Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"DAKAZAN.RU": Одинокий еврей Афганистана. История жизни Зебулона Симентова, «последнего еврея» Афганистана, страны, где когда-то проживало 40 тысяч иудеев, обретет форму романа, если будет написана


Говорят, человек - это то, чем он себя ощущает. Зебулон Симентов, отец и дед которого - раввины, бывшие когда-то торговцами коврами, не исключение. 11 лет назад возвратившись в Афганистан по необходимости, он начал совсем другую жизнь.

Оставив торговлю коврами, основался в полуразрушенной синагоге. С этого времени он взял на себя обязательство наблюдения и охраны за синагогой. Считает себя раввином от рождения. Ни насилие движения Талибан, ни одиночество не смогли остановить Симентова. Даже переселение его жены и детей в Израиль не смогли заставить его покинуть Афганистан. Несмотря на то, что десятки тысяч его единоверцев уехали, он до сих пор проживает в Кабуле. Несмотря на испытания, он до сих пор ощущает свою принадлежность этой стране. "Это моя родина", - заявляет Симентов - последний еврей, по официальным данным, проживающий на территории Афганистана.

Симентов, родившийся в 1959 году в г. Херат на юге Афганистана, большую часть жизни провел за границей. Его отец, торговец скотиной, тоже был родом из Херата. Симентов поначалу жил в Туркменистане, затем в Израиле, занимался торговлей коврами. Проект восстановления еврейского кладбища в Кабуле в 1998 году изменил его жизнь. Симентов, который привез деньги, необходимые для восстановления храма, из Израиля в Кабул , не вернулся назад. С 1998 года он в Кабуле и немало выстрадал из-за своего решения. Сначала он столкнулся с Талибаном (наиболее многочисленная радикальная этническая группа Афганистана, состоящая преимущественно из пуштунов). Его многократно допрашивали, заключали в тюрьму. "Меня очень много били", - говорит он тем, кто напоминает ему об этих днях. Столкнулся он не только с Талибаном, но и одиночеством. На вопрос: "Почему Вы одиноки?" - отвечает, что после Советского вторжения в 1979 году проживавшие здесь 8-9 еврейских семей переехали в Израиль. Его семья несколько лет назад переехала в Израиль. Хотя многие и считают его "агентом Израиля", сам он говорит: "Это мой дом, пусть даже я здесь и одинок".

В исторических источниках обозначено, что большая часть евреев Афганистана прибыли из Ирана. Считается, что в XIX веке в пограничном с Ираном городе Херат поживало около 40 тысяч евреев. До сих пор в Херате, который посещают евреи из Израиля, можно увидеть еврейское наследие. Возле еврейского кладбища сохранились 4 отдельно стоящих синагоги, которые на реставрации. Одну из них превратили в мечеть, другая используется как школа.

Наибольшая миграция из Херата была в 1948 году. 280 семей были с радостью встречены во вновь образовавшемся Израильском государстве, которое старалось увеличить численность населения. Миграция в Израиль продолжалась и в следующие годы. До 1949 года еще 5 тысяч семей переехало в Израиль. Оставшееся большинство покинуло Израиль после ввода Советских войск в 1979 году. Насколько известно сегодня в Херате не известно ни одной еврейской семьи. Только кладбище со 150 летней историей сохранилось до сих пор. Кладбище, на котором расположено около тысячи надгробных плит, составляют одну афганскую семья. Иногда случается, что еврейские семьи посещают кладбище.

В отличие от Херата синагога Кабула выглядит весьма разрушенной. Присматривает за ней и сторожит ее Зебулон Симентов, потому что он здесь - единственный еврей. Симентов живет в маленькой комнате в синагоге. Ежедневные потребности удовлетворяет благодаря дарам евреев проживающих за границей и толерантных соседей-мусульман. Друг-мусульманин, который приходит к нему раза два в неделю, - практически его правая рука. Он старается не выходить на улицу часто, о происходящем в стране узнает по телевизору. Все молитвы и богослужения совершает в этой комнате. Домашняя куропатка как-то скрашивает его одиночество. Одевает традиционную афганскую одежду, которую сложно отличить от мусульманской. Робея перед Талибановцами, он не выходит c еврейской кипой.

Хотя Симентов и говорит, что робеет перед Талибаном, но в большей степени он перетерпел от своего соседа-еврея Исхака Левина. Судьба свела этих двух евреев, которые расположились в разрушенной синагоге, желая служить в ней, хотя там и нет прихожан. До самой смерти Левина в 2005 году, когда ему было 80 лет, они соперничали друг с другом. Первый смотритель синагоги Левин с первого дня пытался разными способами выгнать Симентова, который расположился там после него. По словам Симентова, Левин даже пытался его убить. История Левина схожа с историей Симентова. Афганский еврей Левин, рожденный в 1925 году, не присоединился к миграционным волнам, остался в стране. С вводом советских войск в Афганистан в 1979 году он начал охранять синагогу, несмотря на то, что не является религиозным деятелем. Зная хорошо кабульцев, начал зарабатывать на жизнь колдовством - "привораживал" для мусульманок их пассии. Как только это было замечено сторонниками движения Талибан, Левин оказался в тюрьме. Впоследствии он еще не раз там оказывался. Только причиной становилась клевета Симентова, расположившегося в синагоге.

В результате это соперничество принесло вред им обоим. Левин обратился к Талибану с заявлением: "Я стал мусульманином, а Симентов не дает мне возможности осуществить должные обязательства". После чего Симентова подвергли пыткам. Обвинив Левина "в содержании публичного дома", он опять заточил его в тюрьму. Эти два еврея, что в течение 7 лет делили две комнаты синагоги, ругались и в вопросе разделения имущества. Симентов считает, что Левин, который не имел достаточной религиозной компетенции и рвения, попустительствовал тому, чтобы 500-летняя Тора попала к Талибам. Симентов в 2001 году после низложения Талибов начал искать старую Тору. Сначала установил, что конфисковавший книгу капитан был задержан американскими войсками и отвезен в тюрьму Гуантаномо. Но Тору не нашел. Пожилой Левин донес Талибану на Симентова как "израильского агента". Бывшее в то время у власти движение Талибан допросило обоих. Симентов из-за своей молодости получил большую часть наказаний. Он никак не забудет день, когда увидел бездушное тело Левина. Несмотря на это, он все равно плохо отзывается о товарище: "Рад, что избавился от него. Он был плохим малым, хотел меня убить. А теперь я стал шефом. Я его и не считал евреем. Мне надоело его колдовство".

Любитель виски Симентов, переехав из синагоги в однокомнатную квартиру, уже 5 лет живет в одиночестве, и, несмотря на трудности, не собирается переезжать из Афганистана. Хотя и руководство Кабула начало реставрацию синагоги, он считает, что Талибан и Аль-Каида не дадут жизни этому храму. Симентов сетует только на холодную погоду Кабула: "Этот город для пожилого человека очень холодный".

Месут Чевикалп, 20 января 2009 г.

Перевела с турецкого языка Лениза Мухаметзянова


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования