Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГРАНИ.РУ": Представление предстоятеля. Патриарший визит в Украину смело можно назвать провальным


 Патриарший визит на Украину смело можно назвать провальным. Упорно называемый в окружении Кирилла "пастырским", он изначально был ориентирован на пиар-эффект. Во главу угла ставилась задача очертить границы "канонической территории" Московского патриархата на Украине, показать равенство в глазах Москвы восточных и западных украинцев, продемонстрировать нового и энергичного патриарха верующим второй по размеру и значимости части Русской православной церкви.

Поэтому странно выглядело то ажиотажное настроение, с которым СМИ и часть российского политического класса ожидали от визита какого-то "прорыва" в деле объединения украинского православия. Путь к объединению такого рода долог, и начинается он не с заявлений первых лиц, а с контактов между персонажами второго-третьего эшелонов, конференций, консультаций, визитов по случаю праздника из храма в храм и т.п. Между тем отношения УПЦ МП с УПЦ Киевского патриархата если и стали менее конфронтационными, чем три года назад, то от переговорного этапа еще весьма далеки. Патриарший визит на Украину и не подразумевал "объединительных" действий - а его "новую" идею о том, что в Украине и так есть поместная церковь - УПЦ МП и пусть все православные объединяются вокруг нее, можно расценить как дежурную демагогию с целью уклониться от участия в неблагодарном переговорном процессе.

Так что отсутствие прогресса в "объединении" было запланировано. Неожиданным для патриарха и его окружения оказался провал основной задачи визита - пиаровской. Успешные в условиях российской диктатуры приемчики воздействия на массы и политический класс произвели на демократической Украине с ее плюралистическими медиа обратный эффект. Пафосные выступления патриарха перед телеканалами с обличениями диктатуры потребления были полностью нивелированы историей с его наручными часами, подмеченными репортерами и оцененными в 30 тысяч евро. Государственное информационное агентство прокомментировало этот эпизод так: патриарх нас, видно, за "своих" туземцев считает. При поездке в Европу он такие часы снял бы, в России не решились бы показать (и правда, замечу, не решились бы - российские медиа скандал игнорируют), а Украина, наверное, по его мнению, то же самое, что Россия.

А с желанием определить границы "канонической территории" и вовсе получился конфуз. Это сейчас российскую публику развлекают рассказами о героическом поведении патриарха, который несмотря ни на что добрался до Ровно. Для украинцев очевидно, что кто-то в патриаршем окружении решил было отказаться от визита в город, убоявшись пикетчиков из националистических организаций, которые наряду с верующими ожидали патриарха в аэропорту. Для украинской политической, общественной и религиозной жизни присутствие оппонентов в пределах видимости - норма, а вот московские гости были напуганы. И лишь когда на следующий день выяснилось, что трусливое бегство от малочисленной группы протестующих похоронит патриарший имидж в общеукраинском масштабе, был совершен неожиданный блиц-визит в путинском духе со странными по смыслу, но пафосными по звучанию комментариями, в которых нижний храм собора сравнивался с катакомбами.

В целом искусственность пиаровских ходов, глубокая незаинтересованность патриарха в украинских делах (в его речах к верующим преобладали общие пожелания, никак не связанные с Украиной и ее проблемами), постоянное педалирование имперской темы, завернутой в фантик "общей культуры", стариковские напоминания деятелям украинского православия о том, что они учились в ленинградских духовных школах (о чем сейчас в Украине вспоминать не очень принято) и он их помнит их еще учащимися, - все это демонстрировало не активного и энергичного духовного пастыря (каким видит патриарха его окружение), а далекого и во всех отношениях чужого "большого начальника", неспособного соответствовать той очень сложной ситуации, в которой оказалось в этой стране православие московского образца. И митрополит Киевский Владимир (Сабодан), к которому украинские верующие имеют массу своих претензий, заблистал на фоне своего начальника совсем новыми, позитивными красками.

Показателем этого стала рекордно низкая посещаемость мероприятий с патриаршим участием. В прошлом году тогда еще митрополит Кирилл выступал рок-концерте, устроенном на Крещатике Юрием Шевчуком. Послушать музыканта, а заодно и проповедь собралось тогда около 100 000 человек. Сейчас на главную киевскую службу патриарха Кирилла в Киево-Печерской лавре собралось (по оценке самой Московской патриархии) 20 тысяч человек. Еще хуже была ситуация в городах поменьше - там число верующих, пришедших посмотреть на своего духовного руководителя, измерялось тысячами, а то и сотнями.

По российским меркам интереса к духовным персонам это не так уж мало, но для Украины - ничто. Папа Иоанн Павел II в свой приезд в Украину собирал во Львове полмиллиона, а на киевской мессе те же 100 тысяч (как и Шевчук). И финальной точкой неприятия Украиной Кирилла стала служба в Почаевском монастыре, куда традиционно на праздник местной иконы Божьей матери собиралось огромное количество паломников, а благодаря юбилею и присутствию патриарха церковными властями ожидались те же сакральные 100 тысяч. А пришли около 40 тысяч.

Почувствовав, что репутацию надо спасать, патриарх на встрече с весьма критически настроенным и свободолюбивым духовенством западных епархий вынул из рукава припасенные козыри и заявил, что раскол в Украине был отчасти вызван неправильной церковной политикой Москвы, что он готов принять украинское гражданство, чтобы чаще бывать в Киеве, и что он распорядился поставить у своего патриаршего трона флаги всех государств, входящих в его "каноническую территорию", взамен прежде располагавшегося там в гордом одиночестве российского стяга.

В принципе эти достаточно сильные заявления могут означать сдвиг в политике Московской патриархии. Но только время покажет, начнет ли РПЦ МП в большей степени учитывать интересы своих епархий, находящихся за пределами России, хотя бы в "ближнем зарубежье". Вот если, скажем, российские митрополиты в Священном синоде поделятся с украинцами своими местами или же пара синодальных отделов переедет из Москвы в Киев...

Николай Митрохин

6 августа 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования