Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

АПН: Мистика и политика. Часть 3. Гиперсионизм - социальная практическая каббала


Юрий Халтурин, ассистент кафедры онтологии и теории познания Екатеринбургского гос. Университета беседует с равом Авраамом Шмулевичем. Часть третья (1, 2)

Юрий Халтурин: Еще один вопрос в связи с темой "мистика и политика", который меня интересует — это связь мистики и контркультуры, в частности, понятие "психоделической революции", в котором мистика, контркультура и наркотики (психоделики) объединены как факторы противостояния существующей системе.

Авраам Шмулевич: Ни в коем случае, мистика никак не связана с наркотиками.

Юрий Халтурин: В Израиле существуют какие-то молодежные движения, которые пытаются связать каббалу и психоделики?

Авраам Шмулевич: Существуют, как и во всем мире, но настоящая мистика никак не связана с наркотиками. Человек, который принимал наркотики — я такого человека не беру в свои ученики, не могу с ним общаться. Это ложный способ получения мистического опыта, мы должны все получить сами. Наркотики ничего не дают, это тоже самое, что механическое заучивание текстов Аризаля, это не мистика, это иллюзия. Вы можете употреблять ЛСД, слышать голоса, но это не будет голос Всевышнего, это не те голоса, которые слышал Йешайагу (Исайя) или праотец Авраам. Настоящая мистика — это рационализм. Мистика — абсолютная трезвость. То, что мы не видим Всевышнего в этом мире, это есть результат опьянения. Но ничего, кроме Всевышнего в этом мире нету, а то что мы его не видим, — это результат некоего опьянения, есть завеса перед нашими глазами, и усиливая ее, нельзя ее открыть. Мистика — это высшая форма рационализма. Рацио — Разум — это одно из имен Всевышнего. Настрой на поиски Божества с помощью психоделиков — он проистекает из ложного настроя на "Богоискательство", который распространился в европейской культуре начиная с излёта Ренессанса, видимо (хотя сам термин "Богоискательство" в русской философской традиции обычно используется более узко, как обозначение определённого направления русской философско-религиозной мысли).

Юрий Халтурин: Богоискательство — это ложное понятие? Ложный путь? Как так?

Авраам Шмулевич: Кончено. Нужно полагать задачу не в том, что бы "найти Бога", но в том, что бы "увидеть Его". Бог — Он никуда не прячется. Он не прячется от Человека, от тварности. Он присутствует везде и всюду — и максимально чётко присутствует. Представьте себе человека в яркий солнечный день в открытом поле. Разве ему надо "искать Солнце"? Солнечный свет — везде и всюду, и вокруг него и на нем и в нем. Но если у человека повреждено зрение — то может быть проблема в том, что бы увидеть этот свет. Если у нашего человека катаракта, замутнен хрусталик — то все, и сам свет и предметы в нём, будет видеться тусклым, размытым и искаженным, если, не про нас будь сказано, на глазах выросли бельмы — то человеку будет казаться, что он вообще находится в темноте. И тогда человек должен полагать своей задачей не искать в этой темноте свет, если он начнет искать свет — он окажется на ложном, не идущем никуда пути. Но он должен стараться удалить преграду, удалить искажения видения, обрести зрение.

Так что задача мистика в том, что бы обрести ясность духовного видения — и оставаться в таком состоянии всегда. Ясно, что психоделики тут — не помошник. Наоборот.

Юрий Халтурин: Для меня опять же не совсем понятно, как вы сочетаете гиперсионизм и политическую деятельность с брацлавским хасидизмом? Если мы выйдем на улицу, то увидим этих ребят, которые поют песни, пляшут, танцуют, веселятся, курят травку. Какое отношение может иметь такого рода хипповый мистицизм к политике?

Авраам Шмулевич: Это уже некий трэш, который отношения к рабби Нахману не имеет. Это уже некий продукт вырождения. Самое сущностное всегда скрыто и не лежит на поверхности. Большая часть вещей, которые в Израиле называются каббалой, каббалой не являются. То, что эти ребята веселятся, читают там брацлавские книжки, хоть при этом и курят траву, это хорошо, но это не настоящее. Рабби Нахман тоже хотел привести Машиаха в мир. Задача, которую он перед собой ставил — то же самое, что пытаемся построить и мы. Но брацлавский хасидизм это в какой-то степени философия отчаяния. Взгляд рабби Нахмана на этот мир крайне пессимистичный. Наш мир — это ад, Гейгином Но, понимая всю глубину отчаяния, понимая, где ты, на самом деле, находишься — нужно жить дальше в этом мире и выкарабкиваться из него.

Юрий Халтурин: Каббала и политика. Как может стать каббала политическим ресурсом? Как магическая практика для манипуляции массовым сознанием? Как миф, способный увлечь массы за лидером, который объявит себя мессией? Или каким-то иным образом?

Авраам Шмулевич: Каббала, как и любое учение, может работать на профаническом уровне, когда оно овладевает массами и заставляет их действовать так или иначе.

Но задача каббалы — это организация общества. Любая идея, чтобы быть популярной, что бы существовать, что бы оказывать влияние, быть живой, должна распространяться. Но не все способны к интеллектуальным усилиям, есть лишь небольшой круг людей, которые воспринимают идеи на интеллектуальном уровне. Но можно их воспринимать и на примитивном уровне, подобно тому, как большинство усваивает и мифологемы современной науки. Все знают слово "ген", но очень немногие понимают, что это такое на самом деле, однако если бы не было массового знания, не было бы и генетики, то же самое и с каббалой. Вспомните притчу рабби Нахмана об отравленном зерне.

Сумасшедшими нужно манипулировать, чтобы вывести их из безумия. Это если речь идет о манипуляции. Кроме того, каббала — это трезвый взгляд на ситуацию. И те люди, которые хотят изменить общество, должны эти трезвым взглядом обладать. Вы не можете действовать в мире, если вы не знаете, как мир работает. Управление обществом, изменение общества, революция — это профессиональная вещь. Профессионалов и революционеров всегда мало.

Мы уже говорили про гуманистов, или энциклопедисты во Франции, например, пара сотен человек, которые создали эпоху Нового Времени, дали толчок, обоснование и направление экономическим и социальным изменениям. Сотня-другая человек на протяжении более чем века, может быть, еще меньше, несколько десятков человек. Но, тем не менее, их идеи создали современный мир. Проще говоря, гиперсионистская каббала тоже, прежде всего, создает идеологию. Современное общество не знает, куда движется, современный политик не имеет никакой цели, он поддерживает гомеостаз, причем гомеостаз на уровне своей личной карьеры. А чтобы вести общество вперед, вы должны иметь представление о том, что делать в целом, от той системе, по которой живет мир, опять же это каббала.

Каббала — это политическое учение, политическое оружие. Кроме того, каббала организовывает того человека, который ее изучает, дает ему силы действовать, вести правильный образ жизни, иметь правильный взгляд на мир. Однако, конечно же, манипуляция не может быть главным средством, это всегда побочная вещь. Чтобы манипулировать, нужно всегда иметь ресурс, которым осуществляют манипуляцию. За этим должно что-то стоять, пустой человек не может манипулировать, у него нет для этого силы. Массы людей невозможно заставить заниматься не имеющими оснований глупостями и верить в глупости.

Юрий Халтурин: И все-таки, можно ли использовать каббалистическую символику, каббалистический миф для управления массами?

Авраам Шмулевич: Конечно, можно. Их используют очень широко, и далеко не всегда используют евреи. Например, коммунисты использовали каббалистическую символику. Скажем, лозунг "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить" — это формула Тетраграмматона, так как четырехбуквенное имя на иврите — это глагол быть в формах прошедшего, настоящего и будущего времени. А серп и молот своей формой воспроизводит буквы слова "Шаддай". Но коммунисты использовали это для разрушения, использовали их не по назначению, и получилось то, что получилось. Когда эти вещи используются неосознанно, некомпетентно, то получаются всякие гадости. Поэтому мы должны взять процесс осознанно в свои руки

Юрий Халтурин: Какие пересечения между каббалистической теософией и гиперсионистской идеологией можно установить?

Авраам Шмулевич: Гиперсионизм — это социальная практическая каббала. Если воспользоваться словами Маркса, который тоже многое взял из каббалы, мистики прошлого думали о том, как познать мир, мы же думаем о том, как его изменить. Гиперсионизм — это учение о том, как изменить мир в соответствии с законами каббалы, то есть с законами Всевышнего. В своей идеологии мы используем и идею Земли и Народа Израиля как Шхины, и идею исправления мира (тиккун), и идею собирания искр. Мы говорим, что мы — каббала Эрец Исраэль или Адама Ришона (Адама Первочеловека) в противоположность каббале Галута.

Каббала Галута говорит о собирании или извлечении искр святости, мы говорим о расширении. Если выбрать из чего-то искру святости, то это умрет. Нужно расширение святости. Весь мир должен стать объектом святости. Искры святости нужно не вытаскивать, а соединить их энергию в центре. Мы не переносим искру в Эрец Исраэль, она остается на своем месте, но Земля Израиля — это центр силы всех искр, как зеркало, которое в себе соединяет все лучи солнца, и дальше получается один луч, так же и здесь. Б

лагодаря этому каждая из искр святости во всем мире воспринимает энергию от Эрец Исраэль, распространяет свет на окружающую материю и превращает ее в искры святости, так святость распространяется на весь мир. В этом принципиальное различие между каббалой галута, старой каббалой и новой гиперсионистской каббалой.

Юрий Халтурин: Как, например, с этих позиций выглядит арабо-израильский конфликт. Например, Лайтман трактует этот вопрос через призму понятия "тиккун", но говорит об исправлении самого еврейского народа, о внутреннем, духовном исправлении, которое автоматически повлечет за собой внешнее примирение. Как вы смотрите на это?

Авраам Шмулевич: Автоматически ничего не бывает, надо всем нужно работать. Исправить себя можно только через практическое действие, работая над исполнением Галахи, над воплощением ее в жизнь. При этом освобождение и заселение Земли Израиля. и строительство Храма, и создание справедливого социального порядка — это тоже все заповеди Галахи. И дальше мы распространяем эту святость на весь мир. Один из моих учителей сказал, что в Эрец Исраэль все самое лучшее, в том числе гои Эрец Исраэль — тоже самые лучшие. Арабы — это бич в руках Всевышнего. Кроме того арабское общество сохранило многие вещи, которые отсутствуют в еврейском и западном обществе, например ценности семьи. Часть арабов просто являются по крови евреями, обращенными когда-то насильственно в ислам, они просто должны вернуться в иудаизм. Часть арабов может принять семь заповедей сыновей Ноаха. Арабы в отличие от многих современных светских израильтян сохранили представление о святости Храма, они реально думают, что мы хотим построить Храм, построить Израиль от Нила до Евфрата, хотя никто, кроме Беад Арцейну, этого не хочет. У Израиля нет сейчас проекта, поэтому весь окружающий мир дезориентирован. Если мы выдвинем этот проект, то часть арабов просто к нему примкнут. Часть, те, кто откажутся, то, как говорится, если враг не сдается, его уничтожают. Мы должны действовать по методу Александра Македонского: все, кто согласился с его принципами, он включил в свою империю, и возникла величайшая цивилизация — эллинизм.

То же самое будет с иудаизмом, еврейская цивилизация станет мировой цивилизацией. Мы рассматриваем иудаизм не как племенную религию, а как цивилизацию, мировую цивилизацию, которая должна стать главной действующей идеологической силой человечества. Когда говорят, что евреи стремятся править миром — это чушь. Галаха вообще запрещает еврею жить где-либо, кроме как в Эрец Исраель (Земле Израиля), даже просто покинуть на время Землю Израиля — запрещено, те евреи, кто продолжают сегодня жить в диаспоре — совершают грех. Не говоря уж о том, что наиболее полное познание В-севышнего возможно только в Эрец Исраель.

Евреи не должны сидеть в каждом углу мира, даже в каждом мировом центре, где-нибудь в Антверпене, и управлять оттуда миром, точно также как и американцы сейчас там не сидят, но именно американские цивилизационные стандарты, американские научно-технические, информационные и политические технологии, американская культура является определяющей. И её место должна занять еврейская цивилизация, культура Авраама, Ицхака, Иакова, Адама Первочеловека, а Храм должен стать духовным центром человечества. Это — одна из заповедей Торы и одновременно главное обещание Всевышнего, данное Им праотцам еврейского народа, данное Им Народу Израиля еще на заре нашей истории. "И не назовется больше имя твое Аврам (перев. как "отец арамейцев" — А.Ш.), а будет имя твое Авраам (перев. как "отец множества народов" — А.Ш. ), ибо отцом множества народов дам стать тебе". (Кн. Берешит (Книга Бытия), гл. 17, ст. 5). "Станешь ты отцом всего мира" — разъясняет это обещание-повеление Талмуд (трактат Брахот, 13а). Это и обещание Бога евреям, и повеление работать над воплощением этого обещания. Сейчас, правда, евреи забыли об этом обещании и заповеди, об этой миссии, забыли о ней и неевреи.

Разве что антисемиты еще помнят и не дают затухнуть огоньку. Но ничего — найдется, кому напомнить об этом — и евреям, и всему миру.

"Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (кн. Бемидбар (Числа) 23:19).

23 ноября 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования