Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Искушение "первородством". Патриарх Кирилл косвенно продемонстрировал пренебрежение к государственной независимости Украины


Сегодня завершается визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. По-разному видятся его итоги из Москвы и из Киева. Взгляд украинской стороны на этот визит по просьбе "НГР" изложил украинский политолог и религиовед, доктор философских наук Виктор Еленский.

– Виктор Евгеньевич, как вы считаете, визит Патриарха Кирилла привнес единство в ряды православных Украины или способствовал росту напряженности в стране? Вспомним драки украинских националистов и пророссийски настроенных казаков, резкие заявления некоторых украинских чиновников и политиков...

– Часть православных, которая не любит Московского Патриарха, показала, что они еще существуют. Но в Киеве все-таки преобладали мирные демонстрации, об их проведении власти были уведомлены. Многие считали, что таких столкновений, какие были в 1990-е годы, не будет, и так оно и случилось.

– Прояснил ли что-то в будущем украинской Церкви разговор Патриарха Кирилла и президента Виктора Ющенко во время их встречи в Киеве 27 июля?

– Никто из них не сказал ничего неожиданного. Ни Патриарх, ни президент. Кирилл сказал, что поместная Церковь в Украине уже существует. Патриарх этой Церкви живет в Москве, он отец всем православным украинцам, и это все Святая Русь, а автокефальная Церковь украинцам не нужна. То есть Кирилл повторил то, что еще раньше говорил Патриарх Алексий II. Патриарх Кирилл не приготовил никакой изюминки. Я даже думал, что он скажет несколько слов на украинском, но ошибся. В свою очередь, президент Ющенко произнес общие слова о том, что украинский народ стремится к Поместной Православной Церкви.

– Как вы считаете, это политический визит или пастырская поездка, как уверяет Патриархия?

– Этот визит не мог не стать политическим. Православные Церкви составляют одно целое, называемое в церковной среде "православная полнота", но все-таки они образуются по территориальному принципу. Имеется некая территория, которая обрела свою государственность. На этой территории проживает православное население. И вот это православное население в соответствии с церковным правом провозглашает свою Церковь. По каноническому праву, границы Церквей проходят в соответствии с политическими. Часть православного населения хочет провозгласить свою автокефальную Церковь. К ним приезжает иерарх, который говорит: для нас нет границ. У нас есть единая Святая Русь. Возглавитель вашей Церкви живет в другой стране. Это хорошо для Католической Церкви с ее вселенским характером, но непонятно для православной полноты. Так или иначе, Патриарх Кирилл говорит: я, конечно, вынужден признавать эти политические границы, но, наверное, это ненадолго, не навсегда уж точно, и для меня это существенного значения не имеет. Как бы он ни говорил об этом в прямой политической риторике, такие выступления являются опосредованным свидетельством непризнания государственного суверенитета Украины.

– Президент Виктор Ющенко встречается и с Патриархом Московским Кириллом, и с главой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополитом Владимиром (Сабоданом), и с непризнаваемыми РПЦ Патриархом Киевским Филаретом (Денисенко) и главой Украинской Автокефальной Православной Церкви Мефодием (Кудряковым). По вашим наблюдениям, с кем из этих иерархов у президента сложились наиболее доверительные, теплые отношения?

– Президент достаточно ровно относится к каждому из этих религиозных деятелей. Чисто по-человечески у него, очевидно, лучше складываются отношения с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Президент давно знает митрополита Владимира. Никаких признаков, которые бы свидетельствовали, что украинская администрация нацелена на дискриминацию любой из этих Церквей, я не вижу.

– Как украинские власти видят решение проблемы православного единства, когда одновременно существуют три Церкви и никак они не могут соединиться или хотя бы прийти к малейшему компромиссу?

– Я думаю, что они эту проблему видят приблизительно так же, как ее видел президент России Владимир Путин, когда соединял РПЦ и РПЦЗ. У этих трех украинских Церквей нет догматических разногласий. Если они объединятся, вопрос их канонического статуса уже будет иметь второстепенное значение. Это в значительной мере будет способствовать укреплению гражданского согласия и мира в стране.

– Патриарх Кирилл заявил, что в отношениях с ЕС три восточноевропейские страны должны помнить о "духовном первородстве". На ум сразу приходит библейский сюжет о чечевичной похлебке. Можно ли это высказывание расценивать как укол в адрес католического Запада?

– По-моему, это можно понять так: нечего вам в Европу стремиться! Надо возвратиться в Святую Русь, из которой мы все вышли. На Западе вас ничего хорошего не ждет. Вы туда идете по зову желудка, а не души. Все настоящие ценности здесь. А европейские ценности, такие как права человека, уважение к личности, достоинству, пределы деспотии – все это не наше.

– Кстати, о ценностях. Будучи в Киеве, Патриарх Кирилл раскритиковал либеральные тенденции в западном богословии и призвал православных им не следовать. Некоторые российские политологи решили, что Патриарх имел в виду политический либерализм. А как эти высказывания расценили на Украине?

– Патриарх не впервые об этом говорит. Когда Кирилл был в сане митрополита, он постоянно говорил о противостоянии России и Запада, а православие противопоставлял либерализму.

Андрей Мельников

"НГ-РЕЛИГИИ", 5 августа 2009 г.

Фото "Патриархия.Ру"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования