Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Дело тонкое. Почему в Москве не удается сформировать мусульманскую инфраструктуру


Вопрос о строительстве мечети в Москве по-прежнему находится в подвешенном состоянии. Соответствующее обещание премьер-министра Владимира Путина вызвало неоднозначную реакцию у горожан. Последователи ислама указывают, что мечети помогут в формировании толерантного отношения и адаптации молодежи в обществе. Эксперты напоминают, что возведение храмов в первую очередь следует согласовывать не с властями, а с жителями округов. Кроме того, рассредоточение мечетей по районам может помочь и в развитии мусульманской инфраструктуры. Пока услуги спецпредприятий доступны не всем исповедующим ислам.

Обещание главы правительства РФ Владимира Путина о строительстве мечети в столице серьезно обеспокоило некоторых москвичей. Особенно заволновались жители района Текстильщики, где ранее на Волжском бульваре планировалось возведение мечети. Многочисленные протесты горожан привели к отказу от строительства. Всю осень префект Юго-Восточного административного округа Владимир Зотов уверял, что решений о возведении мечети именно на Волжском нет. По его словам, Москомархитектуры подбирает подходящее место в городе. Сами чиновники пока хранят молчание о возможных вариантах.

Первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Хазрат Гизатуллин полагает, что вопрос будет решаться после новогодних праздников. "Важно, чтобы было удобное месторасположение, одобренное всеми людьми, проживающими рядом, – объясняет "НИ" г-н Гизатуллин. – Когда получим информацию от властей, тогда приступим к обсуждению проекта с общественностью". По его словам, конкретных предложений о местах строительства в Москве Совет муфтиев не выдвигает. "Если в каком-то районе образуется большое сообщество мусульман, то по мере необходимости мы обращаемся к властям и просим выделить место или здание для молельни", – объясняет член Совета муфтиев. Религиовед Борис Фаликов указывает, что представителям ислама в первую очередь следует ориентироваться на мнение общественности, а не властей, чтобы не повторилась история с Текстильщиками.

Сегодня в городе – серьезный дефицит мечетей. "Можно судить по толпам на мусульманских праздниках около существующих молелен", – говорит "НИ" г-н Фаликов. В качестве примера Дамир Хазрат Гизатуллин приводит последний Курбан Байрам, который только у мечети в Выползовом переулке собрал 72 тыс. человек. "Необходимо регулировать потоки людей, обеспечивать их безопасность и комфорт, а это очень накладно, – объясняет г-н Гизатуллин. – Если бы люди могли молиться рядом с домом, с финансовой точки зрения это было бы эффективней". Сколько мечетей не хватает городу, пока подсчитать не удается, поскольку неизвестно точное количество москвичей-мусульман.

Схожая ситуация складывается и с мусульманской инфраструктурой. В основном она концентрируется вокруг построенных мечетей и не всем доступна. На территории Исторической мечети на Большой Татарской улице находятся халяльный (разрешенный исламом) продуктовый магазин, турагентство, книжная лавка и кафе. В кафе обстановка спартанская – маленькое помещение, деревянные столы, покрытые клеенчатыми скатертями, раковина в углу, чтобы посетители могли помыть руки. Тем не менее свободных мест нет, перед кассой всегда очередь, а на кухне едва успевают готовить еду. Заведующий кафе, отказавшийся назвать свое имя, считает, что в Москве есть спрос только на такие маленькие заведения при мечетях. "Здесь всегда много мусульман. Они могут быть полностью уверены, что вся еда готовится правильно. А где-то в городе халяльное кафе вряд ли будет успешным, потому что там не продают спиртное", – считает он. Халяльный ресторан при Татарском культурном центре обходится без посетителей "из народа", существуя за счет банкетов. "У нас проводятся религиозные мероприятия, поминки. Разумеется, без алкоголя и с правильной кухней", – рассказывает "НИ" повар ресторана Рамиль Ромашкин.

А вот халяльные супермаркеты, напротив, пользуются бешеной популярностью не только у мусульман, но и у приверженцев других религий. Учитывая, что алкоголь и сигареты можно купить в другом месте, потребителя привлекает в первую очередь качество продуктов и шаговая доступность. Три года назад в столице можно было найти два специализированных супермаркета, теперь их около 10. В России контроль за халяльной продукцией осуществляет Центр стандартизации и сертификации продукции "Халяль" при Совете муфтиев России. Свой первый сертификат там выписали в ноябре 2003 года. Процесс проверки проводится мусульманином. "На рынке много некачественных продуктов. Вы покупаете консервы, но никакого мяса там на самом деле нет, один белок. Протухшую курицу обрабатывают хлором, и она отправляется на прилавки", – говорит "НИ" директор центра, член Совета муфтиев России Жафар Азизбаев. Знак "Халяль" гарантирует качество товара.

Меньшего успеха в столице достигли специальная клиника, роддом и спортклуб для мусульман. Проработав несколько лет, предприятия вынуждены были закрыться из-за отсутствия спроса. Борис Фаликов указывает, что исповедующих ислам в столице можно отнести к двум категориям: временные работники и постоянно проживающие. "Первым просто не по карману специализированные парикмахерские, магазины одежды. Вторых, которые являются представителями среднего класса, сервис удовлетворяет", – замечает эксперт.

Ольга Слободчикова, Мария Морозова

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", 21 декабря 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования