Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": От Осанны до "Распни Его!". Личность и толпа вчера и сегодня


Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил чудо.

(Ин. 12:18)

Событие торжественного Входа Господня в Иерусалим красноречиво повествует о толпе. И все последующие дни, вплоть до Воскресения, являют иллюстрацию толпы, противопоставляемой личностям, готовым (или не готовым) думать и идти независимо от толпы и даже вопреки ей. И вот именно это "вопреки" очень часто появляется на страницах Священного Писания и церковной истории.

Если подумать об апостолах, то все они пришли ко Христу именно вопреки… Вопреки социальным моделям и ожиданиям они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним, вопреки представлениям о Мессии, который — "всем ясно и понятно" — должен быть могущественным царём и талантливым полководцем, который — "это уж само собой, можно у любого спросить" — свергнет иноземное иго и восстановит былое могущество Израиля. Но последовали вопреки…

Нельзя не вспомнить и талантливого римского гражданина фарисея Савла, воспитанного при ногах раввина Гамалиила Старшего – одного из самых знаменитых учителей того времени, тщательно наставленного в отеческом законе и традициях фарисейского благочестия. Савл был научен думать и действовать "только так", потому что "только это правильно", или же просто потому что "так всегда было и быть должно". Но вот сердца его коснулась Истина… Да, он мог бы отмахнуться: "это не соответствует тому, чему меня учили, не соответствует привычному представлению, тому, что люди вокруг думают". Ведь именно так мы часто и поступаем, идя на поводу у мифов и привычных шаблонов, и измеряя истину своими о ней представлениями, не задаваясь даже вопросом, откуда взялись последние и на чём зиждутся. Савл мог бы так поступить, но сделал иначе… и стал Павлом, тем, кого мы именуем первоверховным апостолом.

Можно пойти дальше. К концу IV века Восточная Церковь была поглощена ересью арианства. И вот именно в этот период и в этой среде, где все и всюду исповедуют арианство, появляются те, кто, даже рукоположение получив от ариан, стал православным вопреки мнению и ожиданиям толпы – Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, ставшие апологетами Православия. Почему? Полагаю, потому что Истину поставили выше того, что "привычно" и того как думают "все вокруг".

Однако не всегда побеждала личность, иной раз победу одерживала именно толпа. У Василия Розанова в его "Метафизике Христианства" есть яркая в этом контексте мысль:

Инквизиция вошла в Церковь "дифференциалами", а не простым "делением, умножением", не арифметическими действиями. Если бы она пришла "делением", произошла бы реформация: и тогда никакого вопроса не было бы. Но... никто не заметил ее (инквизиции)!!! Когда те пять-шесть кардиналов, которые постановили "сжечь" и действительно "сожгли" кого-то, — то никому решительно не пришло на ум спросить, не "впали ли они в ересь"? "не отделиться ли нам от них"? Отделились бы — была бы "арифметика", никакого вопроса не было бы. Но в том и суть, что никто от них не отделился, и они сами считали и чувствовали себя со всеми слитыми - соединенными со всем христианским миром, верными ему, служителями его...

Часто мы, не задумываясь, с лёгкостью принимаем ту или иную мысль лишь на том основании, что мысль эта привычна, потому что все вокруг думают именно так. Прав был Мишель Монтень: "В пылком порыве, охватывающем толпу, гаснет разум отдельных людей". Ещё как гаснет! Это подтверждают не только всевозможные "инквизиции" прошлого и настоящего, пользующиеся поддержкой толпы, но и, например, многочисленные околоцерковные трактаты – православные по форме, но анти-христианские по содержанию, которые, однако, принимаются с радостью и без тени сомнения лишь на том, основании, что это "везде и привычно"… Так, например, труд "Мытарства Феодоры" многие верующие десятилетиями автоматически принимали "на ура" как православный, не замечая очевидных огрехов антихристианского содержания.

И всё же, если задуматься о страшных временах гонений на еретиков, старообрядцев, евреев, кого угодно… находились люди — личности в подлинном смысле этого слова — которые не просто не соглашались с толпой, с этим "уверенным большинством", но мыслили и действовали вопреки, например, укрывая гонимых и помогая им. Нам сейчас кажется это правильным и очевидным, потому что сами мы научены, что это правильно. Но в тех обстоятельствах, когда каждый был научен, что помогать еретикам — "это преступление", а "правильно" — это помогать их обнаруживать, наказывать и уничтожать… когда вся реальность давала такую установку, и ничего не было кроме этой реальности, лишь голос сердца, внутренней тихий, едва уловимый вопрос "а ты сам как думаешь?, что в тебе говорит образ Божий?"… Когда думаешь об этом — мурашки идут по коже. Какова должна быть сила личности, сила внутренней свободы человека, чтобы он взял и помог "врагу", или хотя бы не выступил против него.

И вот именно такие Личности обнаруживали в себе мудрость и силу исполнять заповедь "стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь игу рабства", не подвергнуться рабству толпы, но сохранить память о себе, как о личности. А личность, как известно, не следует слепо за толпой, но, будучи отражением образа Божия, сама является потенцией и творческим началом: вопрошает, сомневается — живёт! Замечательно эту мысль выразил Соловьёв в "Смысле любви":

Всякий человечек как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, — всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (по евангельскому слову: что даст человек в обмен за душу свою?). Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, — как может он поверить во что-нибудь другое?

Но толпа бежит, и никто не знает, как поступит она завтра. Случается, что сегодня толпа бежит в направлении добра и Истины, постилая одежды свои. Но завтра эта же толпа развернётся и побежит противоположном направлении, уже желая крови. И, если забыть себя, угасить свой разум, доверив его кому-то иному, то вполне вероятно, что, ликуя сегодня, завтра можем произнести "не понимаю, что ты говоришь, я не знаю Его", или даже оказаться в толпе тех, кто кричит "распни!".

У святого Марка Подвижника есть замечательное изречение, в котором он говорит, что если бы даже Бог стал перед тобой и дал тебе какое-либо приказание, на которое твое сердце не может отозваться, на которое ты не можешь ответить: Аминь! — не делай этого, потому что Богу нужен не твой поступок, а гармония между тобой и Им. А уж если мы даём кому-то власть навязать нам мысли, и тем более действия в обход глубине своей личности, то отрекаемся и от дара свободы, и от образа Божия, приращая собой толпу.

И вот, сегодняшнее событие не просто учит, но призывает быть и всегда оставаться личностями среди любой толпы, помня и о данных нам талантах, среди которых есть непременно и разум, способность мыслить и сомневаться. И уверен, что если бы у нас хватало мудрости вопрошать себя, своё сердце, как то или иное явление или событие соотносится с Истиной и жизнью, с Богом, который есть любовь (1 Ин. 4:16) и есть Спаситель всех человеков (1 Тим. 4:10), то агрессии и зла, которые скрываются под масками "праведного гнева", было бы значительно меньше в нашем мире.

Искренне желаю всем нам памяти о себе самих, о запечатлённом в нас образе Божием, о данных нам талантах и ответственности, а также памяти об Истине и том, что она всегда глубже и шире, чем любые о ней представления. И дай Бог, никогда не увеличим собою толпы, о которой будем читать в течение Страстной седмицы.

Владимир Мельник

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 15 апреля 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования