Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ НОВГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА": Храмы страдают молча. Кто позаботится о покровителе воинов? Интервью со старообрядческим священником Александром Панкратовым


21 октября в "Российской газете – Неделя" - Северо – Запад появился материал побывавшей в Великом Новгороде корреспондента Елены Кузнецовой "Отдам в добрые руки". Не каждый новгородец смог прочитать эту статью, а жаль. Подзаголовком в ней стали слова о том, что Новгород может потерять древние храмы. Трудно не согласится с этим печальным выводом. За последние годы уже утеряно очень многое. Практически полностью разрушена уникальная школа новгородской архитектурной реставрации, позволившая после войны буквально из руин поднять прославленные на весь мир новгородские храмы. Внешние подновления к 1150-летию, силами равнодушных к местной старине гастарбайтеров, напомнили времена печально знаменитых "потемкинских деревень". Новгородские храмы по большинству своему настоящих хозяев не имеют. Только полуистершиеся от времени таблички на их стенах напоминают, что они являются всенародным достоянием и подлежат государственной охране. Но, похоже, государству уже не до всенародного достояния. И тем более удивительно, что даже когда есть возможность вдохнуть жизнь в холодные стены молчаливо страдающих церквей, не находят отклика от власти те, кто готов это сделать. Церковь св. Димитрия Солунского на Славкове улице (ныне Б.Московская, 42) , объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, впервые упоминающаяся в летописях под 1261 годом, уже много лет стоит пустая и бесхозная. В свое время права на нее устно заявила Новгородская епархия, но так и не начала там каких-либо работ. Наскоро побеленный к юбилею, служит храм прибежищем для голубей, а алтарная его часть снаружи, прости меня Господи, как была, так и остается общественным туалетом. О своем желании "оживить" храм заявляла ещё в 2006-ми новгородская община Русской Православной старообрядческой Церкви. Но получила отказ под тем предлогом, что у церкви вроде бы уже определился хозяин.

Как считает настоятель старообрядческого храма св. Иоанна Богослова на Витке священник Александр Панкратов, сегодня настало время вновь обратиться к власти с просьбой об обретении для церкви св. Димитрия Солунского лучшей доли, о передаче храма в по-настоящему добрые руки. Вот что рассказал о. Александр нашему корреспонденту Александру Орлову:

- После выхода этой статьи я направил письмо на имя губернатора, в котором выразил готовность нашей общины вернуться к вопросу о передаче ей храма святого Димитрия Солунского. Однако до настоящего времени никакой официальной реакции нет. И есть некоторое опасение, что реакция эта как-то затянется, или ее не будет вообще. Потому что в письме содержится условие: наше желание возродить храм не должно увязываться с мнением тех, кто, к сожалению, за истекшие с 2006-го почти пять лет ничего для этого храма не сделал.

Хочу напомнить, что еще в декабре 2005 года у меня была встреча с владыкой Львом, на которой он заявил, что епархия хотела бы восстановить этот храм с помощью военных, как некий "воинский", поскольку он посвящен небесному покровителю воинов – святому Димитрию Солунскому. Его история также связана с Куликовской битвой, участием в ней новгородцев и князем Димитрием Донским, который носил имя в честь упомянутого святого. Но мы видим, что за истекшее время епархией, к сожалению, никаких действий там не предпринято. И возникает странная ситуация, когда тот, кто что-то может и желает сделать, оказывается в зависимости от того, кто, может быть, и может, но настоящего желания пока не проявляет.

При этом, чтобы до конца быть честным, хочу сказать, что если бы епархия за эти годы хоть что-то там начала делать, то, естественно, сейчас мы бы о своих намерениях и не вспоминали. Потому чтобыло бы видно: место занято, люди реально трудятся на благо возрождения храма.

Хочу подчеркнуть, что в принципе считаю наши отношения с епархией вполне добрососедскими. Мы постоянно высказываем владыке благодарность за то, что в свое время он помог нам обрести тот храм, в котором мы сейчас молимся. Честь ему и хвала за это! Но в данном случае, к сожалению, возникает несколько иная ситуация. И хочется надеяться, что здесь будет работать закон, согласно которому распорядителем в этих вопросах является государство в лице представителей властных структур. Они вправе решать подобные вопросы без согласования с какими-либо религиозными организациями. Поэтому мною и было направлено названное выше письмо руководителю исполнительной власти на территории нашей области, уважаемому Сергею Герасимовичу Митину.

Корр.: - О. Александр, возможно, наша власть считает одну Церковь более приближенной к государству, а другую, старообрядческую в данном случае, какой-то второстепенной, и поэтому не торопится отвечать на предложения и пожелания со стороны этой Церкви?

- Пока ничего не могу сказать об этом, поскольку, повторю, нет отклика на наше обращение. Но хотелось бы напомнить, что согласно Конституции все конфессии равны перед законом. И более того, наша старообрядческая Церковь признана на самом высоком уровне. Её предстоятель, Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Так же и я, ваш покорный слуга, вхожу в аналогичный Совет при губернаторе области. Поэтому не может быть и речи о том, что мы "не признаны", находимся в каком-то особенно стесненном положении. Напротив, в случаях, когда приходилось взаимодействовать с областной Администрацией, мы обычно встречали вполне доброжелательное, положительное отношение. Надеюсь, так будет и впредь, в томчислеи вслучае, о котором наш разговор.

Корр.: - О старообрядческой Церкви, на мой взгляд, основная масса людей знает меньше, чем о исповедующих новый обряд. По крайней мере, считается, что старообрядцев в Великом Новгороде не так уж и много, и того храма, который у вас есть – церкви св. Иоанна Богослова на Витке, вполне достаточно. Так ли это?

- Да, нас не так много, как хотелось бы, около полусотни. Но в приходе ощущается тенденция к приросту. Он, в первую очередь, естественный. Среди наших прихожан несколько молодых семей. Хорошо известно: у старообрядцев распространена многодетность. Это и сейчас так. И за последние годы я гораздо чаще крестил младенцев, чем отпевал покойников. Возможно, с некоторой долей юмора можно признать, что демографические тенденции в нашей общине несколько иные, чем в целом по стране. И очень хотелось бы, чтобы нашему примеру в этом отношении последовали и те, кто пока старообрядцами не являются. Проще говоря, постепенно нас всё-таки становится больше. Поэтому в великие праздники, такие как Рождество Христово, Пасха и другие, мы начинаем ощущать тесноту нашего храма, который исторически был монастырским. Причём это была небольшая женская обитель, где жило всего несколько инокинь. Ноэто лишь во-первых.

Во-вторых, нынешний храм крайне неудобно расположен с точки зрения возможности подключения городских коммуникаций. Он находится на краю парка вокруг стадиона "Центральный", на берегу Волхова, куда очень дорого и трудно их подвести. Почти десять лет, как возрождён и действует наш храм, но у нас нет ни центрального отопления (топим дровами котёл), ни водопровода, ни канализации! Можете представить, каково нам здесь живется, когда чтобы крестить человека, провести уборку или в связи скакой-то другой нуждой воду нужно везти сюда откуда-то специально! А в Волхове вода, к сожалению, грязная…

Кроме того, при церкви нет никаких подсобных помещений. Храм наш четырнадцатого века, а только в пятнадцатом веке новгородцы стали строить церквина так называемых подклетах, этокогда у здания имеется нижний хозяйственный этаж. У нас такого помещения нет, что также создает множество трудностей. Не говорю уже о том, каково нашим людям, в том числе детям,во время длинных (по 5 – 6 часов) служб в зимнее время, когда на улице под -30, а центральное отопление, как уже говорилось, отсутствует.

В храме же св. Димитрия Солунского есть обширный подклет, да и коммуникации подключить сравнительно легко. Так как стоит он на одной из центральных улиц. Завершая эту тему, хотел бы сказать, что, наверное, католиков в городе вряд ли много больше, чем русских старообрядцев. Но они, как все прекрасно знают, имеют костел на оживленной Большой Санкт-Петербургской улице, где недавно были восстановлены и освящены две красивые башни со шпилями. Предположу, что не больше у "латинян" и заслуг перед Великим Новгородом и Россией. Напомню здесь,что старообрядцем был, например, Иван Емельянович Кузнецов, наш знаменитый фарфорозаводчик, прославивший мастеров со своих новгородских фабрик далеко за пределами страны.Но пока выходит, что у духовных чад Рима есть возможность иметь большой храм в людном месте. В отличие от нас, православных христиан, сохраняющих веру, бывшую на Руси до середины XVII века.

Наверное, здесь должен быть какой-то паритет. На той же Большой Московской, недалеко от церкви св. Димитрия Солунского, находится весьма крупный и практически восстановленный храм святого великомученика Никиты. Он должен быть передан епархии, и мы вполне могли бы находиться рядом как добрые соседи. С одной стороны – старообрядческая церковь св. Димитрия, с другой – принадлежащий Московскому Патриархату храм св. Никиты. Это было бы зримым знаком тех спокойных, взаимно- уважительных отношений между нами, о которых уже говорилось.

Мы хотели бы использовать храм св. Димитрия Солунского и как своеобразный культурный центр. Когда в 2006 году была первая попытка ходатайствовать о передаче его нашей общине, была разработана целая концепция современного использования церкви, довольно основательный документ. В частности, предполагалось размещение в притворе общедоступной библиотеки духовной литературы. Где могли бы проводиться такие мероприятия, как лекции специалистов по церковной истории, древнерусской православной духовности, а также выступления наших хоров. В Великом Новгороде бывали концерты певцов-старообрядцев, в том числе организованные при нашем содействии. Но они происходили на светских площадках, в основном, на базе музея-заповедника. А ведь всё это могло бы быть в церкви св.Димитрия Солунского с её прекрасной акустикой, о которой сегодня, к сожалению, знают немногие . Иными словами, сей храм мог бы служить не только одной нашей общине, но и быть открытым для всех, кто неравнодушен к древнерусской православной старине, верным хранителем которой всегда было и остаётся старообрядчество. Искренне надеюсь, что по милости Божией и рассуждением имущих земную власть, изложенное выше не останется всего лишь несбыточными мечтами. Как, к прискорбию, нередко бывает у нас со многими весьма добрыми намерениями.

Беседовал Александр ОРЛОВ

"НОВАЯ НОВГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА", 3 ноября 2010 г.

Фото с сайта sobory.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования