Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ХАБАРОВСКИЙ ЭКСПРЕСС": Смертельный грех и владыка Марк. Почему хабаровские православные сочувствуют вятским?


Недавний уход из жизни вятского священника Петра Шака потряс всю верующую Россию. Особенно близко к сердцу это восприняли не только жители Кирова, которые любили отца Петра, но и православные Хабаровска, которые хорошо знали владыку Марка. Бывший настоятель вятского Успенского собора Петр Шак, как сообщили, повесился после того, как новый архиепископ Вятский и Слободской Марк отстранил его от служения в качестве настоятеля. Сегодня интернет полнится слухами о причинах и обстоятельствах смерти священника. Пока ясно одно: эта трагедия ставит крайне резкие вопросы.

Кто довел батюшку до греха?

В городе Кирове (прежнее название – Вятка) 7 июня трагически ушел из жизни отец Петр Шак, который еще два месяца назад был настоятелем крупнейшего на Вятке Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря. Сегодня, спустя почти три недели, в этой драматической истории, похоже, стало даже больше темных пятен, чем было изначально. Как нам недавно сообщили информированные хабаровские прихожане, все точки над "i", видимо, будут расставлены только в конце июля, когда состоится Священный Синод.

В Вятской епархии категорически отказались от каких-либо комментариев. В следственном управлении СК России по Кировской области пока ограничились сухой констатацией фактов: "Тело 47-летнего священнослужителя обнаружили родственники в его доме по Динамовскому проезду в Кирове. Видимых телесных повреждений, указывающих на возможность насильственной смерти, на теле погибшего не обнаружено".

В СМИ сообщили: "тело отца Петра с петлей на шее обнаружили в 8 часов утра в цокольном этаже дома, где жил священник со своей семьей — у него была жена и двое сыновей, которые сейчас служат в армии".

Из первых публикаций о случившемся выходило: отец Петр ушел из жизни добровольно. Самоубийство само по себе производит очень тяжелое впечатление, а если на себя налагает руки православный священник, это не укладывается в голове. Для любого православного суицид – самый страшный грех. Он единственный из всех смертных грехов не подвластен покаянию. А тут добровольно ушел из жизни не просто верующий человек, а священник...

Не случайно, в газете "Московский комсомолец" ("МК") публикация о случившемся начиналась словами: "Такого в новейшей истории Русской православной церкви еще не было". Эта газета также взяла на себя смелость первой огласить возможные причины такого беспрецедентного суицида: "Прихожане на местных интернет-форумах сходятся во мнении: к содеянию великого греха батюшку привела отставка, в которую Петра отправил новоиспеченный Вятский и Слободской владыка Марк".

Правда, при этом отмечается, что новый управляющий Вятской епархией архиепископ Марк (Алексей Тужиков), прибывший из Хабаровской епархии, начал отправлять в отставку и других местных священников. Причем, самых лучших. В доказательство приведены слова одной из прихожанок отца Петра: "У нас все пребывают в шоке с момента приезда нового владыки Марка. Он у нас уволил самых лучших и проверенных священников, публично оклеветав их, уволил уважаемых старцев и многих дьяконов, запретив выезжать в другие области под страхом снятия сана".

В общем, у населения Вятки возникли вопросы, потому у владыки взяли интервью. И на вопрос, почему выведено за штат так много священников, он ответил: "Ну, во-первых, - экономические преступления, а во-вторых, я хочу работать со своей командой".

Согласитесь, такой ответ из уст владыки звучит, наверное, почти убийственно. Нечто подобное было бы не странно услышать от топ-менеджера какого-то предприятия, а отнюдь не от священнослужителя. Кроме того, непонятно, что в ответе владыки первично: "экономические преступления" или желание "работать со своей командой"? Кстати, кировчане до сих пор никак не могут взять в толк, о каких именно экономических преступлениях шла речь?

Жесткая непреклонность владыки

Уместен и такой вопрос: почему другие уволенные священники не покончили с собой, как отец Петр? Может, у него было больше грехов? Отнюдь. В интернете - сотни комментариев, в которых люди отзываются о батюшке только добрым словом. Похоже, он был не хуже, а лучше других. Возможно, поэтому тяжелее перенес гонения от владыки.

"Отец Петр Шак стоял у истоков возрождения православия на Вятке после советского периода. Что нужно было наговорить этому мягкому и замечательному человеку, чтобы сначала довести до инфаркта, а потом до повешения?" - недоумевает одна из его прихожанок.
Действительно, когда в апреле этого года отца Петра убрали с должности, которую он занимал почти 20 лет, священник попал с инфарктом в реанимацию. Когда немного поправился, вновь попытался попасть на прием к владыке. Но безуспешно.
И на этом его беды не закончились. Вот что написал некто неизвестный на одном из кировских форумов буквально через несколько часов после известия о смерти Петра Шака: "Отец Петр накануне вечером вынес еще одно "благословение" Марка. От владыки пришла делегация, и сказала срочно освободить казенную квартиру, где батюшка жил с женой и двумя сыновьями (своего жилья у священника-расхитителя не было). Он молил о пощаде, но ему грубо ответили, что это его проблемы. Казенные квартиры сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке".
В интернетовских блогах также пишут, что те, кто пришел вечером к священнику с печальным известием, попросили заплатить по миллиону руб. за каждый год проживания в служебной квартире. Мол, отчаявшийся отец Петр снова пытался встретиться с епископом Марком.

Епархия отказалась комментировать и эти события. Однако тем временем о случившемся сдержанно высказались в Патриархии.

"Архиепископа Марка знаю очень давно. Мы с ним вместе учились. Это жесткий человек, жесткий администратор. Он любит побуждать людей к тому, чтобы они периодически меняли вид деятельности", - заявил информагентству "Интерфакс" глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. И добавил, что в Вятской епархии бывали случаи, когда люди "радикально путали церковную кассу и свою личную кассу".

Кто именно путал, отец Всеволод не уточнил. Но, согласитесь, намек был вполне прозрачный. Выходи, глава отдела не счел нужным соблюдать правило: "о мертвых или хорошо, или ничего"? Но вопрос не в этом.

"У нас бедная область, нет таких миллионов, чтобы их воровать, тем более в храме. А в Успенском соборе, где настоятельствовал отец Петр, там вообще всей реставрацией, строительством и украшением монастыря занимался покойный владыка Хрисанф. Откуда теперь взялись какие-то экономические преступления?", - возмущается в интернете одна из прихожанок

Но в данном случае важнее другой вопрос. Почему владыка не проявил милосердия к отцу Петру, когда тот чуть ли не на коленях молил, чтобы его выслушали?

"Не знаю, что было в этом случае. Может быть, нужно было проявить большую мягкость, большее человеколюбие и личное участие", - сказал отец Всеволод по поводу жестких мер архиепископа Марка.

Действительно, наверное, владыке нужно было бы проявить хоть капельку христианской любви к Петру Шаку, чтобы тот не полез в петлю. Однако владыка не проявил милосердия к отцу Петру даже после его смерти.

"На похороны приехал брат матушки Надежды (жены Петра) отец Ростислав, столичный священнослужитель, - сообщила газета "Вятский наблюдатель". - Он и рискнул обратиться к владыке за разрешением переоблачить покойного протоиерея в соответствии с тем, как хоронят православных священников. Отец Ростислав надеялся, что владыка услышит просьбы, но он был непреклонен. Так же как был непоколебим в решении о запрещении отпевания".

Петра Шака похоронили как мирянина, после гражданской панихиды в кировском ДК Циолковского, без отпевания и "должных почестей". Проститься с ним пришли тысячи кировчан - фойе ДК, площадка перед ним и тротуар близлежащего Октябрьского проспекта были забиты до отказа.

Новые неожиданные версии

Вскоре после похорон на кировских форумах появились довольно острые комментарии о причинах самоубийства отца Петра. К примеру, два из них:
"Пусть Чаплин подаст пример своему однокурснику Леше Тужикову и со смирением уйдет со своего властного и руководящего места, глядишь, и "Мрак" уйдет с Вятской земли, не место жестким людям и администраторам в церкви!"

"Мой муж родом из Хабаровска, епископа Марка знает лично. Все, что он мне рассказывал о Марке (не поворачиваются пальцы писать священный сан) - это то, что происходит сейчас в вашей епархии. В Хабаровске точно так же доводились до больницы настоящие священники-молитвенники, разрушались приходы, в храмах забеливались расписанные стены... Развалили приход протоиерея Сергия, в котором окормлялся мой муж. А храм, который был на территории больницы №3, отдали под мирское... Правда, самоубийств священников не было, но были несчастные случаи и ДТП... Епископа называли "Мрак".

А полгода назад я увидела на видео интервью со священниками и прихожанами храмов Чукотской епархии, что там творилось после истории с владыкой Диомидом, когда управление их епархии временно поручили епископу Мраку: милиция с наручниками, захват храмов, изгнание настоятелей, сжигание икон, бюрократия... Люди с болью и слезами говорили об этом в открытую телекамеру".

Еще пишут, что результаты работы новой команды архиепископа Вятского и Слободского Марка уже вовсю ощущаются в жизни города: повысились цены на крещение и отпевание, на молебны и панихиды. К примеру, по новым прейскурантам за крещение требуется брать 1000 рублей, за соборование – 300 рублей, 10-рублёвые свечи приказано продавать за 50 рублей. Для сельского населения это очень дорого, ведь ранее крещение обходилось в 250 рублей. Раньше бабушка могла подать записку об упокоении за 10-15 рублей, а по новому "тарифу" требуется аж 100!

Появились и новые предположения по поводу того, "чего не смог перенести священник, что оказалось последней каплей для служителя Христа".

"Есть версия, что на смертный грех отца Петра в прямом смысле этого слова толкнул удар в спину, – сообщили на сайте "newsinfo.ru". - Не секрет, священники в российской провинции не шикуют, многие перебиваются с хлеба на воду. Но что может быть хуже, чем удар, наносимый тем человеком, который по самому определению призван защищать и помогать - правящим архиереем твоей епархии? Может быть, этому способствовали и постоянные кляузы и угрозы со стороны известного в Кирове священника, который воспользовался сменой руководства, чтобы избавиться от "недруга".
Вскоре в интернете бесцеремонно заявила о себе и новая версий случившегося: "это было не самоубийство, а убийство".Вот, к примеру, одно из мнений по этому поводу:

"Отец Петр служил 20 лет. Был хороший, уважаемый и психически уравновешенный батюшка. Не нажил отец Петр себе ничего. Храм, где он настоятельствавал,  с долгами по коммуналке - обычное по нынешним временам дело. Приехал Марк. Видит, что денег "срубить" с храма с таким несовременным батюшкой нельзя, да еще и долги покрывать надо. И тогда Марк так круто сместил отца Петра, что тот попал в реанимацию с инфарктом. Выкарабкался батюшка, вернулся простым священником в свой храм. А потом, внимание, отца Петра вдруг нашли мертвым. Причем один конец веревки - на шее, а другой на ручке входной двери. Я думаю, его убили ночью, в подвальной части дома и сразу объявили: самоубийство".

Предсмертное письмо

Однако через 7 дней после похорон вдруг обнаружили …предсмертную записку отца Петра. На трех страницах рукописного текста он просит прощения за совершаемый им грех и прощается с родными. Кроме того, отец Пётр обращается к своему другу с просьбой помогать семье.

Еще в записке есть упоминание об одном "страшном человеке". Этот один из местных священников, который, видимо, воспользовался сменой руководства, чтобы свести счеты с отцом Петром.

"Этот "доброжелатель" был последним, кто говорил с отцом Петром перед его смертью, - сообщили на сайте "newsinfo.ru". - Что он сказал несчастному священнику? Может быть, зло подколол его немилостью архиерея, который за день до этого обрушил на отца Петра новую порцию гнева?"

Однако сослуживцы покойного священника вообще не верят, что его смерть стала результатом самоубийства. По их мнению, она была слишком выгодна - речь шла о миллионе долларов как минимум. Отец Петр был ключевой фигурой в деле о возвращении епархии участка земли, в свое время переданного некоему "другому лицу". Без него это будет сделать намного сложнее.

"Но священникам-то сам Бог велел до конца не верить в "самоубийственную" версию, - подчеркивают их оппоненты. - Ведь суицид отца Петра - это страшный удар по всему церковному пастырству. Ибо если смертный грех случился практически в алтаре, то, как тогда проповедовать пастве о терпении, смирении и мужестве перед лицом испытаний?"

Значит, основная реальная версия все-таки – самоубийство. Но тогда остается открытым вопрос, кто довел священника до самого страшного греха? Только ли "доброжелатель"? И чем было обусловлено это самоубийство - только ли унынием и отчаянием, которым мог поддаться священник, или еще и действиями епархиальных властей?

Ирина Харитонова

Мнения хабаровчан о владыке Марке

"Архиепископ Марк прослужил на хабаровской земле 15 лет. Своим здесь не стал. За первых пять лет пребывания на кафедре в Хабаровске присутствовал (приехал-уехал) около двух лет, остальное время проводил в Москве. Верит только своему окружению. Действует только чужими руками, поэтому всегда выходит сухим из воды. Довести человека до крайней степени отчаяния - обычная практика. Любит контролировать все и всех, но опять же через доверенных лиц. Любит автомобили и антиквариат. В храме во время владычних служб было нечем дышать, такой шел прессинг. Когда мы узнали о его переводе - вздохнули, но что такое случиться, мы не ожидали. Я лично воспринимаю случившуюся трагедию, поступок о. Петра как последнюю каплю в переполненной чаше терпения".

"Соболезную вам вятичи в связи с гибелью о.протоиерея. Про дальневосточников не надо думать плохо, хотя и встречаются "отмороженные". С арх. Марком нет хабаровских священников, а только пришлые, которые и на нашей земле много лиха творили. Смена руководства всегда дело болезненое и колеблет устои. Не то важно с чего начинается, а то важно чем кончается. Арх. Марк при всей своей суровости труслив и грозен только с подчиненными. …Марк может простить многое, кроме одного - финансовой распущенности на приходах, для него это самое тяжкое преступление. Он первым делом как приехал в Хабаровск, перетряхнул всю бух.отчетность на приходах и установил жесточайший контроль за каждой копейкой, поэтому и 2 бухгалтеров с собой привез к вам. У каждого свой стиль руководства и наплевательское отношение к духовенству присущ арх.Марку, а если гибель протоиер. сойдет ему с рук, то остается вам только посочувствовать и пожелать терпения и молитвенного предстояния за землю вятскую. Помоги вам Господь!"

"Марка знаю давно, в самом начале своего служения в Хаб. Епархии было все скажем неплохо, и человек он другой был, но где-то после 2000 года, начала возрастать епархия, и следовательно власть и экономическое влияние. Начали строиться соборы, здания, стены, но все это было без внутреннего "наполнения"- показуха сплошная"

"Да, священникам придется тяжело. Владыка Марк капризен, самовлюблен и непредсказуем. Людей не ценит. Своего слова не хранит. Храмы в Хабаровске новые и дорогие, а жизни в них нет".

"Он пользуется человеком если он ему нужен и выгоден (впрочем прогматизм сейчас в моде), а потом все... Он очень любит, когда его самого хвалят и т.д. По большому счету в его окружении те, кто исправно ему подыгрывает. Привез он с собой из Хабаровска весь гадюшник, за исключением о. Феодора (его он использует как палочку - выручалочку)"

"У владыки есть одна своеобразная фишка, которая уже считается уделом советского прошлого, это перетусовывание священства по приходам раза два в год, происходило массовое, ничем необоснованное перемещение духовенства. Делалось это так. Архиерей утром улетал в Москву, а днем зав. канцелярии вызывала священников и раздавала им подписанные указы о новом назначении".

Ирина Харитонова,

"ХАБАРОВСКИЙ ЭКСПРЕСС", 21 июня 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования