Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ": В современной Беларуси есть древние храмы


По всей Белоруссии – от Мозыря до Гродно и от Бреста до Орши – нашими предками выстроено множество храмов традиционно исповедываемых на белорусских землях религий: христианских церквей и костелов, а также иудейских синагог. Десятилетия воинствующего атеизма отвадили людей от посещения храмов, а сами храмы были приведены в состояние разорения и заброшенности.

И если, скажем, последние пятнадцать лет люди активно стали возвращаться в костелы, церкви и теперь не только реставрируются старые христианские культовые строения, но и новые строятся, то синагоги влачат статус-кво убожества и заброшенности. Причина тому известная: нет уже в Белоруссии людей, неразрывно связывающих себя, свою жизнь с иудаизмом. Что поделать, за последние тридцать лет уехали из Белоруссии почти все евреи. А то небольшое их количество, еще сохранившееся по городам и местечкам, не в состоянии организоваться и восстанавливать синагоги. Ни сил на то, ни денег нет.

Еврейское сакральное строительство на белорусских землях началось еще в XV-XVI веках. Но судьба синагог – нередко грустная, а скорее, трагическая. Впрочем, как и самого еврейского народа. Точного числа "божниц", а именно так в белорусском народе называли религиозные строения, не знает, пожалуй, никто. Но доподлинно известно, что в начале ХХ века их насчитывалось не менее двух тысяч. То есть, где больше проживало еврейского населения, там и больше строилось синагог. В Минске, например, их насчитывалось около пятидесяти. В Гродно до 1939 года по одним оценкам было чуть более тридцати синагог, по другим – сорок три. Не удивительно, ведь в те поры в крупном городе Гродно еврейское население составляло почти сорок восемь процентов. А в таких небольших местечках. как Скидель, Слоним, Мосты. синагог насчитывалось всего по несколько штук.

Из всего довоенного множества синагог сегодня остались лишь единицы. Да и те просто в удручающем состоянии, как, например, в Индуре, что в двадцати километрах от Гродно: она представляет собой до боли грустный вид. До недавнего времени здесь хранились минеральные удобрения. В еще более ужасном состоянии синагога в Слониме, у рынка. Из-за наплевательского отношения властей она превращена чуть ли не в отхожее место.

В гораздо более выгодном положении находится главная гродненская синагога; это крупное, внушительных размеров здание с интересной архитектурой. Долгие годы здесь располагались художественные мастерские, и ни о каком, даже косметическом ремонте речи тогда не велось.

Несколько лет назад синагога возвращена ее законным владельцам; еврейской общине. Возник вопрос о ремонте здания. К сожалению, дальше замены крыши дело не пошло.

Гродненская еврейская община считалась одной из активнейших на землях Великого Княжества Литовского, то есть на территории современных Литвы и Белоруссии. Ее члены занимались, в основном, ремеслом и торговлей. Еврейские жилые застройки начинались почти сразу за старым королевским замком. Однако уже по документам XVI столетия самым важным объектом квартала еврейской застройки являлась синагога. Ее строили с разрешения короля и католического епископа. Значится она еще и как школа.

На протяжении веков здание несколько раз перестраивалось и свой сегодняшний облик постройки в стиле русского модерна приобрело в конце XIX века. В годы Великой Отечественной войны главная гродненская синагога являлась своеобразным центром устроенного фашистами гетто. В ее подвалах еще в середине 60-х годов прошлого века находили стреляные немецкие гильзы и окровавленные древние еврейские фолианты. Они были насквозь пробиты пулями. Можно предполагать, что несчастные жертвы прижимали к груди священные книги в последние мгновения жизни.

Гродненцы-старожилы помнят и деревянную синагогу, возведенную в левобережной части города на берегу Немана в 1760 году. Она была уничтожена фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. По свидетельству очевидцев, до самого своего уничтожения она отлично сохранялась благодаря мастерству архитекторов, мастеров и рабочих, ее возводивших. Кое-кто из историков считает, что занеманская синагога строилась под руководством Бэсама Хахесама.

Но есть в центре Гродно; и неплохо сохранилась; еще одна синагога, вокруг которой три-четыре года назад разгорелись нешуточные страсти: с согласия властей эта синагога оказалась продана представителям Новоапостольской церкви из Германии. Когда-то, во времена воинствующего атеизма, здание этой синагоги официально принадлежало спортивным организациям, последний его владелец – городская Федерация вольной борьбы. И это был еще не самый плохой вариант: здание не разрушалось – наоборот, бюджетом выделялись какие-то деньги на его восстановление, ремонт как спортивного сооружения. Именно с федерацией повели переговоры о покупке приглянувшегося им здания эмиссары-новоапостольцы. Крепкое здание мощной постройки в центре города очень престижно. "Я исходил из того, что это был Божий храм, и он останется Божьим домом". Так объяснял свою позицию при выборе подходящего для новоапостольцев помещения один из руководителей Новоапостольской церкви в Гродно.

Однако по-другому посчитали проживающие в Гродно немногочисленные евреи. Они возмутились подобной сделкой, стали обращаться с жалобами в разнообразные инстанции, заговорили об издевательском отношении к их религиозным, национальным чувствам. Не ожидавший подобного скандального поворота дела Гродненский горисполком в спешном порядке принялся выправлять сложившуюся, во многом по его вине, некрасивую ситуацию. Он принял решение, запрещающее навоапостольцам вести в здании синагоги религиозную службу. Крестов над синагогой не будет, авторитетно заверил ходоков из еврейской общины председатель Гродненского горисполкома.

В таком положении ситуация и законсервировалась. Приобретение не стало для новоапостольцев местом пропаганды своего учения, но здание синагоги не передали и еврейской общине, хотя она об этом просила городские власти. Так и стоит старая синагога, осиротевшая, заброшенная, в центре города Гродно. Своим внешним видом, обшарпанностью и запущенностью она не украшает город, а как бы иллюстрирует определенную неприглядность, существующую в человеческих отношениях.

Иван Березина

10-16 марта 2003 г.

 

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования