Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": По следам Диомида. Впервые против политики Патриарха Кирилла выступили респектабельные священнослужители. Комментарии Анастасии Митрофановой и Романа Лункина


В конце марта в сети появилось открытое обращение трех клириков ижевской епархии к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Священники Сергий Кондаков, Михаил Карпеев и Александр Малых обеспокоены некоторыми явлениями церковной жизни.

Во-первых, тем, что "вместе с жесткой вертикалью власти в Церкви выстраивается миссионерская работа, до боли напоминающая то "миссионерство", которое захлестнуло Запад после II Ватиканского собора".

"Нам не нужны пастыри-каратисты, пастыри-футболисты, пастыри-штангисты, пастыри-артисты, пастыри рок-певцы, пастыри-банкиры. А нам жизненно необходимы пастыри, душу свою полагающие за овцы, свидетельствующие о Христе не только своим словом, но и жизнью", — говорится в письме. Народ нуждается в живой проповеди.

Далее они выступают против массовой раздачи церковных наград представителям власти и бизнеса.

Требуют немедленного выхода из Всемирного совета церквей, считая, что вхождение туда "произошло под давлением и водительством хрущевских гонителей, ставивших своей главной задачей уничтожение Православной России".

Просят патриарха "решительно отмежеваться" от экуменизма, прекратить богословские собеседования с Ватиканом.

Призывают всю Церковь и лично патриарха защищать "святую память Святых Царственных Мучеников от той наглой лжи, которая в той или иной степени распространяется в нашей стране и в целом мире" (что имеется в виду — не очень понятно).

А также "прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами". Они хотят видеть патриарха "не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их".

Священники настаивают на том, чтобы сотрудничавшее с КГБ духовенство принесло покаяние.

Кроме того, рекомендуют патриарху первым отказаться от универсальной электронной карты, "представляющей угрозу для нашей страны и народа".

И, наконец, авторы просят патриарха "обратить внимание на жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши".

Священники призвали патриарха к покаянию и объявили о том, что прекращают поминать его за богослужением.

4 апреля митрополит Ижевский и Удмуртский Николай запретил в служении всех трех авторов обращения "до полного покаяния в содеянном".

Напомним, в 2007 году с похожими призывами выступал епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), за что был лишен сана. Удивительным образом мысли, не могущие не вызывать сочувствия у всех здравомыслящих людей (например, упрек в соглашательстве с властью и заигрывании с толстосумами), в Русской православной церкви почему-то облекают в форму публичных воззваний исключительно фундаменталистски настроенные священнослужители. История с епископом Диомидом в большой степени была хорошо продуманной политической игрой перед выборами нового патриарха. Насколько далеко зайдут ижевские священники и чего стоит нынешний скандал, со временем непременно выяснится.

7 АПРЕЛЯ 2011, 14:57 Анастасия Митрофанова, политолог:

Параллель с епископом Диомидом не так уж очевидна: он заявил, что отлучает от церкви патриарха и всех иерархов, фактически провозгласив себя главой Церкви. Ижевские священники ничего подобного не провозглашали. Вообще прошло слишком мало времени. Возможно, эти клирики присоединятся к какой-нибудь параллельной религиозной организации: катакомбникам (Русской истинно-православной церкви) или РПЦЗ в юрисдикции митрополита Виталия (не находящейся в каноническом общении с РПЦ). Самостоятельно они не смогут ничего значимого создать. Даже большие, с несколькими епископами, группы, отколовшиеся от РПЦ,  рано или поздно превращались в сектантов-беспоповцев. У нас недостаточно информации для того, чтобы определить эту группу священников как "фундаменталистов" или "ревнителей".  Они используют ревнительскую риторику, но сейчас одинаковые идеологические концепции используются разнонаправленными политическими силами. Например, призыв ко всенародному покаянию можно услышать от крайних традиционалистов и, в то же время, от крайних либералов. Возможно, свящинники все же раскаются в отказе поминать патриарха и будут разрешены в служении. Иначе их будущее сложно предугадать. Отказ от поминовения возможен в каком-нибудь удаленном монастыре, куда все равно никто не ходит, но невозможен на приходе. Кстати, упоминавшийся в связи с ижевскими клириками протоиерей Анатолий Чибрик продолжает поминать патриарха.

6 АПРЕЛЯ 2011, 16:00 Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Впервые против политики патриарха Кирилла выступили не какие-то радикалы или отщепенцы (епископ Диомид все-таки был настроен радикально), а респектабельные священнослужители. Они пожертвовали своим местом в епархии: отец Сергий Кондаков должностью руководителя Отдела по взаимодействию с вооруженными силами — теперь он лишится и места члена Общественной палаты республики, отец Михаил Карпеев и отец Александр Малых лишатся приходов (отец Александр места клирика собора св. Александра Невского города Ижевска). Это смелый поступок, на который еще надо решиться, для большинства священнослужителей — это непонятная идейная принципиальность, ведущая к отказу от карьеры и материального спокойствия и благополучия.

Многие в Русской православной церкви придерживаются тех же взглядов, что и лидеры ижевского раскола. Если жестко сформулировать эту позицию, то она будет выглядеть так: РПЦ обмирщается и "обновляется" в ущерб аскезе и молитве, РПЦ бюрократизируется при поддержке и слиянии с госаппаратом, модернизируется по образцу Ватикана и фактически идет на унию с католиками (что является безусловным преувеличением).

Решение главы Ижевской епархии РПЦ митрополита Николая запретить в служении трех священников совершенно естественно, к этому они были готовы. Они нарушили церковную дисциплину, и в случае последовательного отстаивания своих взглядов рано или поздно официально станут раскольниками на основании решения Высшего церковного суда и Священного синода, который отлучит их от Церкви вплоть до покаяния. Также предсказуемы издевательства и стеб, которым подверг ижевских священников, в частности, отца Сергия, отец Андрей Кураев, который заподозрил его в экуменизме за то, что тот когда–то общался с мусульманами.

Подтверждением обвинений ижевских вольнодумцев в адрес патриархии по поводу сращивания с властью стала разворачивающаяся кампания по их травле, которую начали осуществлять светские власти, видимо, по настоятельной просьбе епархии или иных органов. По признанию самих священников, они не оказывали сопротивления, когда их попросили освободить храмы, где они служили. Это лишний раз показывает, что они знали, на что идут. При нынешнем приходском уставе бесполезно сопротивляться — все имущество принадлежит РПЦ МП.

В воскресенье священники провели богослужение уже в спортзале райцентра Завьяловского района. После этого главе района позвонили из отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации президента и Правительства Удмуртии и сделали выговор за то, что священникам было разрешено проводить богослужение. Наряду с этим в адрес ижевских вольнодумцев стали раздаваться угрозы, что на них могут возбудить уголовное дело по поводу якобы какой-то клеветы и разжигания межрелигиозной розни, а некие их мифические сподвижники хотят сжечь епархию. Однако епархии и светской власти будет трудно представить образованных и уважаемых в республике священнослужителей "сектантами", подобно диомидовцам или пензенским сидельцам.

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 6 апреля 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования