Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЛИНИЯ": Борьба с ревнительством не входит в постоянные задачи Церкви. Андрей Рогозянский о нашумевшем выступлении ижевских клириков …


Случай в Ижевской епархии не представляет чего-то особенного. Начиная с 1990-х и кампании ИНН, десятки священников в разных епархиях заявили особую позицию и были выведены за штат. Одно время, с ревнителями обходились очень жестко. И даже жестоко. Епископ на епархиальном собрании давал духовенству час времени, уходил, и через час на столе председателя должны были лежать две стопки заявлений от настоятелей: одна – на присвоение номеров, другая – "в заштат". Епархии начали терять людей. На освободившиеся вакансии оказалось не так-то просто подобрать кандидатов. Сама жизнь в результате заставила искать точки соприкосновения и способы сохранить единство. Преосвященные, секретари епархиальных управлений, благочинные на местах были вынуждены смягчить позицию, договариваться. И, в общем-то, это нормально. Это сыграло положительную роль, поскольку большинство батюшек-антиИННистов благополучно прослужили в епархиях все эти годы и, даст Бог, еще прослужат много лет.

Ижевскую епархию я не знаю, но, думаю, ситуация там мало отличается от других. Все трое священников, нынешних "непоминающих", были прекрасно известны, свою решительность проявляли не раз, и в епархии, и в разговорах в кругу собратьев. Но тут почему-то накипело, и решили сделать заявление для СМИ. Не будь ролика на "Маяке", все бы удалось уладить, как прежде улаживалось. Ну, немного покипели бы, и после объяснений с начальством и какими-то доверенными лицами успокоились. У нас, что ни благочиние в провинции, то, обязательно, двое-трое из десяти батюшек читают соответствующую литературу и опасаются подвоха со стороны экуменизма, номеров и конца света. В монастырях – еще больше. Сам знаю, как благочинным, бывает, звонят священники с приходов и говорят: "Все, больше не могу. Совесть продолжать это не позволяет". Волна за волной ходит, епархиальные собрания бурлят. После какого-нибудь неудачного заявления о католиках или поздравления Чубайса в управлениях хватаются за голову: "Боже, сейчас опять начнется…"

Но в остальном, это очень важно понять, ревнительство показывает себя как церковное явление. Неизвестно, как бы обстояли дела, и каким образом Русская Православная Церковь сегодня выглядела бы, не найдись этих людей, готовых трудиться и нести послушание в самых сложных условиях. Это просто сидеть и рассуждать, когда имеешь дело с академическим богословием и даешь интервью по три разу на дню, по любому вопросу. Совершенно иное – как у одного знакомого священника, которого время от времени тоже заносит в ревнительстве. Представьте: шестеро детей, дом, огород, корова, храм еле достроенный, воскресная школа и еще масса епархиальных нагрузок и сборов. В Москву за одеждой и обувью для детей, поношенными… В провинции – так: рукоположился, получил приход, служит, никуда не сбежал, нет проблем с алкоголем – уже замечательно! В монастыре 4 человека постоянных насельников, конфликт с настоятелем, и вот, владыка уже мчится с гостинцами каждому, ведет разговоры "за жизнь", по душам, только чтоб не разбежались и комплекс не остался без обитателей, брошенный.

Какие курсы катехизации, социальные работники, миссионерские акции! Чистки-проверки-комиссии… Зависимость крайне простая: где не блестит и медом не мазано – там ревнительство. Было и будет. Ревнительство и ничто другое защищает от искушений служебным положением, деньгами, от срывов, депрессий, запоев и прочего. Люди служат Богу и Церкви одним страхом Божиим и терпением, не имея ничего из того, чем по современной психологии человеку полагается себя развлекать и утешаться. Заметьте: это часто хорошие священники, пастыри, которые внимательны и близко стоят к нуждам прихожан. У многих в семьях приемные дети. И у меня язык не повернется осуждать их, кроме, возможно, самых крайних случаев. Потому так мало желающих идти на их место. Передовые и просвещенные предпочитают другие возможности, а отсутствие боязни экуменизма, номеров и Антихриста, увы, в реальности часто сопрягается с отсутствием боязни перед грехом и миром вообще.

Борьба с ревнительством поэтому не входит в постоянные задачи Церкви, как могут подумать. Это не первая, не вторая и даже не пятая по значимости задача. В Церкви, том узком кругу, который собрался, мы все сегодня нужны друг другу. Даже противоречивые и крайние личности, находящиеся как будто на разных полюсах. На самом деле, здесь проблема семьи, которая часто не сознает своей близости и разделяется из-за менее существенных взглядов и поводов. Много ли сейчас желающих служить! И наоборот, мало ли по Руси молодых, здоровых, способных, канонически годных православных мужчин, которые тяготятся послушанием и никогда не пойдут в клир, не составят опоры священнику на приходе по причине драгоценной личной свободы! Вот настоящая драма и настоящее бунтарство. Которые, к сожалению, редко отмечаются и на которые повлиять сложней. Куда сложней повлиять, чем на своих, коллег по корпорации и подчинённых, которым недолго отыскать и примерить административную дубину на голову.

Все параллели с "делом Диомида", в данном случае чрезмерные. Выступление Диомида требовало быстрой и четкой реакции, поскольку это было посягательство на иерархию в Церкви. Смутой была охвачена целая епархия во главе с преосвященным. Непонятно было, с чего начинать, как после этого восстанавливать нормальную церковную жизнь на Чукотке. До запрещения Диомид мог начать рукополагать новых священников. Он объявил Патриарха Алексия II отпавшим и весь Синод отстраненным, а сам себя назначал главой церковного управления, по существу Патриархом. Это совсем другой поворот дела. Трое клириков в Удмуртии не претендуют на захват власти или даже на то, чтобы отъять от епархии храмы. Коротко говоря, они захотели добровольно уйти, только по христианскому разумению и простым приличиям, чересчур громко хлопнули дверью для этого. Но даже и слова их в этом случае нельзя принимать на 100% всерьез, ибо спустя сутки или неделю или полгода каждый из них, возможно, выразился по тем же темам иначе.

Проблема батюшек в том, что они со своим заявлением попали на очень нервный, в политическом отношении, период. Когда за каждым кустом чудится измена, революция и посягательство на вертикали. Журналисты и политкомментаторы выстроили такую на редкость простую и удачную схему: мол, Церковь в нынешнем виде есть департамент государства, а потому выход Волочковой из "Единой России", протест Н.Васильевой, помощницы судьи Данилкина, и протест удмуртских батюшек – звенья одной цепи и признаки того, что "система" рушится.

Нет, она, может быть, рушится, и для тревоги имеется достаточно оснований. Но случай с батюшками в Удмуртии – это совершенно отдельная, внутрицерковная история и особенной связи с политической ситуацией в ней нет. Если кому-то хочется найти фронду внутри РПЦ, то далеко ходить не нужно. Существует известная всем группа священников – "Немолчащая Церковь" – с весьма, я бы сказал, радикальными взглядами, которая в последнее время дополнительно расширилась, приобрела сочувствующих, как можно было видеть по обсуждению выступления о.Алексия Уминского. Все эти белорусские батюшки, протестовавшие против Лукашенко, украинские батюшки, любители самостийности, лица, занимающие ответственные должности в аппарате и подразделениях Патриархии и Синодальных отделах, редакторы СМИ, некоторые из преподавателей православных учебных заведений – СФИ, ПСТГУ, СПбДСиА, Общецерковной аспирантуры ОВЦС, постоянные авторы "Ежедневного журнала", участники обсуждений в блогах, очевидно, куда ближе к оппозиционной политике. Просто, в отличие от ижевских отцов Сергия, Михаила и Александра, все эти люди достаточно искушены для того, чтобы не иметь прямого конфликта с начальством, не выступать лично против Патриарха. И еще: использовать оплошность ревнителей и мягко переадресовать внимание иерархии в другом направлении.

Андрей Рогозянский, специально для "Русской народной линии"

6 апреля 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования