Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГРАНИ.РУ": Под стягом нестяжательства. Новые диссиденты в РПЦ МП


 Посреди великого поста русские православные оказались перед соблазном: три скромных ижевских пастыря направили патриарху послание, которым смиренно извещают, что отныне перестают поминать его в богослужении, покуда его святейшество не принесет покаяние за свои грехи "перед Богом и церковным народом". И перечисляют эти грехи.

Репрессии последовали немедленно.

Уже на следующий день после публикации письма (оно датировано 27 марта, но в печати появилось 30-го) митрополит Ижевский и Удмуртский Николай освободил авторов письма от занимаемых должностей с запрещением служения вплоть до их покаяния в содеянном. По его мнению, уволенные священнослужители "усердно поливают грязью" Русскую православную церковь "на потеху всех врагов Православия и на радость извечному врагу нашего спасения - диаволу".

Никаких возражений на критику, помимо обвинений в злостном нарушении церковной дисциплины и голословного отрицания того всем известного факта, что патриарх не раз участвовал в экуменических богослужениях, обращение митрополита к верующим и клиру не содержит.

А спустя еще четыре дня ижевский епархиальный совет сурово осудил провинившихся, "которые вносят смущение и соблазн в сердца верующих, нарушают единство Церкви, подрывают ее авторитет, ведут к разделению и расколу". Члены совета заверяют, что остаются "верными чадами патриарха Кирилла", что они регулярно смотрят телетрансляции богослужений патриарха и считают, что он "ничем не погрешает против Православия".

Однако принятых мер оказалось недостаточно. Во-первых, сами опальные клирики проявили упорство и не покорились. Во-вторых, паства инициатора письма, настоятеля Свято-Никольского храма села Завьялова о. Сергия Кондакова не согласилась с такой оценкой, о чем и уведомила митрополита; батюшка продолжает служить вне храма, а один из мирян, Г.В. Жарков, дерзнул направить митрополиту Николаю письмо, в котором просит владыку хоть как-то аргументировать свою позицию. В-третьих, протест ижевских священников получил широкую огласку, и церковь пришла в явное смятение.

Пришлось вводить в бой тяжелую артиллерию в лице известных мастеров православного пиара: протодиакона Андрея Кураева (о нем в письме священников особо сказано, что он "совершенно безнаказанно глумится над канонами и традициями Православной Церкви"), протоиерея Всеволода Чаплина, многих других чиновников от православия. Наконец. высказался и сам патриарх Кирилл.

Либеральная пресса не слишком охотно комментирует конфликт или делает это односторонне, подчеркивая протест против церковной бюрократии, карикатурных форм служения и стяжательства. "У нас недостаточно информации для того, чтобы определить эту группу священников как "фундаменталистов" или "ревнителей", - говорит, к примеру, профессор Дипломатической академии МИД РФ Анастасия Митрофанова в комментарии для "Ежедневного журнала".

На самом деле информации хватает, но она неудобна для либерального дискурса. Авторы письма самые настоящие ревнители, то есть противники церковного обновления. Наряду с требованием покаяния пастырей, сотрудничавших с КГБ, наряду с осуждением чрезмерно тесных отношений РПЦ с бизнесом и властью, которые ижевские бунтари называют "позорной практикой слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами", они призывают патриарха отмежеваться от "ереси экуменизма" и выйти из Всемирного совета церквей, "положить конец бесчинствам тех священнослужителей, в том числе и весьма высокопоставленных, которые предаются постыдным смертным грехам", отказаться от получения универсальной электронной карты, несущей "угрозу для нашей страны и народа".

В конечном счете они просят Кирилла "очиститься от сергианства" и уподобиться патриархам Гермогену и Тихону и митрополиту Марку Эфесскому. Говоря огрубленно, патриарх Сергий пошел на сотрудничество с большевиками, а Тихон не пошел, Гермоген отказался в Смутное время признать права польского царевича Владислава на русский престол и умер мученической смертью в заточении, а Марк Эфесский отказался подписать унию Русской православной церкви с Римом и до конца дней боролся с идеей воссоединения церквей.

Ну а кроме того, ижевские батюшки иронически изображают церковную модернизацию. "Нам не нужны пастыри-каратисты, пастыри-футболисты, пастыри-штангисты, пастыри-артисты, пастыри рок-певцы, пастыри-банкиры", - пишут они. И даже еще того чище: "Так и хочется задаться вопросом: "Какой орден Русской Православной Церкви Московского Патриархата получил бы царь Ирод иудейский?" Ведь, он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма".

Мракобесие, да и только!

Добавим с этому крайне почтительный тон письма - и можно цитировать взбунтовавшегося первого министра из пьесы Шварца "Обыкновенное чудо":

Слухи о вашей святости преувеличены, да, да! Вы вовсе не по заслугам именуетесь почетным святым. Вы простой аскет!.. Подвижник, отшельник, но отнюдь не святой.

Это, конечно, проще всего.

Но к серьезному разговору РПЦ оказалась не готова. Ее задело за живое только обвинение в стяжательстве, и понятно, почему: именно на этом обвинении делает акцент светская пресса, благодаря чему оно и получило самое широкое распространение. Обвинение это, конечно, не ново. Алчных пастырей, благоденствующих за счет паствы, осуждали еще пророки: "И это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть" (Ис., 56:11); "Вы ели тук и вулною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли" (Иез., 34:3). В конце XV века на Руси развернулся внутрицерковный спор иосифлян и нестяжателей, имевший принципиальное значение для исторических судеб православия и России. Философ Георгий Федотов сформулировал суть и итоги этого спора так:

Русская Церковь раскололась между служителями Царства Божия и строителями Московского царства. Победили осифляне и опричники. Торжество партии Иосифа Волоцкого над учениками Нила Сорского привело к окостенению духовной жизни. Победа опричнины, нового "демократического" служилого класса над родовой знатью означало варваризацию правящего слоя, рост холопского самосознания в его среде и даже усиление эксплуатации трудового населения. Побежденные принадлежали, несомненно, к уходящим, к отвергнутым жизнью слоям. Это была реакция - совести и свободы. В данную эпоху "прогресс" был на стороне рабства.

Ижевские священники на самом деле убеждают патриарха обратить внимание на бедственное положение рядовых священников: "Мы решительно просим обратить внимание на жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши". Но руководство РПЦ заела, разумеется, вторая половина фразы. Отвечать нечего, поэтому о. Всеволод Чаплин отвечает так:

Люди, как правило, несут самое дорогое в храмы, священнику, люди совершенно естественно хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели лучше, чем резиденции светских властителей, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными.

Оказывается,

Сам Господь Иисус Христос посещал ужины в домах людей, которых нынешние интеллигенты назвали бы "совершенно нерукопожатными", - роскошествующих воров, да и не просто воров, а сборщиков оккупационного налога с собственного народа. Мытаря Закхея, например. Стол при этом наверняка был богатым и оплаченным на нечестные деньги. Какой ужас для привыкших к диссидентским кухням интеллигентов!

О. Всеволод, правда, забывает добавить, что результатом посещения было решение Закхея: "Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк., 19:8); это и было целью визита Иисуса в его дом. О том, что он вор или оккупант, равно как и о богатом столе или вообще о какой-либо трапезе, евангелист Лука не сообщает ничего.

И наконец, так волнующий всех вопрос о патриарших "мерседесах" с мигалкой. Будете смеяться, но это для Кирилла не удовольствие, а тяжкий крест:

Да, Святейший Патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих резиденциях. И это неизбежная часть послушания Церкви ее Предстоятеля. Верующие - среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты (пост)советского типа давно уже не составляют большинство - скорее не понимают и не примут ситуации, когда муфтий или раввин будут ездить на более престижной машине, чем Патриарх. Такой уж у него крест.

Ну и про дорогие наручные часы тоже замечательно сказано: "И тем, какие на руке часы, он, по-моему, озаботился лишь после того, как это стало сильно волновать медиазавистников".

Меня лично брегет Кирилла совершенно не смущает. Но с такой отчаянной демагогией представителя высшего священноначалия не часто приходится сталкиваться. Нужны ли после откровений Всеволода Чаплина еще какие-либо обличения или обвинения?

Сам же патриарх, не вдаваясь в полемику с "раскольниками", ничтоже сумняшеся назвал ложью "миф о богатой Церкви, опирающейся на власть". Да не церковь богата, а ее высшее духовенство, и роскошь эта у всех на виду.

Мятежных священников всячески пытаются сейчас скомпрометировать. Скандал так или иначе замнут. Но замять суть затронутых вопросов и глумливую отповедь о. Всеволода уже не получится. Поддержать авторов письма отнюдь не означает во всем с ними согласиться. Русской православной церкви жизненно необходим диалог с верующими. Паства РПЦ - это давно уже не послушное бессловесное стадо. Значительная ее часть принадлежит к числу самых мыслящих граждан России, настойчиво взыскующих ответов и согласных с пожеланием ижевских церковных диссидентов:

Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их.

И впрямь давненько такого не бывало - пожалуй, со времен Петра, превратившего церковь в государственное учреждение, а священников - в чиновников.

Владимир Абаринов

"ГРАНИ.РУ", 18 апреля 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования