Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КОНСЕРВАТОР": "Больного пост и пьяного молитва до Бога не доходят"


Духовный пост на себя принимают немногие, но даже диетологическое соблюдение поста полезно, считает протоиерей Михаил Ардов


Отец Михаил Ардов может быть с полным правом отнесен к числу настоящих просвещенных консерваторов. Талантливый яркий писатель, человек утонченной литературной культуры, воспитанник Ахматовой — и священник, настоящий батюшка, никогда не отказывавшийся от службы на приходе в самой что ни на есть глубинке, исповедующий с одинаковым вниманием и профессоров и бабушек, ревнитель строго консервативного, строго церковного стиля в жизни, не идущий ни на какие поблажки популярному церковному либерализму. Он автор удивительно остроумной и едкой книги "Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни", в которой собран церковный юмор. Книга не раз вызывала возмущение у ханжей, однако еще никто не видел тех, кого бы эта книга от церкви отвратила, зато многих она к ней привела.

Сегодня мы обратились к отцу Михаилу именно как к священнику с вопросами о Великом Посте.

— Отец Михаил, не могли бы вы дать для наших читателей определение поста, причем такое, чтобы было ясно, зачем поститься и чтобы поститься захотелось?

— В Священном Писании в Евангелии есть такая фраза: "Верный в малом будет верен и в большом", в значительном. То, что верующий человек накладывает на себя пост, т.е. ограничивает себя в определенного вида пище, это не просто некая диета, а акт послушания Церкви, при этом усиливаются и молитвенный подвиг, и благотворительная деятельность. Это важный знак того, что мы подчиняемся божественным и церковным установлениям. К сожалению, в наше время, когда все спуталось, и мы живем уже в постхристианскую эру, очень многие люди относятся к посту скорее как к какой-то диете. Я просто знаю людей, которые лба не умеют перекрестить, в церкви никогда не бывают и какие-то посты начинают соблюдать. Это совершенно бессмысленно. С другой стороны, есть люди, которые говорят: "А зачем пост? Какая разница Богу, что я ем и что я пью?" Это другая крайность. Этим людям мы отвечаем так: Вы считаете , что вам это не нужно. А вот Божия Матерь всю жизнь постилась, и самый великий святой Иоанн Предтеча постился тоже всю свою жизнь, он не вкушал мяса, не пил никакого вина. И, самое главное, постился, как мы знаем из Евангелия, сам Иисус Христос. Значит, Богочеловеку и величайшим святым пост нужен, а вам он не нужен?

— Сейчас многие известные лица, от политиков и бизнесменов и до актеров, любят говорить о том, что они постятся. Рестораны вводят постные меню. Как вы полагаете — это мода или же действительно пост входит в качестве элемента в жизнь нашего общества?

— Безусловно, я не придаю этому никакого значения. Когда об этом публично говорят актеры, политики и прочие такого рода деятели — это погоня в одном случае за голосами избирателей, в другом случае — за поклонниками. Религия — это для человека всегда очень интимное дело, это мои отношения с Богом, и если я буду себе устраивать этим рекламу, то никакого смысла в этом посте не будет. Мало того, накануне Великого Поста в так называемое Прощеное Воскресенье читается Евангелие, где и рассказывается о том, как человек должен поститься. Господь говорит, что вы не должны выглядеть постящимися, вы должны привести себя в порядок, выглядеть веселыми и бодрыми, и только Господь Бог должен знать о вашем посте. Я думаю, что многие люди делают это не из корыстных соображений, а из какой-то моды, непонимания церковной жизни и всех этих установлений. Но это естественно, когда 70 лет нам внушали, что Бога нет, в Церкви одни жулики и так далее. Мы все это знаем.

— У вас за плечами больше двух десятилетий священнослужения. Есть ли у вас наблюдения над тем, как постятся люди и изменяется ли, так сказать, стиль пощения во времени?

— Да нет, пожалуй. Поскольку я имею дело с людьми примерно одинаковыми на всех приходах, то, к сожалению, действительно подлинный духовный пост накладывают на себя очень немногие люди. Но даже соблюдение его в диетологической части и то приносит определенную пользу, потому что человек действительно приближается к церкви, к Богу. Это приятно всегда видеть.

— Обычно пост в понимании людей - это ограничения в еде. А что еще должен делать или не делать человек, чтобы поститься с пользой?

— Прежде всего он должен ходить в церковь регулярно, как можно чаще. Это раз. Второе — читать духовные книги. Третье— бороться со своими пристрастиями. Например, если он очень любит сладкое, ограничить себя и перестать есть сладкое. Если любит пить вино или водку — бросить это занятие. Но даже это не так важно. А вот если он очень любит смотреть телевизор, то хорошо бы на все эти 49 дней выключить телевизор. Вот это был бы настоящий пост. Кроме того, помогать бедным, раздавать милостыню. Но тоже со смыслом — не раздавать попрошайкам по рублю, а найти действительно нуждающегося человека или больного, или попавшего в несчастье и реально ему помочь. Вот это настоящий пост.

— А не могли бы вы припомнить забавные, смешные или просто интересные случаи и истории из великопостной православной жизни?

— У меня это уже есть в книжке. Это подлинная история 70-х годов, когда была известная ситуация, что еды в магазинах не было и была только дрянная колбаса, и то только в Москве и Ленинграде. И вот в маленьком монастыре в Переделкине к иеромонаху пришла старушка на исповедь. И говорит ему:

— Батюшка, я грешница. Сейчас пост, а я колбасу ела.
Он ей:
— Какую ж колбасу ты ела?
— По два двадцать.
— Ты не грешница, ты мученица..

— И в конце традиционный вопрос, который из года в год задается накануне поста священникам, что есть?

— Великий Пост очень строгий. В понедельник, среду и пятницу предписывается вообще сухоедение, то есть пища даже без растительного масла. Вино и растительное масло позволяются по маленьким праздникам, в дни чтимых святых и так далее. Рыбу в Великий Пост едят только два раза: в Вербное Воскресенье и в Благовещение. Вербное Воскресенье — это вход Господень в Иерусалим, за неделю до Пасхи. Но тут есть очень важный момент. Пост все-таки существует для некоего изнурения плоти, для того, чтобы плоть наша утоньшалась и дух преобладал в нас. Но если человек болен, безусловно, пост должен быть ослабляем, а в некоторых случаях даже и отменяем. Есть хорошая русская поговорка, которую я, хотя это не священный текст и даже не святых отцов, часто привожу людям: "Больного пост и пьяного молитва до Бога не доходят".

Елена Жемердеева
фото Зоничева, Reuters

7 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования