Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REGIONS.RU": Минареты в Швейцарии и Курбан-Байрам в Москве. Мнения священнослужителей



По итогам референдума в Швейцарии запретили строительство минаретов. Запрет поддержали 57,5% граждан, в 22 кантонах из 26 их оказалось большинство. "Мы сравниваем нашу ситуацию с Германией, Францией и Англией, мы смотрим на проблемы в предместьях их городов. У себя мы такого не хотим", - заявил один из инициаторов референдума.

Вопрос о совместимости мусульманских традиций с местной культурой в очередной раз возник и в российских городах. Жители Москвы и Петербурга жаловались на прилюдный ритуальный забой баранов на Курбан-байрам, в том числе на глазах у детей и вблизи школ. Хотя мэрия Москвы и принимала специальное постановление, запрещающее устраивать жертвоприношения на улицах, милиция отказалась вмешиваться, а протестовавшим отвечали обвинениями в разжигании национальной розни.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль считает, что ничего дурного в этом нет: "Это абсолютно нормально. Люди режут баранов по всей Европе - в Париже, в Берлине. Бред все эти ветеринарные справки, которых якобы нет. Это же не свинья, а чистенький барашек. Все правильно, все в соответствии с традицией. Это не противоречит русскому духу и атмосфере - в России на праздники тоже принято резать домашний скот. И нервничать по этому поводу не надо, это чисто интеллигентские ужимки. Потом, ведь мясо бедным раздают".

"Как вы считаете, допустимы ли минареты и мусульманские жертвоприношения на улицах европейских (в том числе русских) городов? Как в таких случаях должны сочетаться требования местной культуры со свободой вероисповедания?" - с такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился к священнослужителям и экспертам.

 Игумен Мелетий (Соколов)
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, уверен, что при столкновении культуры коренных жителей с требованиями культуры пришлой приоритет должен принадлежать местной культуре.

"Если город или регион не являются традиционно мусульманскими, то члены мусульманской общины должны, конечно, прислушиваться к мнению местных жителей. По-моему, требование снизить уровень публичности религиозных обрядов и уважать местные традиции никоим образом не ущемляет свободу вероисповедания мусульман. И некоторая доля смирения не повредила бы самолюбию мусульман, обосновавшихся в Европе", - сказал он.

"Чтобы это понять, не нужны референдумы. Все недоразумения вполне можно разрешить силами местных администраций", - добавил отец игумен.

Иеромонах Тихон (Зимин)
Иеромонах Тихон (Зимин),
преподаватель МДАиС, считает, что между свободой вероисповедания и требованиями европейской культуры нужно искать компромисс.

"Свобода вероисповедания и неущемление прав любых человеческих сообществ стали теперь базовыми ценностями современной мировой цивилизации. Но при этом мы не должны забывать о наших корнях, о нашей истории и не торопиться отказываться от всего того, что наработано нашими предками", - сказал он.

"В странах ислама минареты не вызывают чувства протеста, - более того, они радуют глаз всех, кто эти страны посещает. Но когда минареты становятся архитектурными доминантами европейских городов, это выглядит несколько шокирующе. Безусловно, градостроители и архитекторы должны заботиться о сохранении исторически сложившихся и исторически оправданных архитектурных доминант, не нарушая при этом чьих-либо прав на свободу вероисповедания", - полагает иеромонах.

"Что касается кровавых жертвоприношений, требуемых мусульманской культурой, то их, конечно, уместнее было бы совершать в скрытых от глаз широкой публики местах. При этом необходимо соблюдать все принятые у нас санитарные нормы и нормы общественного порядка", - заключил он.

Отец Олег Стеняев
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что имперская модель межконфессиональных отношений работает лучше демократической.

"Я - сторонник имперской традиции, обеспечивавшей мирное сосуществование различных национальных и религиозных групп в одном государстве, в то время как демократическая (американская) модель межрелигиозных отношений постоянно провоцирует конфликты и приводит к снижению общего уровня культуры", - сказал он.

"До революции у представителей национальных и религиозных меньшинств в крупных городах были свои слободы, где они могли спокойно совершать свои обряды, никого не раздражая. Если мы посетим Татарскую слободу в Москве, где находится Историческая мечеть, то увидим, что минареты там - не выше храмовых куполов и колоколен Замоскворечья", - пояснил протоиерей.

"Безусловно, местная культура должна быть доминирующей. В восточных республиках, естественно, доминирует ислам, а в Европе должно доминировать христианство. И никакой дискриминации в этом нет", - заключил он.

Отец Александр Добродеев
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что в московских дворах мусульманским жертвоприношениям не место.

"Человек, конечно, должен иметь возможность свободно проявлять свои религиозные чувства, - но только пока это не нарушает повседневную жизнь людей других религий",- сказал священник.

"Я бы предложил подобные жертвоприношения производить в закрытых местах или в специально отведенных помещениях или хотя бы искусственно закрытых. Нельзя резать барана на детской площадке, это недопустимо для детской психики.Такие действия вызывают у людей неприязнь, это нормальная реакция", - считает он.

"Подобные демонстрации могут спровоцировать конфликты на национальной почве, поэтому я против такого поведения",- подытожил отец Александр.

Исмаил Бердиев
С негодованием отнесся к результатам проведенного в Швейцарии референдума Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

"Швейцарцы не имели права выносить подобное решение. Это - религиозный вопрос, которым должны были заниматься специалисты, а если правительство не знало, как поступить в подобных случаях, то оно должно было противостоять проведению референдума по данному поводу", - заявил он.

"Люди, которые ничего не понимают в религии и знают об исламе только то, что говорят СМИ, которые зачастую мусульман представляют в образе бандитов и террористов, не имели права голосовать на референдуме", - полагает Бердиев.

По его словам, вынесенное швейцарцами решение относительно запрета на строительство минаретов на территории страны связано с недостаточной информированностью о традициях мировых религий. "Проголосовавшие против строительства минаретов оскорбили чувства верующих. Однако хотят швейцарцы или нет, но мечети и минареты будут", - уверен председатель ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

Исмаил-хаджи считает допустимыми и минареты, и проведение мусульманских жертвоприношений на улицах европейских городов. "Это неотъемлемая часть исламской религии. А у нас, если я не ошибаюсь, свобода вероисповедания распространена по всему миру", - отметил он.

"Свобода вероисповедания и требования местной культуры не должны являться помехой друг другу. Традиции культуры должны быть и проводиться в том виде, как они есть. Однако при этом стоит помнить, что свобода вероисповедания неприкосновенна", - заключил Исмаил Бердиев.

Константин Бендас
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Бендас считает, что ритуальный забой скота на глазах у всех недопустим.

"Если я не ошибаюсь в исповедании большинства конфессий, в том числе и в исламе, запрещаются жертвоприношения на глазах людей других религий",- сказал он.

"Прилюдные жертвоприношения не есть свобода вероисповедания. Для таких случаев должны быть специально отведенные места. Вполне можно не нарушать законы города и одновременно следовать своим религиозным традициям",- заявил Константин Владимирович.

"Я полагаю, что в данном случае нужны не запретительные меры, а обращение власти и общества к главам религиозных общин, в частности к совету муфтиев России, чтобы они решили этот вопрос",- заключил он.




Недопустимыми считает минареты и мусульманские жертвоприношения на улицах европейских городов, в том числе и русских, руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью Елена Леонтьева. .

"Как буддистка я против убийств, в том числе и ритуальных. Нельзя отнимать жизнь у живого существа. Это - самое негативное, что можно сделать. Поэтому люди как минимум должны осуществлять жертвоприношения в таком месте, где никто из представителей других религий не увидит кровавых обрядов, чтобы это никого вообще не могло задеть", - заявила она.

"Свобода вероисповедания не должна хоть как-то сказываться на требованиях местной культуры. В противном случае, должен быть найден компромисс, который не ущемит чьих-либо прав, свобод и традиций. Мы живем в цивилизованном мире, поэтому не стоит забывать о гуманности и об обычном сострадании", - заключила Елена Валерьевна.

Александр Игнатенко
Видный российский исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Александр Игнатенко считает, что ответственность за массовые нарушения общественного порядка мусульманами в Москве должны нести мусульманские лидеры.

"Я думаю, что при наличии различных культурных традиций в разных городах России необходимо, чтобы носители как одной культуры, так и другой относились друг ко другу с терпимостью. Резать баранов перед всем честным народом вовсе не обязательно. Можно все сделать не на глазах у посторонней публики, а в каком-то закрытом помещении. И видные религиозные деятели знают, как это делается, и поэтому я недоумеваю, почему это делается до сих пор в такой демонстративной форме",- подчеркнул он.

"В Европе аналогичные проблемы решают по-разному. Мусульмане чаще всего ведут себя слишком демонстративно и поэтому наступила такая реакция в Швейцарии. Она абсолютно обоснована и люди имеют на это право. Это наиболее адекватное для Швейцарии решение",- считает исламовед.

"В нашей же ситуации я не думаю, что меры должны принимать власти. Требовать, чтобы они насильственно пресекали подобные вещи, было бы не совсем правильно. Тут нужно призвать к ответственности мусульманских лидеров в Москве", - подытожил Александр Александрович.

1 декабря 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования