Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КАРАВАН РОС": Матушка из чата. Будущие священники подыскивают себе жен через интернет


От всех обычных обитателей чата, которых я знаю, как облупленных, поскольку прохлаждаюсь в нем на протяжении уже нескольких лет, этот "лорд Байрон" серьезно отличался. Был сдержан, несколько старомодно галантен: позвольте спросить, не сочтите за труд, соблаговолите оказать любезность. И потому несколько шокировал чатовских девиц, привыкших к вечным подколкам и грубостям наших компьютерных менов. Ну а я сразу же залезла с ним в приват, и мы обменялись телефонами.

В первые же минуты нашего разговора, Владимир – а именно так его звали на самом деле — огорошил меня словами:
— Вообще-то я учусь в духовной семинарии, готовлюсь стать священником, а по интернету лазаю с единственной целью — подыскать себе супругу.
Владимир рассказал, что сейчас у семинаристов каникулы, и он приехал домой. А чтобы не терять время даром, решил заняться поисками спутницы жизни, таким вот весьма необычным для духовных лиц способом. Любопытство прямо-таки распирало меня, и я предложила Владимиру встретиться.
Сидя в кафе, я представляла, что сейчас из-за двери выплывет нечто эфемерно-духовное, в длинной черной рясе. Я так увлеклась игрой воображения, что до меня не сразу дошло, что вошедший парень в джинсах и пуховике, призывно глядящий на меня, как-то пытается привлечь к себе внимание. "Неужели это он....?" Я встала и начала бормотать что-то невнятное: "Вы ... э..э...м..м..?" Он улыбнулся и шагнул мне навстречу: "Вы, вероятно, Татьяна, а я Владимир. Будем знакомы."

И вот мы беседуем о жизни. Точнее, рассказывает Владимир, а я слушаю, стараясь не пропустить ни одного слова.

Итак, что же толкнуло будущего церковнослужителя лазать по сети в поисках жены? Дело в том, что жизнь семинаристов строга и полна запретов: нельзя смотреть телевизор и пользоваться мобильным телефоном. В кельи запрещено проносить газеты и даже светские книги. Те привычки, которые в миру называются нейтральным словом "вредные" в семинарии приравниваются к преступлению. Семинарист, застигнутый с сигаретой или бутылкой пива, подлежит немедленному отчислению. Даже самая мелкая провинность, например, появление на улице после отбоя, карается довольно сурово: "Сначала "кондак", что на языке семинаристов означает "строгий выговор с занесением в личное дело", а потом "тропарь" — приказ об отчислении", — объясняет мне Владимир специфику семинарской дисциплины.

Привыкать к таким ограничениям Владимиру оказалось непросто — он человек вполне сложившийся и самостоятельный, к тому же, немало повидавший на своем веку: успел отслужить армию, работал водителем-дальнобойщиком, потом на стройке мужского монастыря. Именно там Володя познакомился с монастырским порядком. И он ему настолько понравился, что Владимир начал посещать службы, а когда бригада закончила работы, решил остаться в монастыре в качестве помощника.

— Через год, когда настоятель заговорил со мной о принятии послушания, я честно сказал, что не готов к отречению от мира, — рассказывает Володя. — тогда он помолчал немного и сказал: "Давай-ка я тебе дам рекомендацию в духовную семинарию, езжай, попробуй поступить. Учеба там долгая — пять лет, за это время и определишь, какой путь по жизни выбрать".

Владимиру удалось поступить в семинарию с первого раза. Жизнь в семинарии показалась ему очень похожей на армейскую. Закрытое пространство, мужской коллектив, те же отцы-командиры в лице настоятелей, куча запретов, а главная добродетель — четко выполнять распоряжения начальства.

Но самое тяжелое в этой ситуации, что к концу пятого курса, когда семинаристы идут на выпуск, они должны определиться в своем жизненном выборе. Альтернатива не из легких: выпускник обязан либо принять монашество, либо жениться, иначе он не может принять священный сан, то есть приступить к работе по своей непосредственной специальности. Большинство семинаристов, привыкшие к затворническому образу жизни, выбирают монашеский путь. Но те немногие, кто предпочитают уйти в мир, оказываются в архисложной ситуации — ведь находясь практически постоянно в четырех стенах, они не имеют возможности выбрать себе спутницу жизни.

По церковным понятиям, тесное общение жениха и невесты до свадьбы недопустимо, а потому чем меньше будут видеться будущие молодожены, тем лучше. Зачастую неопытным юношам невест подбирают их духовные отцы из числа прихожанок храма или же из семинаристок, но Володю такой вариант не устраивал, вот и пустился он самостоятельно на рискованные поиски невесты. Почему рискованные? Потому что если семинарские наставники узнают про его проделки, то он вполне может схлопотать "тропарь".

Как оказалось, не один Владимир такой рисковый — другие семинаристы тоже пытаются найти себе невесту по душе. Один юноша регулярно дает объявление в газете, с указанием номера телефона. Примерно раз в неделю парню удается потихоньку сбежать из семинарии и прослушать полученные сообщения на автоответчике. Способ этот, правда, не очень эффективный — на все про все у него времени часа два. За это время надо успеть пообщаться со всеми претендентками.

Другой товарищ Володи все каникулы посвящает посещению храмов в своем городе. Ходит, в основном, на вечерние службы, и при этом приглядывается к молоденьким прихожанкам. Расчет простой — сейчас многие верующие девушки ходят в церковь вымаливать себе жениха. А тут вот он стоит, готовый. Правда пока его поиски тоже неудачны. Кто ж хочет после знакомства сразу под венец.

Честно говоря, проблема семинаристов поначалу показалась мне надуманной: вон сколько ходит одиноких женщин, мечтающих о замужестве. Но, оказывается, будущему служителю алтаря подойдет далеко не всякая. Как мне объяснил Владимир, будущая супруга священника должна быть непорочной, аки агница. К тому же, перед тем, как решиться на брак, семинарист должен представить свою избранницу духовному наставнику, который в беседе испытывает ее нравственную чистоту. Ну, кто из современных девушек может пройти такое испытание с честью? К тому же все пугаются перспективы уехать в глубинку на сельский приход, где им придется каждый год рожать по ребенку — ведь в семье священника детей столько, сколько пошлет Бог, и всякие "мудрования" в вопросах планирования семьи здесь запрещены

— А что ты будешь делать, если так и не найдешь подходящей девушки? — спросила я напоследок.

— Тогда придется повременить с принятием сана, — грустно ответил Владимир. — Устроюсь куда-нибудь на приход псаломщиком и буду молиться о том, чтобы Бог послал супругу...

Татьяна Тернова

5 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования