Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ": Место встречи. УГКЦ переросла свой региональный статус


 Что говорит о многом — прежде всего о том, что УГКЦ, несомненно, переросла свой региональный статус. Еще недавно казалось, что ее всеукраинское звучание связано только с одним человеком — блаженнейшим Любомиром Гузаром. С его авторитетом, смелыми идеями, необычным, как для украинского лидера, масштабом мышления и человеческим обаянием. Во многом успех УГКЦ ассоциировался с блеском ее предстоятеля. Верховному архиепископу Святославу Шевчуку еще только предстоит обрести влияние на умы. Поэтому на первый план выдвигаются вопросы, связанные не столько с его личными качествами, сколько с общими направлениями церковной политики, которую он собирается проводить в жизнь.

Несмотря на молодость и славу весьма жесткого руководителя, закрепившуюся за блаженнейшим Святославом в бытность ректором Львовской духовной семинарии, можно не сомневаться в том, что в целом политика УГКЦ по сравнению с периодом правления блаженнейшего Любомира кардинала Гузара не изменится революционно. Все то, что было заложено владыкой Любомиром, останется и будет продолжено. Во-первых, не напрасно владыка Святослав — его воспитанник и преемник. Во-вторых, не напрасно блаженнейший Любомир устроил "репетицию собственных похорон", уйдя в отставку и настояв на том, чтобы главой церкви был избран молодой владыка. Таким образом, блаженнейший Любомир вряд ли может в полной мере считаться пенсионером — собственно, он же и обещал, что будет передавать руководство церкви "теплой рукой". В твердости же этой руки сомневаться не приходится. Идеи, которые были в свое время провозглашены блаженнейшим Любомиром, настолько масштабны, что их реализация потребует сил, возможно, не одного поколения. Но церкви привычно мыслить категориями Вечности.

Впрочем, смена власти ознаменовалась не только "омоложением", но и явным качественным переходом в общей политике церкви — от формулировки стратегических целей к стадии тактических разработок. Это хорошее оправдание для выбора Синода — стратегии пристало формулировать людям, имеющим несомненный авторитет, а для проведения в жизнь конкретных тактических ходов нужны люди жесткие и энергичные.

С первых же дней правления нового главы УГКЦ наблюдатели зашумели. Что не удивительно — блаженнейший Святослав стал первым в Украине "новым" главой церкви. Его молодость подчеркивалась не столько как "интересненький факт", сколько как признак нового жизненного цикла, связанного с активизацией поколения, не слишком обремененного "совковым" опытом, сформировавшегося уже в новое — какое ни есть, но гораздо более свободное — время. На фоне прочих глав украинских церквей — советской еще закалки старцев — новый предстоятель УГКЦ выглядит почти вызывающе. Но в то же время представляется ориентиром.

Кроме того, возведение на престол нового Верховного архиепископа УГКЦ ознаменовалось неожиданным потеплением со стороны извечных критиков этой церкви — Московского патриархата. Поразительным было само присутствие на интронизации епископа УПЦ МП Илария, зачитавшего приветствие от имени блаженнейшего митрополита Владимира. И благосклонный отзыв о выборах в УГКЦ со стороны представителей УПЦ. И даже приветственное письмо от главы ОВЦС МП митрополита Илариона (Алфеева). А ведь еще вчера отношения УГКЦ и Московской патриархии казались безнадежными. Поэтому заявление нового Верховного архиепископа УГКЦ о желании лично встретиться с патриархом Московским уже не казалось простой фигурой речи — как знать, может, и правда "оттепель". Во всяком случае, встречные высказывания Верховного архиепископа УГКЦ и главы ОВЦС МП о желании стратегического партнерства выглядят интригующе.

Что бы это значило? И что они задумали?

Подобные резкие повороты в политике церкви редко происходят без веских причин. Вряд ли изменение тона в отношении УГКЦ связано исключительно с "поколенческими" изменениями в обеих церквях. Хотя и их не стоит сбрасывать со счетов. Советский человек патриарх Алексий и даже энергичный, но все же той еще закалки действующий патриарх РПЦ плохо совмещались в одной плоскости с патриархом Любомиром Гузаром — человеком, олицетворявшим все "несоветское". Иное дело молодые (как для архиереев) предстоятель УГКЦ и глава ОВЦС МП — они, хоть и принадлежат к разным традициям, люди одного рационального поколения, не слишком мучающегося фантомными болями советского прошлого. Да и сама их политика может оказаться гораздо более понятной для омолаживающейся паствы обеих церквей.

Но это разве что упрощает их диалог. Причины потепления коренятся в чем-то другом.

Одной из них, вполне возможно, является общая "прокатолическая" позиция Московской патриархии. Позиция, которая стоит РПЦ весьма дорого. Поскольку обвинения в "ереси экуменизма" — любимый аргумент "внутренних" критиков патриарха Кирилла. Недовольство политикой Московской патриархии внутри РПЦ очевидно — ее постоянно сотрясают скандалы. И если несколько лет назад епископ Диомид казался то ли мракобесом-одиночкой, то ли провокатором, сегодня ропот клира на священноначалие уже не спишешь на чью-то единичную злую волю. И упрек в "экуменизме" — самая звонкая нота в этом хоре. Впрочем, этот упрек имеет под собой массивный фундамент из других, не так четко артикулированных недовольств — начиная с административной реформы в РПЦ, заканчивая все теми же знаменитыми швейцарскими часами.

Но если на прочие упреки всегда есть ответы-заготовки у блистательного до рези в глазах протоиерея Всеволода Чаплина, то "ересь экуменизма" — дело серьезное. Ведь сама православная доктрина всяческие ереси и расколы осуждает очень жестко, а в случае РПЦ это осуждение еще и помножено на идеологический коэффициент почвенничества, антизападничества. Многовековая политика воинственного неприятия "инославия", практиковавшаяся в РПЦ, самому ее патриарху теперь доставляет массу неудобств.

Учитывая это все, за сближением между МП и Ватиканом наблюдать весьма интересно. Не так давно официальные лица МП публично назвали устаревшей доктрину "Москва — Третий Рим". Но при этом было отмечено, что так же устарело представление о Пентархии (первенство по чести пяти древних церквей в мировом православии). То есть отказ от статуса "Третьего Рима" связан не со смиренным отказом РПЦ от лидерства на православной арене, а только с обновлением списка стратегических партнеров. Альянс с Ватиканом ради "новой христианизации Европы" — один из шагов в направлении этого первенства. До возможного всеправославного собора, на котором вопрос о первенстве обязательно возникнет и получит какой-нибудь ответ, есть смысл заручиться союзнической поддержкой — и собственного государства, с которым вынужден считаться мир, и самой авторитетной мировой христианской церкви.

Успехи МП на обоих направлениях выглядят настолько ярко, что некоторые наблюдатели, увлеченные медиареальностью (в конструировании которой представители Московского патриархата весьма поднаторели), с серьезными минами заговорили об "объединенной миссии РПЦ и Ватикана по христианизации Европы" и даже "переформатировании" зон влияния в Европе, а то и вовсе — изменении государственных границ. Эти предположения невозможно читать без слез по одной причине — достаточно вернуться в реальность и оценить положение РПЦ у себя дома. Церковь, которая не может христианизировать собственное население (вам напомнить, что даже на Рождественских и Пасхальных богослужениях в храмы собирается 2—5% населения РФ?), вряд ли окажется сильнее за границами своей страны. Да, она изо всех сил старается укреплять свое "духовное присутствие" в разных странах. На это работает, в частности, дипломатическое ведомство, а то и первые лица государства. Параллельно лишаются своего "присутствия" в собственных приходах, учебных заведениях и т.д. потомки русских эмигрантов, создавших эти духовные центры. Неудивительно, что российское руководство так старается — ему в заграничных землячествах нужны "правильные" идеи. А уж РПЦ от всего этого не в накладе.

Но надо понимать, что укрепление РПЦ на международной арене для России — не более чем вопрос имиджа. Однако сама РПЦ может на этом кое-что выиграть — как в материальном плане, так и в наборе очков в межправославном диалоге. Поэтому для нее есть смысл эту игру поддержать. Да и само руководство РПЦ — заложники привычного для нынешней России медиамышления. Действительно, так ли важно, что на приходах священники отказываются поминать патриарха, если официальный спикер МП может в любой момент с экранов телевизоров уронить очередную жемчужину мудрости о "моральном состоянии общества" или "необходимых церкви знаках престижа", а сам президент в интересах МП едет в Ватикан и дарит Папе Римскому полное собрание сочинений А.Пушкина? На русском.

Таким образом, собственный клир и верные, по всей видимости, не рассматриваются руководством РПЦ как союзники. Им куда важнее сотрудничество с Кремлем и Ватиканом. А успешный диалог с Ватиканом, в свою очередь, невозможен без примирения по вопросу УГКЦ. Ведь сколько уже заклинаний было произнесено о том, что эта церковь не имеет права на существование, а может, и вовсе не существует — а она все не рассасывается.

Что ж, значит, придется считаться с УГКЦ. И уже одна только готовность это делать говорит о том, насколько МП стремится завоевать расположение Ватикана. Конечно, Папа Римский и сам давно желает диалога с РПЦ — у него свои доктрины (а может, фантазии) на тему "света с Востока", преодоления Великой схизмы и новых возможностей евангелизации Европы, — но политика Ватикана последние века отличалась крайней осторожностью и отчетливым нежеланием складывать все хрупкие предметы в одну корзину.

Таким образом, вопрос об упразднении УГКЦ с повестки дня в диалоге Москвы и Ватикана, кажется, снят, по крайней мере временно.

Тем более, у РПЦ и УГКЦ в Украине действительно могут быть общие стратегические интересы. Идея "церкви киевской традиции", о которой говорят и в УГКЦ, и в УПЦ, может оказаться взаимно плодотворной. Во-первых, ее развитие может несколько снять напряжение в УПЦ, в которой тоже постепенно происходит смена поколений — появляется все больше людей (и среди мирян, и среди клира), желающих видеть в УПЦ церковь, построенную именно на украинских традициях. Во-вторых, это может оказать заметное влияние на снятие проблемы раскола в украинском православии. Стратегия, конечно, для Москвы рискованная — киевоцентристские настроения, получив развитие, могут еще дальше оттянуть УПЦ от Москвы. Но при чутком руководстве и правильной расстановке противовесов можно попробовать. В конце концов, УПЦ имеет массу внутренних слабостей, прежде всего богословских, которые позволят управлять ситуацией.

Подобное сотрудничество может оказать существенное влияние на положение УПЦ КП. Интересно, что новый глава УГКЦ, в отличие от блаженнейшего Любомира Гузара, не говорит о далекой (хоть и блестящей) перспективе объединения всего украинского православия в одну церковь — он говорит о тесном сотрудничестве и стратегическом альянсе. А объединительные процессы на этом фоне должны произойти естественным образом, сами собой. Очевидно, позиции УПЦ КП и УАПЦ выглядят на этом фоне не слишком перспективными. Основные аргументы УПЦ КП и УАПЦ — традиционная украинская обрядовость, украинский язык богослужений, "киевская прописка", альтернатива "московской церкви". Однако если УГКЦ удастся правильно сформулировать и подать свое видение "церкви киевской традиции", многие сторонники украинских православных церквей, особенно ориентированные на обрядовость и национальные соображения, могут найти ее привлекательной. Особенно если УГКЦ удастся реализовать свою идею Киевского патриархата. Что касается "католичества", сила "киевского проекта" как раз в возможности снять вопрос о конфессиональной принадлежности: церковь киевской традиции — прямая наследница Владимирова крещения — появилась еще до Великой схизмы и непосредственно в разделении на католическую и православную не участвовала.

Таким образом, в идеальной перспективе видится появление объединения украинских христианских церквей с патриаршим центром в Киеве, сохраняющего свою связь с обоими "материнскими" центрами — Ватиканом и Москвой, для которого конфессиональная принадлежность оказывается вопросом не первой важности. Совсем недавно подобная перспектива, только с участием еще одного центра — Константинополя, рассматривалась для УПЦ КП и УАПЦ. И сегодня она, возможно, не теряет актуальности и, не исключено, остается шансом для этих церквей не "раствориться" в стратегическом альянсе УПЦ и УГКЦ (если он действительно случится).

Эта перспектива при всей своей утопичности уже заставляет профессиональных защитников "русского православия" в Украине зашевелиться. На этой неделе они передали предстоятелю УПЦ митрополиту Владимиру свой протест против участия в "экуменическом шабаше", а потом на всякий случай обратились и к президенту Украины с просьбой "назначить" УПЦ главной церковью страны и защитить нас всех от "затягивания в Европу". Конечно, эти выступления весьма созвучны выступлениям критиков "экуменического курса" патриарха Кирилла в России. Но если бы не специфические украинские перспективы, вряд ли отечественные околоцерковные активисты были бы так настойчивы.

Каким бы невероятным ни казалось предположение о разделе зон влияния по Днепру, ни МП, ни УГКЦ не собираются отказываться от присутствия на всей территории Украины — эту возможность не стоит сбрасывать со счетов. В конце концов, это разделение (с теми или иными географическими, конфессиональными и идеологическими отклонениями) и так существует. Кроме того, это никого не заставляет отказываться от своего присутствия где бы то ни было — в рамках стратегического альянса можно договориться о частностях, если будет достигнуто согласие в главном. А если в рамках стратегического альянса удастся ликвидировать УПЦ КП "эволюционным" путем, приз для МП окажется весьма хорош — его "монополия на православие" в Украине будет восстановлена.

Екатерина ЩЁТКИНА

"ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ", 14-15 апреля 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования