Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": "Есть ли Бог? - За и Против". В Киеве состоялся публичный диспут между верующими и атеистами


Публичный диспут на тему "Есть ли Бог? - За и Против" состоялся 13 апреля в Национальном техническом университете Украины "Киевский политехнический институт".

Это событие произошло в Украине впервые после публичного диспута между А. Луначарским и А. Введенским в 1925 году. Организаторами события выступили атеистическое общество Украины (в частности интернет-сайты "Атеизм в Украине", "Украинский атеистический сайт", "Свобода от религиозного фундаментализма" и др.), киевское объединение православной молодежи "Общее дело", НТУУ "КПИ", при информационной поддержке портала "Религия в Украине". Мероприятие собрало несколько сот слушателей в малом зале КПИ.

Спикером от верующих выступил известный харьковский философ и богослов, доцент Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Филоненко. Оппонентов представлял легендарный активист атеистического движения, выпускник Одесской духовной семинарии, кандидат богословия, доктор философских наук, профессор Национального технического университета Евграф Дулуман.

Перед началом дебатов диспутанты и слушатели по предложению ведущего диспута сотрудника КПИ В. Пихоровича почтили погибших в минском метрополитене минутой молчания.

Свое вступительное слово Евграф Дулуман начал с утверждения, что понятие о Боге имеет сугубо религиозную природу и, по его мнению, придумано людьми. "Эволюция говорит, что человек выделился из животного мира, а в животном мире ни одно животное религии не имеет". Главный атеист Украины считает, что первобытный человек был лишь "кандидатом в человека" и высказал, в частности, утверждение, что "когда рождается ребенок, то он приходит в мир еще не человеком, человеком ему еще надо стать". Следовательно, по его версии, религия возникает на определенном этапе развития человечества. Кроме того, в защиту атеизма Евграф Дулуман привел тот факт, что во все времена существовали люди, которые не веровали в Бога.

Александр Филоненко не стал критиковать аргументы оппонента, сосредоточившись на раскрытии проблемы с другой стороны. "Есть ли Бог - это вопрос не для слабонервных, - начал богослов. - Будем считать, что здесь собрались взрослые люди, которые понимают, что это нельзя доказать. Надеюсь, что вы не рассчитываете, что я в течение 10 минут сейчас кому-то докажу, что Бог есть. По крайней мере, мы это не будем доказывать. Однако отсюда вовсе не следует, что если я не пытаюсь доказать, что Бог есть, то это означает, что вера и разум - прямо противоположные вещи. Это такая же бессмысленная позиция, как и ожидание, что за 10 минут можно обосновать существование нашего Господа. Но несмотря на то, что доказать существование Бога нельзя, все же можно объяснить, почему верить в Бога разумно".

Александр Филоненко привел библейское определение веры, которая является "уверенностью в невидимом и осуществлением ожидаемого", отметив, заметив, что это не вопрос человека к Богу, а уверенность, которая появляется у человека, когда он получает ответ. Он утверждает, что подобный религиозное вопрос встает перед каждым, и довольно разумно его не закрывать, потому что это "своеобразная тайна, которая дает возможность состояться самому человеку", "это призыв к человеку стать самим собой".

Судя по аплодисментам во вступительной части диспута, убедительнее говорил Александр Филоненко. Его выступление скорее приглашало к разговору, побуждало к размышлениям и было похоже на дружескую беседу. В риторике же Евграфа Дулумана повторялись в целом известные тезисы советского научного атеизма.

В следующей части спикеры дискутировали между собой, а затем отвечали на вопросы слушателей. Евграф Дулуман апеллировал к разнообразию религиозных взглядов, которые противоречат друг другу, и спросил Александра Филоненко, почему тот, например, не верит в Аллаха? Харьковский богослов предложил такой ракурс видения: настоящие верующие не верят в Бога, а верят Богу, т.е. доверяют Ему.

"Как человек, который доказал, что Библия - это насквозь ложная книга, может тратить всю жизнь на то, чтобы о ней говорить?", - спросил под аплодисменты зала Александр Филоненко у маститого атеиста. На что тот не менее метко под аплодисменты ответил: "Как может человек, окончивший медицинский институт и стал академиком, не говорить о болезни сердца?"

Евграф Дулуман сформулировал атеистический смысл жизни как выполнение своего биологического назначения (удовлетворение телесных потребностей и размножения), социального назначения (давать обществу больше, чем себе) и личностного (реализация своих способностей).

Александр Филоненко заметил на это, что от подобных обязанностей человек, наконец, может утомиться и ему будет некуда деться от вечных вопросов и тайны жизни.

Стало ясно, что диспутанты использовали совершенно разные методы аргументации своих взглядов. Если Александр Филоненко не пытался давать готовых ответов на сложные вопросы, а побуждал слушателей к поиску, то Евграф Дулуман говорил уверенно, декларировал логические постулаты, которые должны были свидетельствовать, что "Бога нет".

Казалось бы, не было ничего общего между бывшим богословом, который стал советским апологетом-популяризатором атеизма, и его оппонентом - "элегантным" богословом, ученым-физиком, который пришел к вере в зрелом возрасте. Однако они были удивительно единодушны в осмыслении феномена человеческой жизни.

Александр Филоненко сказал о том, что люди в своем существовании преимущественно "спят" своим умом, и религия - это, прежде всего, пробуждение от этого сна. А Евграф Дулуман почти созвучно к нему утверждал, что смерти не надо бояться, потому что это - долгожданный отдых после трудового дня. Он был максимально искренен со слушателями и даже рассказал о своей тяжелой болезни, а также о том, что в эпитафии на своей могиле заказал такие слова: "Блаженство спать, забыться в каменном небытии. Прохожий - не тревожь...".

Фактически перед слушателями предстали две перспективы: атеизм с его завершением (или началом) во сне - или пробуждение в вере в Бога.

Впрочем, по окончании обсуждения оппоненты пожали друг другу руки, а представители дискуссионного клуба КПИ пообещали продолжить подобные мероприятия в будущем. С отзывами участников события, фото и аудиоотчетом можно ознакомиться на специальной странице "Вконтакте" и странице студентов КПИ.

Олег Алимов

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 14 апреля 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования