Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕЛИКАЯ ЭПОХА": Российский вариант борьбы с экстремизмом на примере движения Фалуньгун


Многие противоречия современного российского общества сегодня ярко проявляются в борьбе с экстремизмом, которая, противодействуя объективно негативным явлениям разжигания национальной и социальной розни, всё чаще принимает ещё и такие формы, что можно  справедливо вести речь об экстремистской деятельности  самих государственных структур в рамках "борьбы с экстремизмом". 

Машина "борьбы с экстремизмом" набирает обороты и захватывает все более широкие круги журналистов, правозащитников, представителей религиозных организаций, активистов политической оппозиции, иные социальные группы.

Тому есть множество причин – от несовершенства законодательства и отстаивания своих интересов различными структурами, до сложившейся психологии россиян (что, на наш взгляд, является первопричиной).

Одним из наиболее критикуемых элементов антиэкстремистского законодательства является Федеральный список экстремистских материалов. Практика применения этого списка часто даёт  обратный эффект. В частности, однажды принятое неправосудное решение приводит к  созданию условий для разжигания социальной розни по отношению к структуре, пострадавшей от неправомерного решения.

Так, в конце 2008 года на официальном сайте Минюста России  был размещён обновленный Федеральный список экстремистских материалов (далее – Список), в который со ссылкой на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26.08.2008 под номерами 296-299 включены: книга "Чжуань Фалунь" (1) автора Ли Хунчжи, Москва, 2006 г. (далее – Книга); брошюра "Отчет о проверке утверждений об извлечении органов у последователей Фалуньгун в Китае" (2) авторов Дэвида Мэйтаса и Дэвида Килгура, Санкт-Петербург, 2007 г. (далее – Отчет); информационный листок "Фалунь Дафа в мире"; информационный листок "Всемирная эстафета факела в защиту прав человека". 

В произведении "Чжуань Фалунь" Мастера Ли Хунчжи  изложены основные принципы учения Фалуньгун (Фалунь Дафа).

В "Отчёте о проверке утверждений об извлечении органов у последователей Фалуньгун в Китае" приводятся доказательства  продажи внутренних органов в невиданных доселе масштабах и незаконности их изъятия. Проблеме репрессий в Китае посвящены  некоторые разделы упоминаемых информационных листков.

Гонения на Фалуньгун не являются откровением для мирового сообщества. По данным Информационного центра Фалунь Дафа (ИЦФД) (3), подтверждено 3336 смертельных случаев сторонников Фалуньгун в результате преследований. Это только доказанные случаи. Тщательно скрываемый официальным Пекином геноцид своего народа не позволяет оценить истинные масштабы трагедии. Регулярные смерти от пыток и невыносимых условий, извлечение в коммерческих целях внутренних органов в течение одиннадцати лет сопровождают пребывание сотен тысяч последователей Фалуньгун в тюрьмах, исправительно-трудовых лагерях, психиатрических учреждениях и учреждениях военной медицины. Мировое сообщество протестует против гонений коммунистическим режимом аполитичной духовной практики, что нашло своё отражение во множестве заключений комиссий ООН, отчётах правозащитников (4), судебных решениях. В связи с этим отметим недавно состоявшийся в Аргентине (5) судебный процесс над Цзян Цзэминем, а также бывшим членом Центрального комитета компартии Китая Ло Ганем. Суд  признал их виновными в геноциде и пытках по отношению к последователям духовной практики Фалуньгун.

В России же, в результате заочно состоявшегося суда, материалы, относящиеся к движению Фалуньгун, оказались в Списке. Узнав об этом,  представители некоммерческого партнёрства "Центр духовного и физического совершенствования "Фалунь Дафа" подали жалобу, в результате чего определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28.04.2009 решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26.08.2008 было отменено (в связи с многочисленными нарушениями).

Добившись отмены решения суда о признании материалов экстремистскими, НП "ЦДФС "Фалунь Дафа" 22.05.2009 обратилось в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением об исполнении определения Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28.04.2009 и исключении позиций 296-299 из Списка.

По решению  Министерства юстиции Российской Федерации от 09.06.2009 (№ 15-2791) в удовлетворении заявления было отказано. При этом Минюст России сделал вывод о том, что "решение об исключении информационных материалов из Федерального списка экстремистских материалов, размещенных под № 296-299, может быть принято после поступления в Минюст России окончательного судебного решения, вступившего в законную силу".
 
Данный ответ самым очевидным образом противоречит действующему законодательству, что и послужило поводом дальнейших судебных разбирательств (6).

На настоящий момент ситуация складывается следующим образом.

20 июля 2010г. на рассмотрение  Верховного Суда РФ поступила надзорная жалоба на решение Тверского районного суда г. Москвы. В самом же Краснодаре дело приняло затяжной характер: по делу назначена комплексная психолого-лингвистическая религиоведческая экспертиза, и, согласно ответу экспертного учреждения (ГУ Южный региональный центр судебной экспертизы Минюста России) от 13.07.2010, она будет проведена не ранее февраля 2011 года. Поэтому, в случае неудовлетворения Верховным Судом РФ надзорной жалобы, Книга, Отчет и инфолистки фактически остаются в Списке на непрогнозируемое время, несмотря на отмену такого решения в апреле 2009 года.

Таким образом, почти два года материалы, ни в одной стране мира, кроме Китая, не рассматривающиеся  негативно, находятся в России в списке экстремистской литературы. Такое положение послужило почвой для ряда порочащих движение Фалуньгун публикаций в прессе, соответствующим высказываниям в СМИ представителей различных как государственных, так и негосударственных структур. Если же принять во внимание действия силовых ведомств (7), то справедливо говорить о том, что притеснения последователей Фалуньгун в России носят системный характер и имеют государственные истоки.

Что же является причиной способствующего разжиганию социальной розни отношения государственных структур к представителям движения Фалуньгун?

На первый взгляд, причина такого отношения государственных структур вполне очевидна – Россия заинтересована в самых дружественных отношениях с Китаем и готова идти ради этого на всё, тем более на притеснение свобод сравнительно небольшой группы своих граждан. Однако это крайне не дальновидно – для восточного менталитета, отягощённого десятилетиями тоталитарной власти, характерно уважение проявлений силы, а не дружественной слабости и соглашательства. Небольшой, но показательный пример: в настоящий период горячей дружбы с Россией в китайских учебниках истории сказано, что Западная Сибирь по Томскую область включительно – это временно утраченные китайские территории (8).

Однако нам хотелось бы обратить внимание на поистине коренную причину экстремистских проявлений в действиях российских государственных структур по отношению к движению Фалуньгун. Ведь притеснению в России подвергаются многие социальные группы. Движение Фалуньгун не является религиозным (9). Вместе с тем, методы (10)  преследования Фалуньгун в России, в рамках развернувшегося так называемого сектоборства (11). являются теми же, что и методы преследования многих религиозных организаций, не относящихся к четырём традиционным конфессиям. Причина разжигаемой в российском обществе нетерпимости кроется в коммунистической идеологии. Причём не столько во всепроникающей идеологии китайского коммунистического режима (12), как это имеет место в отношении движения Фалуньгун. Речь идёт о коммунистических традициях, сохраняющихся в российском обществе, о подавлении власть имущими своих сограждан,  о  безропотно-равнодушном подчинении граждан, о  гипертрофированном поиске врага или виноватого (маргиналов, сектантов, экстремистов, террористов, приспешников Запада), о подмене власти Закона властью решения сверху, о верховенстве морали политической конъюнктуры над общечеловеческими моральными нормами.

Именно государственные институты, гарантирующие верховенство  Закона над политической конъюнктурой, способны удержать общество от "охоты на ведьм" и сползания  к уродливым тоталитарно-авторитарным формам существования.  В этом смысле ситуация с движением Фалуньгун в России весьма симптоматична, особенно в сравнении с позицией других стран. Китай уже более одиннадцати лет на самом высоком уровне распространяет ложь о Фалуньгун в России (13)  и  во многих странах. Причём,  в первые годы после начала репрессий на самом высоком дипломатическом уровне этим лично занимался бывший тогда генсеком компартии Китая Цзян Цзэминь. Вместе с тем, для мирового сообщества давно уже достаточно доказательств для объективного отношения к движению Фалуньгун. И правительства  многих государств пресекают преследование  Китем последователей Фалуньгун на своих территориях, вносят в недопущение преступлений против человечности свой посильный вклад с позиций верховенства Закона, а не в интересах политической конъюнктуры.


Что же делать? Делать надо многое по всем актуализированным направлениям, и не только, так как мы не претендуем на исчерпывающий характер представленной совокупности доводов. Конечно, хотелось бы, чтобы  власть одумалась и начала бы соблюдать гарантированные Конституцией права и свободы российских граждан, создала условия, а не препятствовала духовному развитию в соответствии со сделанным человеком выбором, шла по пути демократизации всех сфер общества, как это  декларируется при проведении выборных кампаний. Надеяться на это можно, но, по-видимому, без развития институтов гражданского общества, повышения гражданской активности населения, отмеченные надежды могут остаться только надеждами. И здесь, на наш взгляд, важно понимать, что китайский коммунизм ничем не отличался от российского, который никуда  не девался. Он не был осужден, как это сделали с фашизмом, он весомо представлен в сегодняшнем политическом раскладе сил; коммунистическое экстремистское прошлое заявляет о себе в названиях городов и улиц (14), в памятниках Ленину. Да и сознание каждого из нас отягощено десятилетиями властвования коммунистической идеологии. Потому-то так легко сегодня навязать россиянам ненависть к другим, отвлекая от насущных проблем и истинных их виновников. Поэтому хотелось бы закончить словами историка Александра Новикова, с которыми мы полностью согласны: "Только осознав злобность коммунизма, поняв его пагубность, мы сможем начать путь к возрождению" (15).  

"ВЕЛИКАЯ ЭПОХА", 31 октября 2010 г.

Последователи Фалуньгун выполняют упражнения. Фото: Максим Кочетков/Великая Эпоха


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования