Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Иезуитский подход. Священник Милан Жуст, монах-иезуит, рассказал, почему католики проявляют живой интерес к православному наследию


Священник Милан ЖУСТ, монах-иезуит, сотрудник Папского Совета по содействию христианскому единству, член римского центра "Алетти", занимающегося изучением православного христианства и организующего встречи между христианами разных традиций, рассказал журналистам Антону КУРИЛОВИЧУ и Марии ЕРМАЧЕНКО о том, почему католики проявляют живой интерес к православному наследию.

– Отец Милан, ваша деятельность непосредственно связана с взаимодействием Ватикана с Православными Церквами. Изменились ли за последнее время отношения между католическим и православным миром?

– В Папском Совете по межхристианскому единству я курирую направление взаимодействия со славянскими Православными Церквами, а также программу стипендий для православных студентов, которые желают обучаться в католических вузах. Опираясь на свои наблюдения, хотел бы отметить, что в последнее время между католиками и православными активно развивается сотрудничество в области образования: все больше православных студентов хотят обучаться в католических вузах.

Кроме того, стали чаще встречаться и общаться профессора православных институтов и их католические коллеги. Во время таких академических и неформальных встреч специалисты по богословию обмениваются знаниями и там, где это возможно, начинают сотрудничать. К тому же в последнее время в страны Западной Европы приезжает много православных паломников, чтобы поклониться общехристианским святыням. Именно такие поездки дают возможность православным паломникам познакомиться с современной европейской культурой и с верующими нашей Церкви. У католиков же, в свою очередь, появилась возможность присутствовать на православных богослужениях и глубже узнавать православную традицию.

По моим наблюдениям, в католической среде присутствует интерес к святоотеческой литературе, православной иконописи и духовности, интерес, вспыхнувший после Второго Ватиканского Собора.

Все это, конечно же, способствует взаимопониманию и позволяет избавиться от предрассудков, которые накапливались между католиками и православными в течение многих столетий.

– Вы долгое время работаете в центре "Алетти", сотрудники которого занимаются изучением православной традиции. Расскажите об этом.

– Центр "Алетти" был создан по пожеланию Папы Иоанна Павла II, который хотел, чтобы в Риме был такой дом, где могли бы жить вместе богословы и научные деятели разных вероисповеданий: православные, католики и грекокатолики из славянских стран, а также из Румынии и Греции. Идея создания центра заключалась в том, чтобы помочь специалистам из Восточной Европы работать в библиотеках, а также дать возможность тесного общения со своими западными коллегами. Первые 10 лет в числе наших гостей в большинстве своем были научные исследователи – богословы, студенты, профессора. В последнее время большинство наших гостей – художники.

Центром занимается община монахов-иезуитов, и один из них, священник Марко Рупник, – директор. По соседству с иезуитами живет община монахинь, которые тоже работают в этом центре. Мы изучаем западные и восточные христианские традиции. Каждый из монахов-иезуитов и монахинь изучает одного из православных авторов. Например, я готовил работу по религиозному философу священнику Павлу Флоренскому. В нашем центре есть также небольшое книжное издательство и мастерская мозаики, которая вдохновляется восточнохристианской традицией. Таким образом, всеми способами мы пытаемся связать восточную и западную традиции, прошлое и современность, слово и образ.

– Почему свою научную работу вы посвятили именно Павлу Флоренскому?

– Когда я учился в Риме, в Папском Восточном институте, у нас был курс по русским православным авторам. Я познакомился со статьей Флоренского "Христианство и культура". На мой взгляд, тема этой статьи – отношение с Христом как базис жизни для верующего – очень важна для современной Европы, потерявшей духовную составляющую, отдалившейся от Христа. Таким было мое первое знакомство с трудами Павла Флоренского. Меня очень заинтересовали его религиозные труды, жизнь и мученическая кончина. Поэтому позже я продолжил изучение его трудов в Православном Свято-Сергиевском богословском институте и одновременно в Католическом институте в Париже. Работа над Флоренским была очень сложной, ведь у него очень широкие горизонты: он и специалист в естественных науках, и поэт, и математик, и философ, и богослов. Во всем этом многообразии я решил сосредоточиться на связанной с трудами православного мыслителя теме: "Религиозный опыт как основа богопознания".

– Будучи католиком, вы учились в Православном Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Какие впечатления у вас остались от времени учебы в этом институте? Как вас воспринимали студенты и преподаватели?

– Я занимался там докторской диссертацией, но у меня было и несколько интересных учебных предметов. Для меня очень важным было также общение с православными студентами и присутствие на богослужениях, чтобы знание о православии было не только книжным, а рождалось благодаря живому общению. И преподаватели, и студенты меня очень хорошо приняли. Если и была какая-то дистанция, то в самом начале. Я до сих пор дружу с некоторыми профессорами и студентами. Да и вообще за время моей работы в Папском Совете по христианскому единству, а до этого за несколько месяцев жизни в Москве православных среди моих русских друзей сейчас стало даже больше, чем католиков.

– Вы примыкаете к иезуитам. Известно, что жизнь членов "Общества Иисуса" отличается от традиционного уклада монашеской жизни…

– Сегодня, как и на протяжении всей нашей истории, мы остаемся монашеским орденом. При вступлении в орден даем монашеские обеты, у нас есть община, хотя монастырей в традиционном понимании этого слова у нас нет. В связи с этим жизнь наших монахов более активна по сравнению с другими орденами. Мы не уделяем много времени общинной жизни и богослужению, как это делают другие монашеские ордена. Тем не менее месса совершается у нас каждый день, так же как и молитвенное правило, которое каждый иезуит исполняет ежедневно.

В нашем ордене есть много направлений деятельности. Среди нас есть те, кто служит обычными приходскими священниками, есть такие, кто сопровождает людей в духовной жизни (духовные упражнения), а другие занимаются научной деятельностью или социальным служением, помощью беженцам и бездомным. Одним из главных направлений нашей деятельности является образование. Иезуиты преподают в высших учебных заведениях по всему миру, у нас также много собственных школ и университетов. Хотелось бы отметить, что в нашем ордене есть и другие служения, но при этом главной для нас все же остается духовная, миссионерская деятельность.

– Отразились ли на ордене процессы секуляризации?

– На сегодняшний день "Общество Иисуса" является самым большим монашеским орденом Католической Церкви и насчитывает около 19 тысяч монахов. Но это в два раза меньше, чем было, скажем, в 1965 году. Думаю, что одной из главных причин сокращения численности нашего ордена стали именно процессы секуляризации, начавшиеся в это время в западном обществе. В тот период многие монахи покидали ордена, в том числе и орден иезуитов, также большую роль в сокращении численности нашего общества сыграло снижение рождаемости в странах Западной Европы. В связи с этим Церкви просто не из кого готовить новых священников и монахов. Но это вовсе не означает, что наш орден находится в упадке. К примеру, в некоторых регионах мира иезуитов сейчас насчитывается даже больше, чем было до 1965 года, например в Индии и странах Азии.

Антон Курилович, Мария Ермаченко

"НГ-РЕЛИГИИ", 3 ноября 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования