Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКАЯ НЕДЕЛЯ": Единение должно быть во Христе. Интервью с епископом Домодедовским Евтихием (Курочкиным)


Прошло чуть более трех лет с момента исторического события - подписания 17 мая 2007 года Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Московским Патриархатом. С этого момента объединились две ветви Русской Православной Церкви, между которыми в течение восьмидесяти лет стоял барьер, созданный революционными событиями в нашей стране. Но окончательно процесс объединения пока не завершился.

Дело в том, что с 1989 года Синод РПЦЗ принимал под свою юрисдикцию и приходы на территории России, которые считали для себя невозможным нахождение в структуре Московского Патриархата, испытывавшего сильное влияние советской власти. Для вхождения таких приходов в состав епархий РПЦ МП, на территории которых они находятся, определен пятилетний срок. Это мудрое решение принято с учетом "человеческого фактора", чтобы смена юридического статуса произошла по-братски, безболезненно. Ведь не секрет, что долгие годы с подачи светских властей культивировалось настороженное отношение к "зарубежникам", и для многих верующих жителей нашей страны стал откровением тот факт, что на самом деле у двух ветвей Русской Церкви нет никаких догматических и канонических разногласий.

Окормлять приходы РПЦЗ на территории России согласно вышеназванному Акту было поручено викарию Святейшего Патриарха, епископу Домодедовскому Евтихию. До момента воссоединения он 13 лет управлял Ишимско-Сибирской епархией РПЦЗ и поныне является настоятелем Богоявленского собора в Ишиме. Мы попросили его рассказать, как идет процесс вхождения общин Зарубежной Церкви в состав епархий Московского Патриархата.

- Владыка, расскажите, сколько приходов было в составе управлявшейся Вами епархии и сколько находится сейчас в Вашем окормлении?

- К маю 2007 года в составе Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ находилось 14 приходов в Ишиме и Ишимском районе, в Омске, Тюмени, Шадринске, Кустанае, Нижней Туре Свердловской области, в поселке Ленинка Еврейской АО, в Алтайском крае (Барнаул и деревня Потеряевка). Причем некоторые из моих подчиненных упредили своим переходом подписание Акта о каноническом общении. Так, в состав Омско-Тарской епархии еще в 2005 году перешел мужской монастырь во имя Архангела Михаила в селе Ольховка Омской области. Правда, шел и обратный процесс среди наиболее радикально настроенных "несоглашенцев". Из Ишима в 2006 году выехал в полном составе женский монастырь во имя свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, а часть клириков уже после мая 2007 года заявила о своем несогласии с решением иерархов РПЦЗ и перешла под начальство бывшего епископа Агафангела (Пашковского), учинившего самочинную иерархию.

В настоящее время под моим окормлением находится 6 приходов в Барнаульской, Тобольской и Омской епархиях.

- Каковы видимые в настоящее время плоды воссоединения?

- Главный результат, который я вижу в нашем городе - то, что прихожане разных храмов перестали видеть друг в друге неких оппонентов. Ведь прежде со стороны одних можно было услышать обвинения в том, что Богоявленский собор принадлежит чуть ли не католикам, что "зарубежники" безбедно живут за счет иностранной помощи, что здесь работают агенты ЦРУ; с другой стороны звучали утверждения о безблагодатности Московской Патриархии, неполноценности церковных таинств и богослужебной практики и т.п. Все это отвлекало от главного дела жизни каждого христианина - памятовании о крестном подвиге Христа, отвлекало от делания добрых дел, от сострадания, от исполнения заповеди любви к ближнему.

Теперь таких препятствий нет. Православные верующие города совместно участвуют в проведении Рождественских и Пасхальных мероприятий, в Крестных ходах. Дети прихожан Богоявленского собора учатся в Церковно-приходской школе при Никольском храме. Трое клириков учатся на заочном отделении Тобольской семинарии, а один юноша и две девочки учатся очно.

14 сентября 2008 года в Богоявленском соборе встречали Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, нами была отслужена совместно Литургия. В 2009 и 2010 годах наш собор участвовал в приеме миссионерской экспедиции Тобольско-Тюменской епархии "Славянский ход". Богоявленский собор регулярно посещают группы, приезжающие под эгидой паломнического отдела ТТЕ.

- Как видится дальнейший процесс объединения, его сроки?

- Окончательный срок известен: 17 мая 2012 года. Два прихода уже готовы осуществить такой шаг, только по практическим соображениям не делают этого. Это ни в коей мере не связано с какими-либо разногласиями между РПЦЗ и МП. Просто пока так удобнее совершать пастырское окормление этих приходов. Любой прихожанин может беспрепятственно посещать наши храмы, как и наши прихожане молятся где им удобно. Сложности есть в Барнаульской и Омской епархиях, но и там нет вражды. С Божией помощью все преодолимо.

- Есть ли перспективы воссоединения с теми, кто ушел в раскол?

- Все зависит от их вразумления. Как понять тех, кто общается с Агафангелом (Пашковским), украинским националистом, тесно связавшим свою церковную деятельность с украинскими властными структурами самого антирусского настроения? Пашковский откровенно предпочитает общению с Московской Патриархией суздальского раскольника Валентина (Русанцова), который и рукополагал его в свое время. Как понять последователей омского раскольника Тихона (Пасечника), которые ушли в 2000 году от меня по единственной причине - они задали мне вопрос, считаю ли я Московскую Патриархию Церковью (?!) и, услышав от меня прямой утвердительный ответ, объявили о своем уходе из РПЦЗ. С такими позициями никакого компромисса быть не может. Те, которые пересмотрят свою позицию и возвратятся к вере своих отцов, к матери-Церкви, будут приняты без упреков и укоров. То, что преподавали им расколоучители, не может претендовать на действительные церковные Таинства. Ни крещения, ни покаяния, ни других Таинств у этих раскольников быть не может. "Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь", - это нужно помнить и исполнять верующим.

Расколоучители прикрываются в основном ложью об экуменической ориентации Московской Патриархии, а сами насоздавали множество расколов и говорят о их "благодатности", признавая их действия за "таинства". Что ж, выходит, что Церковь разделилась и уже не едина, а во множестве ответвлений сохраняет истинность? Что другое могут означать приемы "клириков" из других расколов с сохранением их "сана" и активные действия по объединению "осколков"? Это просто оголтелый экуменизм в самом антиправославном смысле.

- Владыка, каково Ваше мнение об освещении вопроса объединения в средствах массовой информации?

- К сожалению, на вопрос о единстве Церкви нас соблазняют смотреть как на земной вопрос о юрисдикциях, об административных подчинениях или как на институт иерархического руководства. Журналисты, публицисты, обозреватели, среди которых немало людей без малейшего религиозного опыта или хотя бы знакомства с христианским вероучением, приземляют таким образом сугубо церковный вопрос и почитают себя правомочными участниками внутрицерковных дискуссий и процессов. Всезнание незнаек - болезнь современного общества. Опасно, когда незнайки практикуют в здравоохранительной области, еще опаснее, когда незнайки вторгаются в духовную сферу: возможностями всего мира невозможно компенсировать вред, нанесенный бессмертной человеческой душе; об этом предупреждал Сам Господь Иисус Христос. Однако, как говорится, "печально, но факт": безграмотные дискуссии о церковном единстве в основном и сформировали русло, в котором оно обсуждается. Я не устаю призывать православных людей рассуждать и принимать решения, руководствуясь церковным святоотеческим опытом.

Тот, кто знаком с простейшими богословскими понятиями, знает, что Церковь есть сообщество последователей Божиих, которых объединяет любовь к своему Творцу и послушание Его святой воле. Церковь по природе двучастная: небесная - торжествующая и земная - воинствующая. Церковь небесная - это сообщество бесплотных, духовных, ангельских существ, пополняемое отходящими в вечность душами праведников. Иерархия земной Церкви устроена по образу небесной. Основание, Строитель и Глава Церкви - Христос. Иного основания нет и быть не может. Хранить и укреплять единство Церкви - воля Главы Церкви, значит - это наша обязанность перед Богом.

Беседовал Геннадий КРАМОР

"РУССКАЯ НЕДЕЛЯ", 2 ноября 2010 г.

На фото: участники миссионерской экспедиции "Славянский ход" в Богоявленском соборе 14 июня 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования