Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": УПЦ зовет в гости Патриарха Кирилла, но собственные проблемы пытается решать без него


14 июня 2011 состоялось очередное заседание Священного Синода УПЦ МП. Некоторые синодальные решения сразу вызвали оживленное обсуждение в церковных кругах не только в Украине, но и за ее пределами.

В Украину снова едет Патриарх

Журналы Синода открываются благодарностью, которую иерархи УПЦ составили Московскому Патриарху Кириллу за его посещение Украины по случаю 25-летия аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, Синод пригласил Патриарха Кирилла посетить Черновицкую епархию УПЦ в сентябре 2011 года, а Запорожскую епархию - в 2012 году. В течение первой половины 2011 года Патриарх Кирилл уже дважды посетил Украину. Кроме того, еще один его визит запланирован на конец июля. Если он примет новые приглашения Синода, то в течение 2011 года мы можем стать свидетелями не менее четырех патриарших визитов в Украину. Во время последних двух визитов (в апреле и мае) украинские СМИ не проявили особой заинтересованности пребыванием Патриарха Кирилла в Киеве, Донецке и Харькове. Лишь в связи с фоторепортажем о патриаршем богослужении в Харькове во всемирной сети возникла оживленная дискуссия о том, кто и зачем дорисовал на фото несколько десятков тысяч участников праздничной литургии на центральной площади Харькова. Этим фактически и ограничилось обсуждение результатов последнего визита в Украину главы РПЦ.

Совершенно очевидно, что визиты Патриарха Кирилла уже перестали быть исключительными информационными поводами (как это было в 2009-10 годах). С одной стороны, Патриарх Кирилл добился того, что его посещения Украины превратились в почти будничные события, на которые практически не обращают внимание украинские СМИ. Но с другой стороны, это не значит, что украинское общество воспринимает Московского Патриарха "за своего". Общее настроение украинского социума по отношению к предстоятелю Русской Церкви остается весьма сдержанным.

Изменения в высшем управлении УПЦ

Без преувеличения сенсационным стало решение Синода, сформулированное в журнале № 46. По предложению митрополита Владимира Синод решил расширить свой состав. Теперь постоянными членами Синода стали митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь) и архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко). Это решение означает, что теперь два митрополита, которых считают самыми влиятельными лицами в УПЦ, получили легитимный доступ к сфере принятия решений. Кроме того, архиепископ Александр, которого зовут "серым кардиналом" Киевской митрополии (он является личным секретарем митрополита Владимира) также заметно упрочил свое положение.
 
Пикантность ситуации заключается в том, что указанное решение нарушает сразу несколько требований Устава об управлении УПЦ. Во-первых, согласно статье 2 раздела IV Устава, "Священный Синод возглавляется митрополитом Киевским и всея Украины (Местоблюстителем) и состоит из десяти, включая митрополита Киевского и всея Украины, епархиальных архиереев - семи постоянных и трех временных членов". На 14 июня в состав Синода уже входило семь постоянных членов. Это: предстоятель УПЦ митрополит Владимир, митрополиты Харьковский Никодим, Одесский Агафангел, Луганский Иоанникий, Черновицкий Онуфрий и архиепископы Хустский Марк и Белоцерковский Митрофан. Теперь к ним добавились еще три иерарха. Итак, постоянных членов Синода теперь стало десять (вместо семи предусмотренных Уставом).
 
Добавить в состав Синода новых постоянных членов теоретически можно было бы только после изменения указанной нормы Устава. Но изменения и дополнения в Устав может вносить только Собор епископов УПЦ с последующим принятием Собором УПЦ (раздел XV, п. 2 Устава). Никакие подобные изменения в Устав не вносились. Так что решение, принятое Синодом 14 июня, не соответствует требованию Устава.
 
Во-вторых, Устав предусматривает, что постоянными членами Синода могут быть только епархиальные архиереи. Теоретически из этого правила может быть только единственное исключение. Управляющий делами УПЦ является постоянным членом Синода по должности (раздел IV, п. 8). Поэтому он входит в состав Синода даже в том случае, когда не является епархиальным архиереем. Напомним, что с 2000 по 2007 год архиепископ Митрофан (Юрчук) как управляющий делами УПЦ был постоянным членом Синода УПЦ (по должности), хотя при этом не был правящим архиереем (он был викарием Киевской митрополии). Из трех новых постоянных членов Синода двое не являются епархиальными архиереями (митрополит Павел и архиепископ Александр). Это еще одно нарушение Устава об управлении УПЦ.
 
Чем объяснить столь существенные отклонения от требований Устава? Не хочется загадывать, но очень похоже, что в УПЦ началась открытая борьба за место преемника митрополита Владимира. Свои позиции пытаются уверить сразу несколько влиятельных фигур. Совершенно очевидно, что принятые решения - это плод компромисса между несколькими иерархами, которые пытаются быть самостоятельными игроками на церковно-политическом поле. И амбиции каждого из трех новых членов Синода будут сдерживаться амбициями двух других. Как свидетельствуют источники, близкие к УПЦ, решение о расширении состава Синода было принято в Киеве, без консультаций с Москвой, и вызвало вполне ожидаемое недовольство Патриарха Кирилла. Фактически ситуация в УПЦ выходит из-под контроля и развивается без учета "московского фактора". Парадоксально, что этот "самостийный" курс продвигают те, кого обычно считают опорой московского влияния в УПЦ (митрополиты Павел и Илларион). Как видим, расстановка сил в УПЦ пришла в движение. И предсказать развитие событий становится все сложнее. Кроме того, основные игроки на этом поле все меньше будут заинтересованы во вмешательстве Москвы в украинскую ситуацию.
 
В сфере высшего управления Синод также создал новую структуру, которая не предусмотрена Уставом об управлении УПЦ. Это Высший Церковный Совет (ВЦС), который будет действовать как исполнительный орган при митрополите Киевском и всея Украины и Священном Синоде. В состав ВЦС вошли главы всех синодальных учреждений УПЦ. Таким образом, ВЦС должен стать своеобразным церковным правительством УПЦ. Однако объем полномочий ВЦС и характер его взаимоотношений с Синодом пока четко не определены. Чтобы понять смысл этого решения, следует обратить внимание на то, что оно практически полностью калькирует подобное решение Священного Синода Русской Православной Церкви, принятое 22 марта 2011 г. Именно тогда был создан Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви. Однако Синод в Москве начал с утверждения положения о ВЦС и только после этого утвердил ее личный состав. В УПЦ, наоборот, сначала создали новый орган и утвердили его личный состав и только после этого поручили Синодальному юридическому отделу разработать положение о ВЦС.
 
Решение о создании ВЦС следует расценивать в общем контексте попыток УПЦ дублировать церковно-административные реформы, осуществляемые в России по инициативе Патриарха Кирилла. Вспомним, что 23 декабря 2010 г. Синод УПЦ принял решение о создании на территории Киевской области четырех викариатств. Совершенно очевидно, что это решение вторило  распоряжению Патриарха Кирилла о распределении приходов Москвы между викарными епископами. Теперь мы имеем еще одно решение УПЦ, которое фактически дублирует административные новации Патриарха Кирилла в пределах России.
 
Налоговый кодекс, Святая София, Десятинная и Кирилловская церкви
 
Синод рассмотрел и утвердил текст заключения Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ относительно механизма учета физических лиц-плательщиков налогов и аргументы верующих, которые по религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика. Синод также постановил "через средства массовой информации обнародовать" это заключение. Однако пока что публикация документа не состоялась. По крайней мере, этого текста в настоящее время нет ни на официальном сайте УПЦ, ни на портале "Православие в Украине". О содержании документа можно судить лишь со слов одного из членов Синодальной богословско-канонической комиссии - архиепископа Ионафана, который на своем персональном сайте обнародовал краткую информацию об этом документе. Похоже, что богословско-каноническая комиссия все же отвергла тот проект решения, который проник в Интернет в марте 2011 года, и приняла другой документ, который не поддерживает противников нового налогового кодекса. Однако окончательно судить об этом можно будет только после официальной публикации заключения комиссии.
 
Определенное удивление вызывает журнал Синода № 16. Он говорит о том, что Синод заслушал "информацию Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины о праздновании в текущем году на общецерковном уровне 1000-летия собора в честь Софии, Премудрости Божией - древнего кафедрального собора Киевских Митрополитов" и принял решение о создании комиссии по подготовке и проведению этого празднования. Удивительно то, что 23 декабря 2010 г. Синод уже слушал информацию митрополита Владимира о праздновании в 2011 году 1000-летия Софийского собора. И уже тогда была создана комиссия, которой было поручено "разработать и представить на следующее заседание Священного Синода план мероприятий, связанных с празднованием 1000-летнего юбилея Софийского собора" (журнал № 34). Теперь, вместо того, чтобы обсуждать предложения комиссии, созданной в конце декабря прошлого года, Синод создал новую комиссию, которой предоставил то же поручение. При этом комиссия, созданная в декабре, официально не была расформирована. Как согласовать между собой эти решения - остается загадкой.
 
Обращает на себя внимание и журнал Синода, посвященный ситуации, сложившейся вокруг проекта восстановления Десятинной церкви. Синод принял заявление, которое должно разъяснить официальную позицию УПЦ по конфликту по поводу возможного строительства храма на Старокиевской горе. В заявлении Синода есть два четких положения. Первое: "Десятинный храм должен быть возрожден в знак уважения к основателю нашей государственности и Крестителю Киевской Руси святому равноапостольному князю Владимиру". Второе: "Остатки фундаментов древней Десятинной церкви должны быть сохранены, музеефицированы и доступны для изучения и посещения паломниками и туристами". Вновь перед нами встает непростая задача герменевтики синодальных решений. На сегодня существуют два принципиально различных проекта дальнейшей судьбы Старокиевской горы. Первый предусматривает отказ от строительства и консервации ("музеефикации") остатков Десятинной церкви. Второй предусматривает строительство здесь гигантского храма в византийском стиле. В обращении Синода эти два проекта фактически объединены. Однако как совместить восстановление храма с сохранением остатков древнего фундамента, из текста заявления понять трудно.
 
Последний журнал Синода коснулся еще одного проблемного сакрального сооружения Киева, а именно - Кирилловской церкви. Синод принял решение о создании при Кирилловской церкви мужского монастыря, наместником которого назначен викарий Киевской епархии епископ Васильковский Пантелеимон. Хотя в журнале Синода не упоминается о конфликте, который разгорелся вокруг Кирилловской церкви после захоронения на территории заповедника протоиерея Федора Шеремета, все же синодальное решение является определенной попыткой разрешить этот конфликт. Приход получил статус монастыря, что означает переоформление всех учредительных документов общины. Видимо, по замыслу руководства УПЦ, такое решение лишит "Союз православных братств Украины" влияния на жизнь Кирилловской церкви. Тем не менее трудно представить, что на территории национального заповедника удастся создать реально действующую монашескую общину. Скорее, решение Синода ориентировано на смену руководства Кирилловской церковной общины и на преодоление сложившегося конфликта между приходом и работниками музея. Итак, Синод поставил перед епископом Пантелеимоном довольно непростую задачу.
 
Как видим, в 2011 году УПЦ продолжает ориентироваться на административные реформы Патриарха Кирилла. При этом в пределах УПЦ показательно не выполняются решения последнего Архиерейского Собора РПЦ (например, в УПЦ фактически не действует новое положение о церковных наградах, принятое в Москве). Несмотря на частые визиты в Украину Патриарха Кирилла, реальными игроками на церковно-политическом поле Украины остаются местные иерархи, которые пытаются закрепить свое положение без учета мнения Москвы. Что касается проблемных вопросов в церковной жизни Киева, Синод показательно избегает прямого вмешательства в существующие конфликты. Хотя при этом УПЦ не отказывается от попыток контролировать несколько древних сакральных объектов Киева. Участие УПЦ в официальных мероприятиях празднования 1000-летия Софии Киевской аналитики склонны трактовать как попытку пересмотреть статус этой древней достопримечательности, на территории которой богослужения пока практически не совершаются. 

Глеб Коваленко

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 17 июня 2011 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования