Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭХО МОСКВЫ": Протоиерей Михаил Ардов - о перемещении уникальной иконы Торопецкой Богоматери в элитный храм подмосковного коттеджного поселка


В.КАРА-МУРЗА: Здравствуйте. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" еженедельная программа "Грани недели", в студии Владимир Кара-Мурза.

***

Большой резонанс в российском обществе вызвало известие о перемещении жемчужины коллекции "Русского музея", уникальной иконы Торопецкой Богоматери, в элитный храм подмосковного коттеджного поселка.

Прошла неделя с того момента, как под покровом ночи икона Богоматери Торопецкой 12 века из "Русского музея" была перевезена в храм Александра Невского при элитном коттеджном поселке "Княжье озеро". Комментируя ситуацию с передачей иконы из "Русского музея" в храм при элитном коттеджном поселке на Рижском шоссе, министр культуры отметил, что это произошло по просьбе патриарха и рекомендации министерства. Кроме того, некий экспертный совет вынес решение, что икона находится в хорошем состоянии и ее можно отвезти на временное хранение.

"Противоестественным" считает социальное расслоение верующих писатель Михаил Веллер.

М.ВЕЛЛЕР: Это получается, что немножечко Господь для богатых не совсем тот, что Господь для бедных. То есть, Господь-то вроде един для всех, более того, для всех религий и для всех концессий, и все его имена, на самом деле, одно и то же имя. Но вот одни ходят в богатые храмы, а других туда не пускают, хотя Дом Божий должен быть открыт для всех. Вот у одних дорогие иконы, а у вторых недорогие. Вот это вот капиталистическое расслоение само по себе, конечно, немножко печально.

В.КАРА-МУРЗА: Богоматерь Одигитрия, именуемая Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, датируется предположительно 12-14 веками. Специалисты "Русского музея" полагают, что она была написана в 12 веке византийским мастером, затем утрачена, и в 14 веке восстановлена псковским иконописцем. По мнению реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик Николая Чудотворца, который до наших дней не дошел. Бессловесность российского общества винит в произошедшем писатель Виктор Шендерович.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Передача иконы в частный коттеджный поселок из музея - свидетельство все того же: полного отсутствия общественного контроля и обратной связи. Люди, которые могут себе это позволить – власть, которая может себе это позволить - она просто знает, что она живет в вакууме, где ничего не отразится, ничего не отскочит обратно в лоб. Света Сорокина сравнила - Мону Лизу кому-нибудь из французских олигархов – ну, что-нибудь вроде – в личное имение перевезти. Сейчас бы вся Франция стояла бы на ушах в аналогичном случае, уже все были бы в отставке: министры культуры, измазан в дегте и перьях тот хам, который позволил себе вообще предположить о том, что национальное достояние может в частном коттеджном поселке у него быть. Потому что он распальцованнее всех. У нас обратной связи нет, поэтому они могут себе это позволить. Дело не в них, дело, как всегда, в нас.

В.КАРА-МУРЗА: В "Княжьем озере" созданы все условия для хранения иконы - в частности, установлен специальный киот, обеспечивающий оптимальную температуру и влажность. Разрешение на временное хранение выдано сроком на полгода, икону перевезли в специальном музейном автомобиле, позволяющем поддерживать необходимый уровень температуры и влажности. Не удивлен судьбой старинной иконы публицист Леонид Радзиховский.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Когда-то была формула: "солидный Господь для солидных господ". Теперь она слега изменилась: "старинный Господь для солидных господ", - вот и все

В.КАРА-МУРЗА: До 20-х годов образ хранился в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе, когда храм был закрыт, икону переместили в местный Краеведческий музей, а оттуда уже отослали в 30-м году в "Русский музей", где она стала одним из древнейших экспонатов. Последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливается, в частности, на средства застройщика поселка "Княжье озеро", президента группы компаний "Сапсан" и мецената Сергея Шмакова, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передаче ей иконы. На усмотрение паствы оставляет судьбу икон писатель Леонид Млечин.

Л.МЛЕЧИН: Это дело верующих людей и Церкви, как обходиться с иконами. Я вообще сторонник того, чтобы все произведения искусства были бы общедоступны, чтобы они были в музеях, или в действующих храмах. То есть, там, куда любой человек может зайти и посмотреть. Мне кажется, это было бы более правильно, чем в этот закрытый поселок – я знаю, это очень закрытый. Со стороны не войдешь.

В.КАРА-МУРЗА: Как заверил директор "Русского музея" Владимир Гусев, если через некоторое время окажется, что икона с трудом привыкает к новому месту, ее вернут в музей. Однако эксперты-реставраторы в один голос заявляют о чрезвычайной хрупкости образа, который может так сильно пострадать, что идеальные условия, созданные на новом месте, ему уже не помогут. Примирительной позиции придерживается журналист Максим Шевченко.

М.ШЕВЧЕНКО: Если это передано навсегда – тогда это безобразие. Если это передано на какое-то время, дл совершения богослужения, то я ничего плохого этом не вижу. И не имеет значение, коттеджный это поселок, или массовая церковь на главной площади. Хотелось бы, чтобы такого рода иконы путешествовали по церквям, чтобы они дарили верующим радость и… не знаю, упоение.

В.КАРА-МУРЗА: Сегодня гость нашей студии – протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма Царя-мученика Николая Второго в Москве. Как вы относитесь к факту передачи иконы Торопецкой Адигитрии в частный коттеджный поселок?

М.АРДОВ: Резко отрицательно. Понимаете, если бы действительно шла об этом речь, так отдайте ее в тот монастырь, где она была, а вовсе не для того, чтобы раз или несколько раз в год какие-то толстосумы, которые там живут, - можно себе представить, что это за религиозная публика, - ставили перед ней свечки, или что-то такое. И мало того, самое печальное, - что это все – я даже не хочу сказать "с благословения", - с подачи патриарха. Потому что, как мы знаем, олигархия светская связана с олигархией церковной. Потому что, в частности, и сам патриарх, и я знаю, что и другие епископы – они очень богатые люди. Я даже ввел такой термин, который пустил в интернет, под названием "олигоархиереи". На мой взгляд, неправильно, что все так решается. Но вообще однозначно просто так решить этот вопрос невозможно. Потому что мы идем к рынку, у нас как бы демократическая Россия, авторитарная, но ведь в этом вопросе мы живем по ленинскому закону – это Ленин отобрал у Церкви решительно все имущество юридически. Потом, по мере закрывания церквей, разрушения, иконы передавались в музеи, но по большей части просто уничтожались, продавались за границу за валюту, и так далее. Но сказать так, что вот "верните Церкви все", - так я тоже не могу сказать. Потому что Московская патриархия, столь тесно связанная, в свое время, с коммунистами, а нынешняя – с нынешними "казнокрадократами", не может считаться полноправной, законной наследницей Российской православной церкви. Она, кстати, так и не называется. Ведь имя "Русская православная церковь" дал этой организации Сталин в 1943 г., когда он ее учреждал – такого названия в истории не было, и они так и несут это сталинское название до сих пор, потому что Сталин ее организовывал с тем, чтобы она на международной арене во всем мире боролась с Русской зарубежной церковью. И теперь, правда, она ее одолела, разрушила, часть поглотила, а часть разогнала, - но это отдельная тема. Но вообще для моих людей одной со мной веры, принадлежащих к одной и той же, как теперь говорят, юрисдикции, Российской православной церкви – правда, у нас есть еще слово под названием "автономная" - которую нам Минюст предложил взять – мы просто по этому ленинскому закону только что, буквально этим летом, лишились несколько храмов Суздале, которые наши верующие получили в виде руин, которые они восстановили, украсили, и все это теперь отобрано по желанию властей, которые как бы подыгрывают Патриархии, хотят сделать ее единственной православной организацией у нас. И в результате там, в Суздале, наши верующие довольствуются тремя небольшими храмами, которые построены теперь.

***

11 декабря 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования