Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Единство веры. Русская Православная Церковь заграницей отмечает в эти дни свое 90-летие


Русская православная церковь заграницей отмечает эти дни свое 90-летие. Если задуматься, то "заграничная" Церковь - это странное и даже причудливое название. Мы уже привыкли к тому, что в ХХI веке границы стали прозрачными и в некотором смысле условными. К чему было так резко подчеркивать "русскость" Церкви и в то же время географическую отделенность от России?

Если же учесть, что еще в XIX веке русские православные храмы были построены далеко за пределами Российской империи - в Германии, во Франции, в Италии и Японии, а в Америке они имели даже свое епархиальное управление, то понятие "заграничной" Церкви вызывает еще более недоумений.

Корни Зарубежной церкви в нашей национальной катастрофе ХХ века. Ее появление стало следствием Октябрьского переворота и поражения в Гражданской войне тех, кто сражался против большевиков. В ноябре 1920 года из Крыма эвакуировалась Русская армия генерала Петра Врангеля. Вместе с офицерами и солдатами ушли их жены и дети, казаки, гражданские лица и духовенство - все они ясно понимали, что большевики их рано или поздно уничтожат. Всего же около 2 миллионов русских людей оказалось в изгнании. Родину покинули люди разных сословий и разных политических взглядов, но все они нуждались в духовной поддержке - жизнь за пределами России складывалась очень трудно. И многочисленное духовенство, оказавшееся за пределами России, жертвенно служило своей пастве, сохраняя и церковные традиции, и русскую культуру, и родной язык.

Но русская эмиграция не смогла сохранить церковное единство, и Зарубежная церковь оказалась лишь одной из нескольких церковных юрисдикций. Однако она стала символом духовного сопротивления Советской власти и крайне жестко критиковала, а порой и осуждала ту часть Православной церкви в России, которая пошла с этой властью на компромиссы. (В скобках замечу, что Декларация митрополита Сергия, окончательно разделившая Церковь в России и за ее пределами, была опубликована именно в газете "Известия" 19 августа 1927 года.)

Зарубежная церковь стремилась говорить правду о Церкви в России - о страданиях и гонениях, о подвиге тех епископов, священников и мирян, кто принял мученическую смерть. Задолго до их канонизации в самой России Зарубежная церковь прославила Новомученников и исповедников российских в сонме святых. И за это ей были многие благодарны, равно как и за церковные книги, которые зарубежники десятками тысяч экземпляров совершенно безвозмездно присылали в Россию в начале 90-х годов.

Однако казалось, что критический настрой паствы Зарубежной церкви в отношении к России не позволит ей увидеть перемены двух последних десятилетий, и надеждам на воссоединение Церквей не скоро суждено будет исполниться. Но воссоединение - искреннее и вдохновенное - три года назад состоялось. Какой же будет миссия Зарубежной церкви в XXI веке? Она сохраняет свою верность Русскому православию и в то же время успешно обращается к англоязычной пастве. Это уникальный опыт в эпоху глобализации, и он сегодня необходим как никогда прежде. Не во всем зарубежники понимают современную Россию, но не теряет своего значения и их взгляд на российскую историю ХХ века.

Сергей Чапнин, ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии"

"ИЗВЕСТИЯ", 19 ноября 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования