Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ": 400 лет баптизму. Крещение по вере – один из важнейших принципов баптизма


24-26 июля в Амстердаме отмечается 400-летие основание баптизма. В далёком XVII веке группа англичан, гонимых у себя на родине за веру, нашла здесь пристанище. Из этой группы в несколько десятков человек за четыре столетия баптизм вырос в одну из крупнейших христианских конфессий, насчитывающую около 100 миллионов верующих.

Принято считать, что баптизм (греч. baptizo — "крещу", "погружаю"), как оформленное движение в христианстве, появился в начале XVII века в Англии, хотя группы, в той или иной степени, придерживающиеся аналогичных воззрений (в первую очередь это относится к сознательному крещению взрослых людей по вере), существовали и ранее.

Его возникновение связывается с именем англиканского проповедника Джона Смита (ок. 1570 — 1612), присоединившегося к так называемым индепендентам или конгрегационалистам — одним из многочисленных пуританских движений, выступавших за продолжение реформации и более последовательное очищение (лат. puritas — "чистота") Церкви от "остатков католичества".

Конгрегационалисты стремились к независимости каждой поместной общины (конгрегации) и отрицали церковную иерархию. Вскоре после вступления в общину в своём родном городе Гейнсборо Смит становится её пастором, а его помощником — Томас Хэлвис. Из-за религиозных преследований конгрегационалисты были вынуждены искать убежища в Голландии, где и обосновалась община Смита.

В Амстердаме Смит вступает в тесную связь с голландскими меннонитами — последователям бывшего католического священника Менно Симонса (1496-1561), ранее называвшихся анабаптистами, т.е. перекрещенцами — и под их влиянием приходит к убеждению о недопустимости крещения младенцев. Вскоре, вместе с большинством своих последователей, Смит принимает решение присоединиться к меннонитам. Однако Хэлвис, осознавая различия в исповедании (в частности, меннониты не допускали для своих последователей военной и государственной службы и принятия присяги), в 1612 году с маленькой группой из десяти человек возвращается в Англию, и в этом же году в Лондоне возникает первая баптистская община.

Как Смит, так и Хэлвис изложили баптистские взгляды в своих работах, где обосновывали необходимость покаяния и личной веры в Христа для принадлежности к Церкви. Отмечалось и важность сознательного крещения по вере, а также они отстаивали принцип религиозной свободы и невмешательства государства в вопросы веры.

Несмотря на преследования, продолжавшиеся вплоть до 1689 года, когда был принят "Акт о веротерпимости", к 1644 г. в Англии действовало уже сорок шесть "общих" и семь "частных" или "партикулярных" баптистских общин. Разница между ними была в том, что "общие" утверждали, Иисус Христос умер за грехи всего человечества, а "частные" считали, что искупительная жертва предназначалась лишь для спасения избранных Богом людей.

В 1609 году группа христиан из Англии, перебравшаяся в Амстердам, сформулировала вероучительные принципы баптизма.

Во время Английской буржуазной революции баптисты активно поддерживали пуританина Оливера Кромвеля, в котором они видели сторонника религиозных и политических свобод, и многие из них достигли высокого положения на военных и государственных должностях, однако вскоре они выступили против диктатуры лорда-протектора и были смещены со всех постов.

Часть баптистов эмигрировала из Англии в Новый Свет, и в 1639 г. Роджер Уильямс основал в штате Род-Айленд первую общину. Со временем баптизм получил в США широкое распространение и сейчас является одной из крупнейших и влиятельных протестантских конфессий, насчитывающей свыше 20 миллионов верующих.

В России первые евангельско-баптистские общины возникли во второй половине XIX века в результате духовного пробуждения на юге Украины (среди немцев-колонистов), в Закавказье, в Таврической губернии, а также в Петербурге под влиянием проповедей англичанина лорда Редстока в среде аристократии.

После того, как обер-прокурором Священного Синода стал К.П.Победоносцев, он поставил цель "переломить хребет русскому баптизму, штундизму и "редстокизму" ("пашковщине")". Гонения продолжались с перерывами вплоть до 1917 г., а затем вновь возобновились уже при Советской власти начиная с конца 20-х гг и продолжались вплоть до "перестройки".

В настоящее время большинство баптистских общин в России объединены в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, насчитывающий около 80 тыс. членов.

Баптисты придерживаются основных положений протестантизма: триединство Бога, божественность Иисуса Христа, Его искупительная смерть и воскресение, спасение по вере, всеобщее священство верующих. Единственным авторитетом в вопросах вероучения признаётся Священное Писание. Крещение и причащение (называемое хлебопреломлением или вечерей Господней) считаются не таинствами, а обрядами.

Главным отличием баптизма от других протестантских конфессий является крещение по вере в сознательном возрасте через погружение, а также учение о необходимости обращения или рождения свыше.

Перед крещением, как правило, проводится беседы с кандидатом. Общины баптистов в основном самостоятельны и независимы, отсутствует иерархия и единый центр. В то же время большинство общин объединены в Союзы и Ассоциации (как правило, по территориальному признаку) для координации совместной миссионерской, благотворительной или просветительской работы.

Священнослужители (пресвитеры или пасторы и диаконы) избираются общиной и не считаются посредниками между верующими и Богом. Обрядность сведена к минимуму, форма богослужений является произвольной и состоит из одной или нескольких проповедей (проповедовать могут не только священнослужители, но и рядовые члены общины), пения гимнов и молитв. Большое внимание у баптистов уделяется практической стороне христианской жизни, которая признаётся неотделимой от исповедания веры.

Игорь Кошелев, Москва, дьякон баптистской церкви

Сайт миссии "Возвращение к Богу", июль 2009 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования