Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КОНСЕРВАТОР": В Ираке нет почвы для исламизма


 

Население Ирака к началу 2003 г. превышает 25 млн. человек (последняя перепись, прошедшая здесь 16 октября 1997 г., зарегистрировала более 22 млн. жителей.). Подавляющее большинство (97%) из них составляют мусульмане.

Большинство мусульман составляют шииты (52—55% населения), которые составляют почти все население юго-восточных губернаторств (прилегающих к границе с шиитским Ираном) Кербела, Бабиль, Кадисия, Васит, Дикар и Майсан и 75% в губернаторстве Басра. Шиитами являются 70% арабов, 30% туркмен, 2% курдов и 99% персов и луров. Подавляющее большинство шиитов — жители сельских районов, горожанами они представлены в основном в своих религиозных центрах — городах Эн-Неджеф (где находится мечеть и мавзолей основателя шиизма халифа Али), Кербела (мечеть и гробницы сыновей Али третьего имама Хусейна и Аббаса, внуков пророка Мухаммада) и Самарра (гробницы десятого имама Али аль-Хади и одиннадцатого Хасана аль-Аскари). Шииты составляют 10% населения Багдада и Мосула. Почти все шииты Ирака принадлежат к самому распространенному направлению шиизма — имамитам (преобладающим и среди шиитов Ирана).

В течение четырех веков Ирак был частью суннитской Османской империи, власти которой предпочитали доверять власть на местах своим единоверцам — суннитам-ханафитам. После образования королевства Ирак в 1921 г. у власти оказалась та же суннитско-ханафитская элита во главе с королем Фейсалом I, которая господствовала и при османах. Шииты поддержали начатое суннитами восстание 1920 г., в результате которого образовался Ирак; множество шиитов участвовали в борьбе партии Баас за власть, которая окончилась победой в 1968 г. Напряженность между руководством страны и шиитской группировкой "Ад-Даава аль-Исламийя" (Исламский призыв) 1970—1980-х гг. связана не с преобладанием суннитов в руководстве партии Баас, а последовательным курсом правящей партии на построение светского государства, который воспринимался исламистами как антирелигиозный. Правящая партия старалась поддерживать общенациональное единство, увеличив в 1977 г. с 3 до 4 человек представительство шиитов в руководстве Баас.

После победы исламской революции в Иране в 1979 г. власти этой страны поставили цель совершить подобную же революцию и в Ираке: шиитский аятолла Мухаммед Бакир ас-Садр издал фетву, в котором баасистский режим был объявлен чуждым исламу. Обстановка обострилась до того, что боевики "Ад-Даавы" совершили в годовщину исламской революции в Иране 1 апреля 1980 г. неудачную попытку покушения вице-премьера Тарика Азиза, представителя христиан в иракском правительстве (принадлежащего к Халдейской католической церкви). 8 апреля 1980 г. в ответ на этот теракт казнены ас-Садр и его сестра, а также депортированы десятки тысяч персов-шиитов.

Война с Ираном 1980—1988 г. наглядно продемонстрировала, насколько большинству шиитов близки идеи шиитских исламистов: подавляющее их большинство воевало вместе со своими единоплеменниками-арабами против своих единоверцев-шиитов, основная часть иракских солдат состояла именно из шиитов. В 1980 г. 40% мест в парламенте Ирака закреплено за шиитами, а спикером избран шиит Наим Хаддад (кроме того, 12% мест в парламенте закреплено за курдами). Саддам Хусейн заявлял, что является потомком имама Али; впервые в истории Ирака религиозные праздники шиитов были объявлены общегосударственными (в первую очередь Ашура — праздник в честь имама Хусейна).

После оккупации Кувейта в августе 1990 г. в отношении Ирака были введены международные санкции, существенно ухудшившие экономическое положение страны, а после поражения в Кувейте и моральный дух нации. Этим воспользовались спецслужбы Ирана, которые переправили в Ирак более 5 тысяч боевиков из "Бригад Бадр" — эмигрантской группировки иракцев, состоявшей на содержании у Ирана. 2 марта 1991 г. в Басре они вместе с местными шиитскими исламистами разгромили правительственные учреждения и освободили заключенных из тюрем, захватили Кербелу, Эн-Неджеф, Эд-Дивания, Хилла и Ханекин. Однако уже 16 марта Саддам Хусейн объявил о разгроме восстания на юге, обвинив Иран, Израиль и США во вмешательстве во внутренние дела Ирака. Шиитские боевики бежали в болотистые местности южного Ирака, где их добить помешало иракскому руководству только продавленное США решение ООН в августе 1992 г. о запретной зоне для полетов иракской авиации.

Шиитская тема с конца 1980-х гг. используется в западных СМИ для дискредитации режима Саддама Хусейна, борьбу которого с мусульманским экстремизмом и терроризмом изображают как преследование шиитов. С конца 1980-х гг. с подачи энциклопедий конгресса США и ЦРУ по справочникам мира начала гулять завышенная оценка количества шиитов в стране — их будто бы сейчас 60—65% населения, и это при том, что антииракские источники говорят о переселении в Иран 200 тысяч шиитов в 1980 г. и 500 тысяч шиитов в 1991 г., а также их "массовом истреблении". Некоторые "исследователи" дописались до того, что в болотах юга Ирака в 1991 г. нашли убежище чуть ли не миллион шиитских повстанцев! Стоит ли напоминать, что такое количество шиитских повстанцев превышает иракскую армию, да и без них Хусейн бы не удержался у власти в стране с большинством шиитов, если бы они поддерживали не его, а шиитских террористов…

Сунниты составляют 41—44% населения Ирака, в том числе почти все живущие в стране курды, турки, черкесы и палестинские арабы, а также две трети туркмен и до 30% иракских арабов. Иракские сунниты в большинстве своем принадлежат к самому мягкому (как в отношении национальных традиций, так и в отношении к иноверцам) ханафитскому мазхабу (правовой школе), меньшинство (в основном в селах) — шафиитскому мазхабу. Кстати, ханафиты преобладают и среди мусульман России (только в Чечне и Дагестане преобладают шафииты) и Турции. В Ираке практически нет приверженцев наиболее жесткого ханбалитского мазхаба (которого придерживаются правящие верхушки Саудовской Аравии, Катара и Кувейта — именно они предоставили американцам свою территорию для войны с Ираком) — именно в рамках ханбализма зародился в XVIII веке ваххабизм.

В Ираке нет почвы для возникновения суннитских экстремистов, как и возможности для пропаганды ваххабизма из-за рубежа (обычно начинающих пропаганду "чистого ислама" с призыва отказаться от мазхабов вообще), поэтому мусульманские экстремисты здесь представлены в основном шиитами, суннитские экстремисты встречаются только в автономном Курдистане.

Второй после ислама религией в Ираке является христианство, самой крупной организацией которого является Халдейская католическая церковь, образовавшаяся в 1551 г. в результате унии между Римским Престолом и епископами Ассирийской Церкви Востока, недовольными традицией назначения следующим патриархом их церкви племянника предыдущего. Сначала сторону халдо-католиков приняло меньшинство ассирийцев, но в настоящее время их число вдвое превышает количество ассирийцев, верных своей Церкви Востока: к концу 2002 г. в Ираке 185 тысяч халдеев жили в районах Багдада, Мосула, Эрбиля, Киркука и Басры. Сиро-католики — уния между Сирийской православной церковью (якобитской) и католиками — так же представлены ассирийцами и насчитывают на конец 2002 г. 60 тысяч приверженцев в районах Мосула и Багдада, что также вдвое, а то и втрое превышает число сиро-православных, не состоящих в унии с Римским Престолом. Зато армяно-католиков в Ираке (2 тысячи человек, в основном в районе Багдада) оказалось в 10—15 раз меньше, чем армяно-григориан (в Багдаде, Басре и Мосуле). Есть здесь и несколько тысяч православных — приверженцев Антиохийской православной церкви, как и более 1 тысячи антиохийцев, вступивших в унию с Римом.

Сохранились на территории Ирака и две религии дохристианского происхождения — йезиды и мандеи (они же сабии или "крестильники"). Первая уходит корнями в зороастризм и манихейство с примесью христианства и ислама (йезиды признают пророками Заратустру, Христа, Манеса и Мухаммада) и остатками племенных верований курдов — йезиды говорят на том же языке, что и курды, и живут рядом с ними в районе Мосула, Киркука и Синджара, но считают себя отдельным народом. В Ираке численность йезидов не превышала 120 тысяч. Мандеизм — смесь мистического иудаизма с зороастризмом, его приверженцы, которых сейчас насчитывается около 40 тысяч (к югу от города Эн-Насирия — больше нигде в мире!), признают пророком Иоанна Крестителя, осуждают Иисуса Христа, сочетая эти взгляды с заимствованной от зороастрийцев астрологией и представлением о вечном противоборстве доброго (духовного) и злого (материального) начал, впрочем, наиболее абсолютизировано это противоборство в манихействе, оказавшем существенное влияние на йезидов.

В последние десятилетия в Ираке начали появляться протестанты, но в небольшом количестве: адвентисты, например, в 2002 г. имели 3 общины с 219 членами. Больше всего здесь реформатов (кальвинистов), которые последнее десятилетие оказывали гуманитарную помощь примерно полумиллиону человек, но и им удалось переманить на свою сторону лишь несколько тысяч иракцев.

Михаил Тульский
фото Интерпресс

28 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования