Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"RELIGO.RU": Какой диалог? Проповедь и кооперация! Отношения РПЦ МП с немецкими лютеранами меньше всего похожи на диалог


То, что устроил Московский Патриархат во взаимоотношениях с немецкими лютеранами, вызывает у меня чувства, которые лучше всего описываются с помощью обсценной лексики. Но поскольку она же – лексика непечатная, придется напечатать слова "досада" и "раздражение".

Русская Православная Церковь хочет вместе с католиками и протестантами бороться за "христианскую душу Европы". При этом в ее манерах так мало европейского политеса, что благородные устремления воспринимаются как анекдот, шутка, потешная побасенка.

В своем письме на имя главы Совета Евангелической Церкви Германии Маргот Кессманн архиепископ Иларион (Алфеев) недоумевает: как же это так, лютеране отменили торжества по случаю 50-летия богословского диалога с РПЦ – и не посоветовались?! И это притом, что он, Иларион, готов был прислать в Берлин целого зама (хотя сам ехать не собирался)!

Простите, но чему здесь удивляться? Вот, представьте, что ваш друг приглашает вас в гости, на ужин. А вы ему отвечаете: "Ты знаешь, ты мне друг, но женился ты на дуре, а стряпня ее и вовсе никуда не годится. Я не понимаю тебя. Чем дальше, тем заметнее ты удаляешься от идеалов нашей юности, и совершенно ясно, что наши отношения теперь будут другими. Как именно мы их выстроим – этого я пока не знаю. Посему, знаешь, друг, лично я к тебе на ужин не приду, но сын мой, так уж и быть, заскочит на огонек".

В высоком церковном дискурсе это, быть может, и называется "отстаиванием своей принципиальной позиции". Но в культурном (пусть и вполне приземленном, не парящем в эмпиреях вековых истин) обществе это называется хамством и невоспитанностью.

Читать подобные письма досадно. Хотя бы потому, что архиепископ Иларион молод, много лет провел в Европе и никак не является воплощением замкнутости и замшелости.

Раздражает другое. Например, вот это: "Мы не можем к тому же не учитывать мнение наших верующих, а для них встречи и собеседования с Церковью, главой которой избрана женщина, являются абсолютно неприемлемыми". Никакого "мнения верующих", vox populi в Церкви не существует. Это мнение за верующих всегда охотно формируют и выражают сами иерархи и официальные церковные структуры. Никто не проводит плебисцитов среди верующих, иерархи успешно игнорируют те или иные настроения "в народе" и не считают нужным прислушиваться к "гласу народа", когда речь идет об освящении ракет, подлодок, дрожжевых конвейеров, заигрывании с властью и проч.

Еще большее раздражение вызывает то, как в РПЦ обращаются с понятием "диалог". Ведь что, по сути, написал архиепископ Иларион госпоже Кессманн? Он написал, что Московский Патриархат никогда, в общем, не считал ЕЦГ "Церковью", но, тем не менее, вел с немецкими лютеранами диалог, как если бы у них была Церковь. И все было неплохо, все было плодотворно, но теперь в РПЦ видят, что немецкие лютеране все меньше похожи на православных, а, стало быть, так дальше продолжаться не может…

Диалог – это, в первую очередь, умение слушать и лишь во вторую, третью и даже четвертую – умение разглагольствовать, зачитывать доклады, от которых на лету засыпают мухи, источать мед, попивать винцо на банкете, хлюпать чаем, закусывать печенюшкой. Умение СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ. Это умение необходимо, чтобы, поняв собеседника, понять и самого себя в сопоставлении с Другим, противопоставляя себя Другому. Чем больше различий, тем лучше. Чем труднее диалог, тем он продуктивнее.

Какой образ диалога вырисовывается, когда читаешь письмо, рожденное в высоких кабинетах ОВЦС МП? Диалог – это такое времяпрепровождение, в процессе которого стороны ищут, в чем бы еще друг с другом согласиться. У диалога есть программа-минимум и программа-максимум. Программа-минимум: "неполноценная" Церковь консервирует свои различия с "полноценной", чтобы и дальше мило проводить с ее представителями время. Программа-максимум: "неполноценная" Церковь осознает свою неполноценность и движется вспять в своем развитии. При этом необходимо понимать, что РПЦ делает лютеранам большое одолжение, участвуя с ними в неком диалоге, который для нее, для "полноценной" Церкви, является делом, в общем, суетным, отнюдь не приоритетным и даже накладным.

Это не диалог. Это не диалогическое мышление. Это не мышление людей, которым хочется слышать кого-либо еще, кроме себя. С Патриархом Кириллом и его командой некоторые люди связывали надежды на обновление РПЦ. Эти надежды тщетны. За православными байкерами и рокерами, Церковью на ТВ и в глобальной Сети, новыми лицами в старых креслах, претензиями на новый язык и даже интеллектуальность, рецептами от финансового кризиса и цитированием Канта скрывается все та же, с позволения сказать, местечковость, все то же видение богоспасаемой Руси – крепости, окруженной со всех сторон еретиками.

В общем-то, это дело РПЦ – какой ей быть. Просто не нужно называть диалогом то, чем она занимается. Лучше назвать это "проповедью другими средствами". Какой-нибудь "мягкой силой". Или простой кооперацией, когда нужно собрать подписи под каким-нибудь документом, и ты преодолеваешь отвращение к "недоделанным". Или же простым человеческим желанием вкусно есть и приятно разговаривать в компании немецких друзей.

Диалог выглядит немного по-другому. Точнее, совсем по-другому…

Станислав Минин, 13 декабря 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования