Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТАТЬЯНИН ДЕНЬ": Колядки на московских улицах


В Москве есть энтузиасты, которые ходят по городу и колядуют прямо на улицах. Современные колядовщики сталкиваются с разной реакцией: от дорогих подарков до вызова милиции. О "святочных буднях" рассказали руководитель ансамбля "Веретенце" Елена Алексеевна Краснопевцева и педагог Валерия Петрушина.

Валерия:  Мы ходим всей нашей группой колядовать прямо на улицу, а не просто к тем, кто нас знает. Набираем номер квартиры наугад по домофону, говорим: "Открывайте! Пришли колядовщики!". Кто-то открывает, а кто-то и  нет. Звоним в квартиру и поем колядки прямо на лестничной клетке. Для кого-то это самая настоящая диковинка. Нам давали сладости, кто-то денежку.

Один раз позвонили в квартиру, нам говорят: "Если я вам дам то,  что вы хотите, вы уйдете?". И такое бывает.

Еще был такой случай. Нам открыли дверь, мы начали петь - а хозяин серьезно так приложил палец к губам и говорит: "Тсс... Че надо?"

А один раз даже вызвали милицию...

ТД:  Вас забрали?

Валерия:  Нет, мы успели ретироваться! Еще заходили в офис одного издательства. Сотрудники вышли в вестибюль посмотреть, но внутрь нас охранник не пустил.  На улице пели, в магазинах, один раз заходили в "Макдональдс". Но там нам вообще ничего не дали. Просто порадовались, посмеялись - и мы ушли. Зато повеселили народ!

ТД: В метро тоже поете?

Валерия: В метро? А, нет, в метро мы пока еще не колядовали!

ТД: Сколько лет Вы колядуете?

Валерия:  15 лет.

-ТД: А как идея возникла?

Валерия:  Раньше же колядовали - и даже вопроса не возникало: "Пойти или не пойти?". Так и у нас. С самого начала основания ансамбля - т.е. 28 лет назад - была заложена традиция колядования. Сперва мы ходили петь вместе со старшими ребятами, а потом вот стали собираться сами. Сейчас даже сложно представить себе Святки без этого. Вот, например, в прошлом году у нас было много концертов, и оставался один-единственный свободный святочный вечер - самый последний, 18 января. Я всех обзвонила, говорю: "У нас остается максимум час, надо успеть". И мы быстренько собрались и пошли колядовать.

ТД: Зачем? Что это - веселье?  Радость то того, что вы ходите все вместе?

Валерия:  Во-первых, очень весело наблюдать за реакцией прохожих. Особенно когда с тобой человек 20 "своих" - подруги и друзья. Особенно хорошо ходить с мужиками: они могут прикрыть нас, защитить... Мы же ряженые ходим, в костюмах, - мало ли что!

Еще интересно бывает, кто что даст... Потом, это же не концерт, а самый настоящий праздник. Бывало, мы пошли просто погулять, но само собой получалось, что начинали колядовать.

Елена Алексеевна: Иногда у нас были очень обильные сборы. Однажды на собранные деньги мы смогли организовать целую фольклорную экспедицию!

ТД: Много кто ходит по Москве колядовать?

Е.А.: - Да нет, мало. Все равно ведь все должно быть как-то организовано. Наши ребята - профессионалы, многие из них закончили музыкальные вузы.  Бывало, ко мне приходят другие колядовщики, а я им говорю: "А что Вы еще знаете?". Чтобы побудить их спеть, а то и выучить еще пару колядок.

А еще у нас все это очень органично: младшие ходят вслед за старшими. В этом году самые маленькие - 2-3 - летки пойдут по классам нашего Дворца творчества и будут поздравлять соседние коллективы.

ТД: Начнут "напитываться" традицией?

Е.А.: - Да.  Первое время  я всегда договариваюсь, куда ходить детям, чтобы они не столкнулись с отпором, непониманием, недоумением. Реакция ведь бывает очень разная. Как-то мы выступали в центре Российском Фонде культуры и сказала детям: "Вот, сейчас мы с вами наколядуем!". А зрители не знали, что по традиции надо колядовщикам что-то давать, просто сидели и слушали. И дети начали спрашивать: "Почему нам ничего не дают?". Тогда я обратилась к зрителям и объяснила, что традиционно принято одаривать колядовщиков, - иИ все зашуршали бумажниками.

Помню, когда в Москву приезжала великая княгиня Мария Владимировна Романова - глава Российского Императорского Дома Романовых,  - нас попросили спеть колядки, чтобы собрать денег больным детям. Таких случаев со сборами у нас было немало.

ТД:  Я смотрю,  колядки - это корыстное занятие!

Е.А.: - Да нет, дело не в корысти. Колядки должны быть возблагодарены - это было в традиции. В современной жизни эти подарки - в большей степени развлечение.

Валерия: - А вот раньше колядование - это было пожелание добра, денег, хорошего жениха. И люди ждали колядовщиков. Обижались, если к ним не приходили. И если ничего не давали, могли на полном серьезе, например, увести корову или произнести в адрес негостеприимных хозяев угрозы. Поэтому колядовщиков старались задарить. 

ТД: А с чем это связано? Почему такое особое отношение к поющим колядки?

Е.А.: - Колядовщиков можно разделить на две категории: те, кто приходил до Рождества и те, кто пел уже после.  Когда приходили с благопожеланиями до Рождества, их не пускали в дом, а угощение подавали через окно. Считалось, что это приходят души усопших из загробного мира. Их надо задобрить, но ни в коем случае не приглашать в дом.

Вторых, "святочных" колядовщиков пускали в дом и заводили под матицу (балку, которая поддерживает потолок) - в самое благополучное место. Все дела раньше решали под матицей, это было символически значимое место. Например, если сватов не пускали под матицу, было понятно,  что со свадьбой ничего не сложится.

И вот колядовщики вставали лицом к иконам, крестились, пропевали христославие, потом - различные благопожелания хозяевам. И не одарить этих людей. которые приходят с Богом и желают добра, было просто невозможно!

ТД: А где вы берете колядки?

Е.А.: - Собираем в Курской области.  Их ведь не так много нужно: три-четыре вполне достаточно, чтобы пройтись по деревне.

ТД: У колядовщиков была специальная одежда?

Е.А.: - Те, кто приходил после Рождества, не имели права переодеваться и ходили просто в праздничной одежде, как, впрочем, и все остальные. А вот те, которые пели до Рождества, надевали маски. Это были очень смелые люди, которые фактически "заигрывали" с потусторонним миром, и они не должны были быть узнанными. Детей с собой. естественно не брали. А на Крещение были обязаны искупаться в проруби - "Иордане" и тем самым очиститься. 

ТД: Как Церковь относится к колядкам, с учетом всей этой "мистики"?

Е.А.: По-разному. Сначала наш ансамбль считали языческим, потому что в колядках есть остатки древних, дохристианских текстов, например, призывание Каледы. Но в основном содержание этих  рождественских песенок - христославие или пересказ евангельских события: шествие волхвов, поклонение пастухов, рождение Христа...  Кстати, и в музыкальном плане на колядке очень сильно повлияло церковное партесное пение, так что в них отчетливо слышны определенные гармонические построения, 4-голосье... 

Сейчас наш ансамбль - просто нарасхват. Педагоги у нас православные, дети - тоже. И вертепы - традиционные рождественские спектакли -  мы ставим в основном на  приходах.

Наш духовник - протоиерей Владимир Теплов - сказал после одного из концертов духовной музыки:  "Православие и традиционная народная культура - два крыла огромной птицы, имя которой - Святая Русь". Поэтому для меня сейчас не стоит вопроса, петь или не петь колядки.

Ольга Богданова

5 января 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования