Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИЯ": Ядерное православие. Глава РПЦ МП впервые совершил богослужение в Северодвинске на заводе по производству атомных подводных лодок


Московский патриарх впервые совершил богослужение в Северодвинске, молодом городе, одном из атомных центров России. "Градообразующим предприятием" Северодвинска стал, по сути, Николо-Корельский монастырь, в XV веке основанный преподобным Евфимием на берегу Белого моря. Именно в его корпусах разместился "Севмаш", завод по производству атомных подводных лодок, сегодня - крупнейшее в России судостроительное предприятие. Обитель долгое время служила форпостом церковной жизни на севере Руси, беломорском побережье. В советское время монашеская жизнь была здесь естественным образом изничтожена, но монастырь, однако, сумел передать свои оборонительные функции новому обществу. Стратегически выгодное место в Беломорье, удачно выбранное основателем монастыря, было оценено советскими атомщиками и корабелами, и в 1930-е годы Николо-Корельский монастырь стал ядром российской атомной промышленности.

Патриаршее богослужение в самом центре "Севмаша", среди гигантских цеховых корпусов и дымящих труб, - это церковное благословение тех северных стратегических окраин страны, которые в советские годы активно осваивались в соответствии с интересами новой власти. Попытка перевернуть вектор общественного развития, впрочем, оказалась кратковременной. 70 лет на фоне шести веков стояния монастырских стен - действительно недолгий отрезок истории, насыщенный, однако, страданиями и мукой.

Русский Север - особая стихия. Местная суровость впечатляет своей масштабностью - и в просторах степенного Белого моря вокруг Соловецких островов, и в неохватном корпусе атомной подводной лодки "Дмитрий Донской". Церковь издавна осваивала эти масштабы и широты, освящала стихию непокорного духа, и сейчас происходит то же самое.

Русская история двадцатого века полна парадоксов, осмысление которых вряд ли под силу современникам века двадцать первого. Та же северная суровость отразилась и в масштабах страданий узников СЛОНа. Одна и та же система с одинаковой мощью и азартом перемалывала в своих жерновах таланты нации, бросала их на мучительное умирание в соловецких застенках, спускала с крутой лестницы штрафного изолятора на склоне холма Секирной горы на тех же Соловках - и обеспечивала обороноспособность этой же нации прорывами в атомной промышленности. Крушение и созидание одновременно – под знаком единства и борьбы противоположностей развивалось советское общество, и церковно-государственные отношения выстраивались по этой же логике. А теперь?

Вот - кадр, и непонятно поначалу, какой исторический момент он иллюстрирует. Бородатые мужчины и женщины в платочках собрались на заводской площади, между кирпичных корпусов, под ярким вечерним поморским солнцем. Тот же партийный митинг, только на растяжках вместо соцпризывов - патриаршие портреты, вместо деревянных транспарантов - иконы, и повестка дня - всенощное бдение. Их прапрадеды молились тут Богу, деды и отцы трудились в цехах, а нынешние заводчане пытаются научиться делать одновременно и то, и другое.

Елена ЖОСУЛ, 25 августа 2009 г.

Фото Сергея ВЛАСОВА


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования