Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИА "ДНЕСТР": Тернистый путь Православия в Приднестровье. Вспоминает архиепископ Тираспольский и Дубоссарский РПЦ МП Юстиниан


В нынешнем году 1 сентября исполняется 15 лет со дня Архиерейской хиротонии Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана и, фактически, 15-летие самой епархии, объединяющей приходы Русской Православной Церкви в Приднестровье. Своими воспоминаниями о событиях пятнадцатилетней давности и делах сегодняшних поделился Владыка Юстиниан.

- Ваше Высокопреосвященство! Становление Тираспольско-Дубоссарской епархии непосредственно связано с Вашим именем. С какими трудностями Вы столкнулись, и что пришлось преодолеть?

- Разноплановых трудностей было достаточно много. Начну с того, что мой приезд сюда как епископа инициировало руководство Приднестровья, по мнению которого настало время, когда республике необходимы были свой епископ и своя собственная епархия. Поэтому прорабатывались различные варианты для решения этого актуального вопроса. В том числе, из Приднестровья в Киев посылались "ходоки". Однако, ввиду того, что Митрополит Владимир, Предстоятель канонической Православной Церкви Украины, понимал, что Приднестровье входит под юрисдикцию Митрополита Кишиневского и Молдавского Владимира и ПМР – территория Молдавской митрополии, положительного ответа он дать не мог.

К сожалению, все новое рождается с трудом, методом проб и ошибок. На "ходоков" вышли священнослужители из раскольничьей группировки Филарета (Денисенко). В начале 1990-х годов раскольники-националисты с ненавистью принялись нападать на каноническую Церковь. Не очень разбираясь в церковных вопросах, руководство Приднестровья приняло их. В Дубоссары был прислан епископ Софроний, и в республике была создана небольшая, с несколькими приходами, епархия под юрисдикцией Филарета (Денисенко). Для верующих Приднестровья началось тяжелое время. Возникший раскол между духовенством привел к тому, что часть из них пошла за раскольниками, а часть осталась верна каноническому Православию, которое возглавлял Митрополит Кишиневский Владимир.

Поняв и осознав свою ошибку, руководство республики обратилось за помощью в Москву. Патриарх Алексий и Священный Синод приняли решение отправить меня в Приднестровье в качестве викария Митрополита Кишиневского с титулом епископа Дубоссарского. В заседании Синода принял участие и Митрополит Владимир. Таким образом, я приехал в ПМР с его согласия и ведома.

- И, как Вас приняла приднестровская земля?

- Когда я прибыл сюда в сентябре 1995 года, оказалось, что руководство Приднестровья, в общем-то, посчитало, что свою миссию по подготовке деятельности епископа уже выполнило. А что будет дальше – это, видимо, его интересовало мало. Мои откровения могут удивить, однако было именно так: вновь назначенный епископ не имел в республике ни собора, ни канцелярии, ни жилья. Из-за отсутствия машины каждая поездка в Кишинев была сопряжены с определенными трудностями. Мне с двумя помощниками, прибывшими со мной, пришлось ютиться в семье многодетного священнослужителя Покровской церкви.

Меня выручил визит к Григорию Степановичу Маракуце, который в то время был Председателем Верховного Совета ПМР. Выслушав рассказ о том, что мне негде жить, он предложил мне поселиться в гостинице "Дружба". В течение года гостиничный номер заменял мне дом. Кроме того, закончились деньги, которые были у меня как священника Тверской епархии. Пришлось очень туго. Готовить еду в гостинице не было возможности. Приходилось заваривать себе порошковую картошку, супы из пакетиков и т.п. Храмом с более или менее налаженной церковной жизнью в то время был бендерский Преображенский собор. Но там послужить и пообедать я мог только в воскресные или праздничные дни… Вот такое было начало…

- Как восприняли Ваш приезд в Молдавской митрополии?

- Мой приезд был, в общем-то, мало желателен. Мой предшественник – епископ Бендерский Викентий (уехавший для своего дальнейшего служения в Россию) – располагал епархией, которая простиралась от Приднестровья до юга Молдавии. И его епархия с административным центром в Кицканском монастыре включала более 160 приходов…

С моим же приездом все кардинально изменилось. Количество приходов, которыми я должен был руководить, сократилось до 26, находящихся на территории Приднестровья. Кицканский монастырь, который находится на административной территории нашей республики, по просьбе насельников ушел под прямое управление Митрополита Владимира. Таким образом, я оказался епископом необустроенных приходов с малообразованным духовенством в них. Я обратился за помощью к митрополиту, который ответствовал, что ничем помочь не может. "Епископа просил президент Игорь Смирнов – вот пусть президент Смирнов и помогает", – таков был его ответ.

- Владыка, удалось ли Вам создать команду священнослужителей-единомышленников?

- У меня получилось избавиться от тех священников, которые, на мой взгляд, не могли дальше продолжать свое священнослужение. Иногда это носило весьма драматичный характер. Например, для того, чтобы навести порядок в селе Рашков Каменского района, мне пришлось взломать замок в церкви, потому что священник, которого я отстранил от службы, решил не подчиняться архиерейскому указу.

В селе Цыбулевка Рыбницкого района священнослужителем являлся бывший "афганец". Психика у человека была подорвана. Приступ мог начаться в любую минуту, в том числе и во время службы. Когда начинались припадки, приходилось отправлять его в специализированное медицинское учреждение.

Были и такие, которые, почувствовав, что требовательность со стороны архиерея станет только расти, и он не потерпит разгильдяйства, уехали сами. В настоящее время наше духовенство старается (если еще не получило) получить духовное семинарское образование. Большинство учится заочно. Каждый священник должен знать, что такое церковная дисциплина, осознавать свою ответственность перед архиереем и своей паствой.

Сегодня епархия насчитывает более 75 приходов и свыше 100 священнослужителей. Могу с уверенностью констатировать, что, несмотря на все недочеты, ситуация управляемая.

- Как Вы оцениваете состояние духовности населения Приднестровья и правобережной Молдавии?

- Если сравнивать два берега Днестра, то однозначно можно сказать, что разница в их исторических судьбах наложила свой отпечаток в церковном и духовном плане. Левый берег – территория Приднестровья – испытал на себе гнет насильственной атеизации сразу же после 1917 года. Тогда большинство церквей было закрыто. На территории Приднестровья после гонений на Православие действовало всего два прихода: Успенская церковь села Воронково Рыбницкого района и Рождественско-Богородичная церковь села Подоймица Каменского района. Правый берег, оказавшись в составе Румынии, изведал закрытие церквей намного позже, только во времена Хрущева.

По правому берегу Днестра сохранились церковные здания и утварь, духовное воспитание и традиции. Левый же берег – это поле для миссионерской деятельности.

Хорошо это положение иллюстрирует церковная ситуация в Тирасполе и в Бендерах. Если сравнивать эти города, находящиеся на разных берегах Днестра, оказывается, что Бендеры - город, в котором больше сохранены духовные традиции. В нем функционирует старейший кафедральный собор Приднестровья - Преображенский. Тирасполь – это тот город, в котором, по сути, нужно было все начинать с нуля. Многое за эти годы было сделано, однако на достигнутом останавливаться нельзя.

- В Молдове к власти рвутся политики, мечтающие о ее вхождении в состав Румынии. Если это произойдет, будут ли взаимодействовать Православные Церкви Румынии и Приднестровья?

- Наша Церковь всегда показывала пример терпеливого и мудрого отношения к политике священноначалия Румынской Церкви. На протяжении ряда лет вопреки церковным правилам на территории Молдавии действует самовольно основанная Румынской Церковью Бессарабская митрополия. В 1945 году Румынская Церковь признала, что Молдавия является неотъемлемой часть Московского Патриархата. А сегодня, официально не отказавшись от своего прежнего решения, она старается распространить свою юрисдикцию на территорию Молдавской митрополии.

В развитие идеи, что этот край принадлежит Румынской Церкви, в октябре 2007 года, в ходе очередного заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви, было принято решение о создании новых епархий в составе Румынского Патриархата. Одна из них с центром в Дубоссарах – епархия Транснистрия.

Если вспомнить историю, то епархия Транснистрия существовала на территории Молдовы во время фашистско- румынской оккупации до 1944 года. Таким образом, Румынская Церковь собиралась реанимировать структуру, которая сопутствовала оккупации нашего края во время Великой Отечественной войны. Мы были удивлены и возмущены подобными действиями. К тому же это был вызов не только Молдавской Церкви, но и Украинской. Во время войны епархия Транснистрия территориально простиралась от Днестра до Южного Буга. Эти земли Гитлер подарил Антонеску за союзническую поддержку и участие в боевых действиях.

Тираспольско-Дубоссарская епархия осудила действия Синода Румынской Церкви и сделала все возможное для сохранения церковного мира и единства приднестровского народа. Я провел внеочередное заседание Епархиального совета. Духовенство единодушно признало незаконными действия Румынской Православной Церкви и выразило мне полную поддержку в моих усилиях, направленных на предотвращение церковного раскола и нарушение мира среди верующих.

- Согласно социологическим опросам, сейчас в России 40-50% людей называют себя верующими в Бога. Это дань моде или людям нужна вера, в том числе и в Бога?

- Мне как историку по своему первому образованию, как человеку верующему понятна истина, что неверующих людей в принципе не существует. Вера – это есть неотъемлемое врожденное чувство души каждого человека. Неверующий человек убедится в этом, переступив порог иного мира. Но будет слишком поздно… Но и среди верующих есть такие, глядя на которых действительно можно подумать, что они следуют некой традиции, если хотите – моде. Истинно верующий человек понимает, что исповедание Бога немыслимо без осуществления конкретных дел. Вера в Него – это подвиг, а к такому жертвенному, ответственному служению готов, увы, не каждый.
Вы привели цифры российской статистики. Но есть и статистические данные по Приднестровью, согласно которым у нас верующими себя называют свыше 90%, и из них – абсолютное большинство назвало себя православными. Вы удивлены? Я тоже был удивлен, когда познакомился с этой статистикой. Если бы все, из назвавших себя православными, приходили, как это и положено, в воскресные дни к Божественной литургии, храмы нашей епархии просто не смогли бы их вместить. Однако я как Архиерей этого не наблюдаю. Зато отчетливее вижу свою и своего духовенства задачу: помочь людям обрести дорогу в храм.

- Приднестровье готовится к выборам. Как Церковь относится к выборам любого уровня?

- Выборность как принцип избрания достойных на руководящие посты - не противоречит церковному духу. Действительно, когда нарушен принцип наследственного прихода к власти, тогда выборы – залог и гарант того, что к власти придет более достойный, чем другие.
Церковь в каждом человеке, независимо от его ранга, в первую очередь видит человека и призывает всех людей ощущать себя человеком, независимо от того, каким видом деятельности они занимаются. Это значит, что заповеди Божии одинаковы для всех, и каждый человек должен быть ответственен перед Богом одинаково. Следовательно, добиваться властных полномочий можно только законно и нравственно. Поэтому для достижения любой ступени власти недопустимы клевета и ложь.

Во время выборов каждый должен помнить, что нужно говорить правду о себе, своих поступках и достоинствах, вместо того, чтобы добиваться своей цели, используя черный пиар.

- Ваши планы на будущее.

- Планов много. Остается только положиться на волю Божию, чтобы их осуществить. Но очень важно соизмерять свои желания, свои устремления с пользой для Церкви. В этом и заключается уникальное свойство Церкви как Богочеловеческого организма: если наши желания совпадают с планом Промысла Божия, значит, они обязательно осуществятся! Этого желаю себе и всем вам – держите руку на пульсе жизни, в любой ситуации действуйте с рассуждением. И главное: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью" (1 Кор. 16, 13-14)!

Марина Киреева

27 января 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования