Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Чтобы не оскорбить чувства неверующих. Исход битвы Масленицы и Великого поста у нас в стране всегда предрешен в пользу первой


Пришел Великий пост. И следует начисто забыть о масленичных усладах и безумствах, о винопитии, о пряженцах и оладьях, о блинах с икрой паюсной и зернистой, с семгой и осетриной, сырах рокфор, пармезан и костромском, о самочинном катании с гор и организованном - на тройках с бубенцами, переодеваниях, каруселях и поцелуях на Прощеное воскресенье. Теперь целоваться с незнакомыми разрешено будет не скоро, лишь на Пасху, то есть христосоваться. А готовить шесть недель кряду следует лишь на растительном масле…

Некоторые кокетливые дамы искренне полагают, что любой пост учинен исключительно в целях временной диеты и поправления фигуры, то есть расценивают его как своего рода церковный шейпинг. Соответственно Великий пост устраивают для Великого похудания. Следует этих дам разочаровать - это не совсем так. То есть совсем не так. Вот что по этому поводу говорит Церковь: "Пост святой и великой Четыредесятницы как своею долговременностью, так и строгостью выше других постов, хотя одна цель и один плод всех вообще постов - это духовное обновление нашей души"… Обновление души, заметьте, никак не фигуры.

В Великом посте есть одна загадка для робкого разума: отчего считается, что продолжается он сорок дней, тогда как продолжительность его всегда больше сорока дней? На случай столь глупых вопросов, продиктованных лишь поверхностной тягой к праздному исчислению, святой Симеон Солунский отвечал уверенно, хоть и несколько многословно и туманно: мол, речь не идет о календарных сорока днях, но - о десятой части жизни нашей. "Этот пост продолжается одинаковое число дней, как и пост Господа нашего, то есть сорок дней, а за ними одна седмица в память страстей Его". Короче, не нужно задаваться пустыми вопросами. Зарубите себе на носу: сам Господь постился, конечно, не для замаливания грехов, поскольку был безгрешен, но "сделал это, чтобы дать нам пример поста, чтобы уничтожить Адамово преступление и исправить постом поврежденное через невоздержание и чревонеистовство". И это последнее слово - замечательно, просто мороз по коже. Запомните его и твердите про себя, когда пойдете в другой раз в гастроном Елисеевский, а не в Елоховскую церковь…

Но читаем далее: "Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни". Вопросы есть? Отвечаю: последняя седмица - это, по-нашему, Страстная неделя, венчающая Великий пост, которую не причисляют к Четыредесятнице. Здесь еще некоторая путаница для человека невоцерковленного с Лазаревой субботой перед Страстной: хоть и постная неделя, а разрешается есть икру с постными блинами. Это скорее всего из христианского гуманизма: после поста можно и заболеть, если прямо так и впасть в чревонеистовство.

Вообще в русском пасхальном обряде сохранилось столько языческого, что разобраться неофиту затруднительно: где церковное, где народное. Скажем, та же икра, которую упорно едят с блинами. Скорее всего она символ зарождения новой жизни, поскольку весь пасхальный цикл связан с ожиданием весны и новых всходов. Кстати, то, что Великий пост - весенний, имеет и практическую сторону: у крестьян к этому времени было трудно с припасами, так что пост можно рассматривать как в некотором смысле предприятие экономическое.

Все, что касается диеты, - удивительно и даже загадочно в русском Великом посте. Не будучи чрезмерно изощренной (щи да каша - пища наша), русская национальная кухня именно в постные дни становится странно элегантной и изобретательной. Помнится, в одном мужском монастыре меня пригласили на общую трапезу. Шел пост. Подали что-то крайне похожее на голубцы, изумительно вкусное и питательное. В ответ на мое удивление монах, подававший пищу, улыбнулся и сказал, что все это сделано только из гречки - и ничего больше.

По-видимому, русское творчество и выдумка особенно разыгрываются на трезвую голову, ибо на пост не пьют, к тому ж Великий пост приходится на весну, как раз когда есть и хочется. Возможно, именно в мужских монастырях были придуманы эти несметные постные рецепты, из которых составляются увесистые поваренные книги. Да и воздержание, мы знаем, способствует творчеству и фантазии...

Но как быть неверующим? Чтобы не оскорблять их чувства, скажем, что даже прихожанам позволяются некие послабления в субботу и воскресенье. Можно и стопку выпить - и ничего вам не будет. Можно не поститься больным и путешествующим. А о заблудших душах, не нашедших дорогу в храм, и вовсе ничего не говорится ни в каких предписаниях Церкви: гуляй не хочу. Кстати, откройте свою записную книжку, и вы увидите, сколько дней рождений ваших знакомых выпадают на зиму: это значит, что многие неверующие вовсе не томили себя воздержанием в весенние месяцы, и - ничего, хорошие получились детки, взгляните хоть на январских Козерогов. Так что если неверующих в дни поста охватывает смутное томление, но сопровождается оно столь же смутным чувством своей греховности, - отбросьте сомнения. Бог - всеблаг: это естественное весеннее томление и слабости человеческие Господь понимает и извиняет.

Но если вы все-таки хоть иногда заглядываете в храм, а с аппетитом вам справиться невмоготу, - чем сидеть дома, отправляйтесь-ка лучше в путешествие. И где-нибудь в римской траттории закажите себе спагетти с пармезаном. И - бутылочку розового вина. Рекомендую что-нибудь прованское. И помяните тихим добрым словом свою далекую, все еще в снегу, грешную родину.

Николай Климонтович

18 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования