуда такие слухи?

- Это обычные лжесвидетельства моих завистников. Я в епархии самый известный священник, и кое-кому известность моя не дает покоя. Лжесвидетельствуют еще, что я наушничал и ругался на отца Петра. Во-первых, я ничего не знаю о его деятельности. Во-вторых, если бы это было так, зачем бы тогда отец Петр ходил в последние дни молиться в мой храм? Я более вам скажу, никто даже из его близких друзей – священников и предпринимателей - не встал на его защиту. Никто, кроме меня. Я единственный, кто просил владыку Марка о милости к отцу Петру, рассказал в каком Петр подавленном состоянии. Владыка сказал тогда, хорошо, я приму его, пусть приходит после Крестного хода. И 4 –го июня у меня в храме отец Петр упал в ноги к владыке, прося прощения. Владыка ответил ему очень миролюбиво, пожалуйста, приходи, поговорим. Я свидетель тому. 6 июня я спросил помощника владыки, будет ли завтра прием? Помощник ответил, да. Я позвонил отцу Петру и сказал, что владыка вернулся из Великорецкого, он приятно удивлен Крестным ходом и в очень хорошем расположении духа, потому, говорю, завтра утром приходи к нему. Так вроде договорились. Но отец Петр повесился за несколько часов до приема…

- То есть, у Петра был хороший шанс на хороший исход дела!

- Конечно, однако, повторюсь, механизм он уже запустил так, что не смог его остановить.

***

В то же время сторонники версии убийства отца Петра настаивают, что его смерть была выгодна неким людям, которым покойный передал монастырскую землю. Это очень ценный участок под строительство коттеджей. Теперь с кончиной Петра вернуть землю монастырю практически невозможно.

Расследование по этому делу, говорят, будет долгим, и вятские следователи обещают обнародовать результаты еще нескоро.

Николай Варсегов

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА", 21 июня 2011 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования