Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Создан Всероссийский муфтият. Комментарии Анастасии Митрофановой и Романа Лункина


Учредительная конференция новой централизованной религиозной организации мусульман России прошла в среду в Москве.

"В ее работе приняли участие руководители духовных управлений мусульман Ставропольского, Пермского краев, Мордовии, Урала и Рязанской области, расположенных на территории четырех федеральных округов страны и объединяющих в своем составе сотни мусульманских религиозных объединений и духовных учебных заведений, организаций социального и гуманитарно-благотворительного назначения", — сообщил "Интерфакс-Религии" один из учредителей этой структуры, муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин.

Название новой организации — Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият).

Поводом для ее создания стала, по словам М. Хузина, "назревшая потребность и важность консолидации мусульманского сообщества России".

Созданная организация ставит цель "обособившись от постоянных внутримусульманских противостояний и нездорового соперничества между мусульманскими лидерами и организациями, путем полноценной и системной работы прийти к единству мусульманской общины России, что станет безусловным благом для самих мусульман и послужит укреплению российской государственности".

Российская ассоциация исламского согласия (РАИС) станет уже четвертым по счету централизованным муфтиятом страны после Центрального духовного управления мусульман, Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

Председателем новой организации избран глава Духовного управление мусульман Ставрополья Мухаммад Рахимов.

РАИС (Всероссийский муфтият) декларирует достижение единства мусульман через всеобщее согласие и преемственность традициям российского традиционного просвещенного ислама. В стремлении к своим целям РАИС намерена вести согласованную работу с Центральным духовным управлением мусульман, Казанским муфтиятом и Координационным центром мусульман Северного Кавказа.

Среди главных направлений работы — профилактика религиозного фанатизма, углубление диалога с представителями традиционных религий России, "прежде всего с братской Русской православной церковью", развитие диалога с мусульманами стран постсоветского пространства, объединенными в Консультативный совет под руководством главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде, просветительская деятельность, подготовка "надежных и преданных своему Отечеству" священнослужителей, педагогов и богословов, воссоздание отечественной исламской богословской школы, издание и популяризация трудов российских богословов, исламоведов, историков и литераторов, создание единого и унифицированного исламского образовательного пространства в России.

Учредители Всероссийского муфтията считают также своими задачами строительство мечетей в соответствии с традициями народов России "с учетом ментальности и специфики регионов страны", создание Фонда помощи религиозным лидерам, членам их семей и журналистам, погибшим от рук экстремистов и террористов, создание положительного образа мусульманина и ислама в обществе и др.

8 ДЕКАБРЯ 2010, 16:43 Анастасия Митрофанова, политолог:

Исламское сообщество полицентрично, поэтому центральной власти сложно им управлять. Православным сообществом управлять значительно легче, потому что оно имеет иерархическую структуру (хотя в последнее время это утверждение можно поставить под сомнение из-за появления множества альтернативных центров влияния, например, различных "старцев"). На протяжении всей истории отношений российского государства с мусульманским сообществом государство старалось институционализировать и централизовать исламские общины. Попытки создания единых мусульманских религиозных организаций, объединяющих все общины, предпринимались в Дагестане (ДУМ Дагестана) и в Татарстане (ДУМ Республики Татарстан).
Для федеральной власти исключительно удобным было бы создание единого Духовного управления России, которое возглавил бы один человек (Верховный муфтий России) — по образцу церковной организации у православных. С такой идеей в апреле 2005 г. выступал А. Аслаханов, министр юстиции Ю. Чайка, еще раньше М. Шаймиев.
Российские чиновники автоматически применяют к мусульманам принципы, наработанные во взаимоотношениях с Русской православной церковью. Например, мусульманские общины, отошедшие от ДУМов, трактуются как "сектанты".
Однако реализация идеи "единого муфтия" вряд ли возможна. Ислам, в отличие от православия, изначально строился как неиерархическая сетевая структура. Отсутствие священства и таинств, возможность исповедывать веру тайно и "самостоятельно" делают ислам почти невосприимчивым к попыткам контроля. Создание единой мусульманской организации не приведет к желаемому для государства результату, потому что мусульмане могут относительно просто создавать параллельные структуры.

Анастасия Митрофанова — доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ

8 ДЕКАБРЯ 2010, 16:05 Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Создателям нового Всероссийского муфтията, вполне возможно, надоели постоянные, уходящие корнями в прошлое, разногласия между представителями существующих объединений мусульман России. Нормальному диалогу на официальном уровне и на уровне регионов часто мешают личные амбиции и интересы. Российскую ассоциацию исламского согласия создали те, кто нашел в себе силы встать над существующими противоречиями.

Кроме того, исламская умма склонна к постоянному делению в зависимости от того, какие духовные лидеры появляются в мусульманском сообществе и как они строят отношения с властями. Чем больше будет в стране мусульманских объединений, тем сложнее будет представителям власти контролировать этот мир. Уже сейчас чиновникам приходится лавировать между двумя Верховными муфтиями и заигрывать с влиятельным татарским исламом.

Очевидно, что новый Всероссийский муфтият не мог быть создан без одобрения или, по крайней мере, обсуждения в Администрации президента РФ, заинтересованной в существовании хотя бы одного объединения мусульман, которое было бы абсолютно лояльно чиновникам (а это в принципе невозможно, если только кратковременно).

Учитывая современное влияние РПЦ на Администрацию главы государства, создание нового муфтията должно отражать также и интересы РПЦ, которой необходим послушный и "единый для всех мусульман" глава "традиционной" религии. Немаловажно, что он должен поддерживать все проекты патриарха Кирилла и инициативы Церкви по строительству 200 храмов (строить десятки храмов, возможно, будут в каждом крупном городе России), которые часто подвергаются резкой критике в мусульманской среде.

И действительно, в первом же заявлении о создании муфтията говорится о развитии отношений "прежде всего с братской Русской православной церковью". Более того, есть и еще один показатель — это стремление развивать диалог с мусульманами стран постсоветского пространства, объединенными в Консультативный совет под руководством главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде. Именно этого лидера исламовед из патриархии Роман Силантьев неоднократно называл главным другом России и Русской православной церкви и противопоставлял Совету муфтиев России, который пытался оспорить лидерство главы Управления мусульман Кавказа.

Наконец, проект "объединения мусульман" вызревал по мере вызревания идеи финансовой поддержки ислама в России через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Государственные деньги лучше всего тратить на "своих" людей, а не раздавать всем.

Однако это отнюдь не означает, что новая исламская инициатива будет развиваться именно так, как руководителям муфтията скажут в президентской администрации или в кулуарах Межрелигиозного совета России, собирающегося под эгидой РПЦ. И это не значит, что финансироваться исламская культура и образование будут так, как этого хотят власть и РПЦ, но тут уж ничего не поделаешь: человек предполагает, а Аллах располагает.

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 8 декабря 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования