Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Время собирать камни? Ответы Александра Солдатова на вопросы, поставленные председателем Синодального информационного отдела РПЦ МП


Взгляд председателя Синодального информационного отдела РПЦ МП Владимира Легойды (см. "Новую", № 131) на проблемы Соловков очень важен, он выражает официальную точку зрения церковного руководства. Владимир Легойда формулирует довольно цельную картину церковного будущего беломорского архипелага, каким его желает видеть значительная часть церковных людей. И с этим видением нет смысла спорить, поскольку это часть религиозного сознания, а его надо уважать.

Однако "определенные проблемы", о которых упоминает г-н Легойда, не обозначены им конкретно, тем более не предлагаются пути их решения. Своей статьей газета пыталась по крайней мере поставить вопросы о судьбе "мирского" населения Соловков, о гарантиях доступа на архипелаг для светских туристов, о целесообразности передачи РПЦ МП музейных коллекций… Эти практические вопросы остались без ответа.

В письме главы Синодального отдела много говорится о создании на Соловках церковного просветительского центра памяти пострадавших на архипелаге мучеников и о необходимости возрождения монашеской жизни. Эти благородные задачи не ставятся мною под сомнение, хотя нельзя не признать, что коммерциализация, в частности — установление монополии на туристический бизнес, не лучшее условие уединенного монашеского подвига. Не вызывает сомнения и необходимость уважительного отношения со стороны туристов к православным святыням, тем более — к местам захоронений жертв политических репрессий. За последние десятилетия не было случаев осквернения туристами мест таких захоронений на Соловках, поэтому различные восклицания о "танцах на костях", "отдыхе на кладбище" и т. п. выглядят спекулятивно.

Владимир Легойда спрашивает о фактах, подтверждающих финансирование объектов, переданных Соловецким музеем (В.В. Шутовым) Соловецкому монастырю (архимандриту Порфирию (В.В. Шутову), из государственного бюджета. В письме прокурора Приморского района Архангельской области А.А. Гильмутдинова за № 951Ж от 22 октября с.г. о результатах прокурорской проверки актов передачи музейных объектов монастырю, в частности, говорится: "Все указанные объекты находятся в оперативном управлении Соловецкого музея-заповедника… Орган, осуществляющий управление федеральной собственностью, уполномочил Соловецкий музей-заповедник сдать в безвозмездное пользование Монастырю объекты религиозного назначения". Поскольку передача на баланс монастыря с баланса музея огромного количества памятников процесс длительный, то, по свидетельству сотрудников Соловецкого музея, он продолжался в течение лета и осени этого года. Бюджет музея, являющегося Федеральным государственным учреждением культуры, на нынешний год был утвержден Министерством культуры в 2009 г., и в соответствии с ним производились выплаты на содержание памятников, уже переданных монастырю, тем более понятие "оперативного управления" не исключает такого финансирования.

Но вопрос о финансировании соловецких памятников абсолютно меркнет на фоне федеральной программы "Сохранение духовного, культурного и природного наследия и развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2011—2015 годы", разработанной администрацией президента РФ, Московской патриархией и администрацией Архангельской области. Общий объем затрат, как указано в программе, составит 15,5 млрд рублей, в том числе на реконструкцию самого монастыря будет потрачено 5117 млн рублей. Напрямую монастырю выдадут 2684 млн рублей, хотя по закону религиозные объединения отделены от государства и не финансируются из бюджета. Множество других пунктов вызывает вопросы на предмет "коррупционной составляющей": миллиардные затраты на строительство дорог, сооружение мусоросжигательного завода, мощность которого в десятки раз превышает объем соловецкого мусора, 590 млн на "реставрацию" одной грунтовой дороги… Финансирование программы будет осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета, с незначительными дополнениями из местных бюджетов и внебюджетных фондов.

И после расходования таких астрономических сумм из карманов налогоплательщиков власти предлагают накладывать на них при посещении Соловков всевозможные ограничения, не предусмотренные законом. При всем уважении к укладу монастырской жизни трудно понять, почему часть территории Российской Федерации должна быть исключена из сферы полноценного туризма. Сначала наместник Соловецкого монастыря в интервью сайту "Православие.Ру" призвал: "Посещение Соловков с целью развлечения надо исключить", а затем и губернатор Архангельской области Илья Михальчук заявил: "Размещать гостей на ночной отдых можно будет в отелях на материке, а гостиницы архипелага предоставить паломникам". На Валааме, о котором также упоминает г-н Легойда, кстати говоря, эта система практически внедрена: большинство светских туристов приезжают на остров лишь на один день, без ночлега. Действительно, на Валаам можно отправиться в составе туристической группы из Санкт-Петербурга, однако обслуживание туристов на острове осуществляется паломнической службой монастыря, с которой турфирмы согласовывают свои программы и делятся выручкой.

Владимир Легойда упоминает факт подачи патриарху Кириллу письма в поддержку его инициатив от соловецких жителей. В нашей статье также упоминается это письмо. Но вот что пишет религиоведческое издание "Религиополис": "Упомянутое письмо, переданное патриарху Кириллу местным православным активистом Петром Леоновым, оказалось совершенно неизвестным прихожанам местных храмов. Никто из соловецких православных не видел, а тем более не читал обращения к патриарху, и вручение этого документа, вероятно, заготовленного заранее, стало для них неожиданностью. Более известным является другое обращение, адресованное президенту РФ (с критикой монастырских инициатив), согласие с содержанием которого стремится засвидетельствовать все больше жителей архипелага".

Пожалуй, стоит согласиться с утверждением г-на Легойды, что выражение "VIP-скит" неудачно. Оно довольно прочно вошло в журналистский обиход после публикаций о Свято-Владимирском ските на Валааме, построенном по инициативе В.В. Путина в честь своего небесного покровителя. На территории скита, закрытого для посещения, расположены два особняка — патриарший и путинский. На Соловках роль "VIP-скита" отводилась Филипповой пустыни, где отреставрирован особняк для патриарха и куда также закрыт доступ посетителям. Однако уровень комфорта в пустыни все же недостаточен, и патриарх останавливается в одном из соловецких отелей. Но глупо было бы протестовать против виповости как таковой. Для нас, рядовых россиян, неприемлемо появление в исторических, святых местах все большего числа закрытых для свободного доступа объектов и территорий. А кто отделяет эти объекты от народа, кто раздробляет музейный фонд, растаскивая древние иконы по храмам элитных поселков — власть или религиозные деятели, — не так уж и важно.

Александр Солдатов

"НОВАЯ ГАЗЕТА", 24 ноября 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования