Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Сор из избы. Расторжение церковных браков, возможно, войдет в компетенцию созданного недавно Общецерковного суда Московского патриархата


Расторжение церковных браков, возможно, войдет в компетенцию созданного недавно Общецерковного суда Московского патриархата.

"Сейчас такие решения принимает архиерей. В Положении о церковном суде есть упоминание прочих дел. К таким делам можно отнести и бракоразводные процессы", — заявил протоиерей Владислав Цыпин в интервью, которое опубликовал вчера журнал "Огонек".

Отец Владислав возглавляет историко-правовую комиссию Русской церкви, которая несколько лет разрабатывала положение и другие необходимые документы, регламентирующие работу Общецерковного суда.

Расторжение церковного брака сейчас не редкость. "Дел таких много, — подтверждает Цыпин, — возможно, их будут рассматривать церковные суды".

Перечень правонарушений, подлежащих рассмотрению в церковном суде, включает пять категорий дел: по правонарушениям против веры, ближнего и христианской нравственности, против правил о монашестве, иерархического порядка и против пастырской службы.

По словам председателя суда митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, жители любого региона могут обращаться в церковный суд по поводу недобросовестности пастырей, расторжения церковного брака. Жалобы от граждан, находящихся вне Церкви, также должны рассматриваться — в случаях церковных правонарушений против ближнего и христианской нравственности.

2 ИЮНЯ 2010, 14:04 Андрей Игнатьев, социолог:

Кризис светского государства как института, притом глобальный, по всему миру, а не только в какой-нибудь отдельной Богом оставленной стране (сколько понимаю, Маркс предсказывал именно его), поневоле вынуждает вспомнить, что первичной социальной функцией религиозных организаций и лидеров был именно суд. Вспомним, например, насколько эффективно и справедливо царь Соломон (в отличие от нас древние иудеи не различали политический и конфессиональный статус) разобрался с конфликтом двух весьма энергичных тёток из-за ребёнка — нам бы его сегодня. Президент Чеченской Республики уже высказался (и неоднократно) в пользу возвращения мусульман к практикам и нормам шариата; полагаю, что и для православных церковный суд может оказаться вполне продуктивной альтернативой светского — хуже басманного или, тем более, шемякина он уж точно не будет.

1 ИЮНЯ 2010, 11:52 Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Церковные суды существуют для сугубо внутренних разбирательств внутри РПЦ и, в том числе, для разрешения вопросов, которые затрагивают таинства Церкви, в том числе таинство брака. Большинство россиян вообще не задумываются над тем, нужно ли расторгать церковный брак, чтобы венчаться еще раз, или когда просто произошел развод. Православные граждане чаще всего венчаются автоматически — это почти такой же обряд, как возложение цветов к могиле неизвестного солдата.

Безусловно, заявления РПЦ о том, что Общецерковный суд Московского патриархата будет заниматься бракоразводными процессами, говорят о стремлении придать этому институту общественную значимость и поднять статус и моральный авторитет церковных браков. Возможно, со временем РПЦ получит официально заключать браки и граждане смогут в своей епархии оформить все документы, не обращаясь в ЗАГС. Однако и расторгать такой брак придется перед строгими взглядами, к примеру, членов епархиального суда в главе с архиереем.

Брачная тематика, конечно, отвлечет внимание от главного предназначения церковного суда — заниматься внутриепархиальными спорами и конфликтами, недостойным поведением епископов и священников, жалобы на которых по идее можно присылать в суд. Однако недавнее заседание суда, где рассматривалось дело отца Павла Адельгейма из Псковской епархии, показало, что суд РПЦ остается судом епископским. Суд фактически отказался поддерживать именитого священника, которого уже много лет травит местный епископ Евсевий.

Именно стремление подольше не выносить сор из избы, решать все келейно, объясняет столь длительное отсутствие церковного суда в РПЦ. Достаточно вспомнить, что теме церковного суда посвящена VII глава Устава, изданного Архиерейским собором 2000 года. Тем не менее суд появился и начал работать фактически только при патриархе Кирилле, которого не устраивает старая архаичная полусоветская система решения проблем в патриархии с помощью скрытых репрессий, подарков, слухов, сплетен и связей. Есть надежда, что даже архиерейский суд способен эту неповоротливую систему хоть как-то изменить: связи связями, а совесть надо иметь.

1 июня 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования