Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИСЛАМИНФО": Мусульмане как сограждане Запада


Мурад-Вильфрид Хофманн – магистр права Гарвардского университета, доктор права Мюнхенского университета, высокопоставленный чиновник госаппарата ФРГ. Чрезвычайный и Полномочный Посол. 25 сентября 1980 года принял Ислам и взял себе имя Мурад.

Cегодня в США насчитывается 6 миллионов мусульман, фактически являющихся гражданами этой страны, причем их количество возрастает, а состав впечатляет. В Европе общее число мусульман составляет приблизительно 20 млн., из них 4 миллиона во Франции, около 3 миллионов в Великобритании и 2,5 – в Германии. Благодаря терпимости мусульман к "людям писания" мусульманский мир всегда был многоконфессиональным. Ислам распространился на формально христианские территории – Ближний Восток, Северную Африку, Испанию, Византию, Балканы – не разрушая христианские общества.

Это, как нигде более, очевидно в Каире, Дамаске, Стамбуле и в таких странах, как Греция и Сербия. Такому положению дел способствует тот факт, что в Коране содержится то, что можно назвать "исламской христианологией". Сосуществование с большой прослойкой еврейского населения внутри мусульманской империи – за пределами Ближнего Востока в мусульманской Испании, а впоследствии в Северной Африке и Османской империи – было обусловлено тем, что в Коране уделяется большое внимание также и еврейским пророкам, в особенности Моисею. На этом основании в исламской юриспруденции был разработан первый в мире либеральный закон о статусе религиозных меньшинств.

Развитие западного мира шло совершенно другим путем. Здесь расцвела махровым цветом религиозная нетерпимость, даже между различными христианскими церквями. Многие течения объявлялись вне закона, их члены подвергались массовым убийствам.

В таких обстоятельствах и при навязывании церковью лозунга "extra ecclesia nullum salus" (нет спасения вне церкви), нельзя было ожидать и малейших проявлений терпимости по отношению к мусульманам. Изгнание в 16-м веке из Испании как мусульман, так и евреев – первый случай "этнической чистки" в современной истории – сделало Европу фактически свободной от мусульман. Между христианами и мусульманами существовало взаимодействие – торговля, научный обмен, дипломатические миссии, но реального присутствия мусульман в западной цивилизации не было до 20-го столетия. Поэтому неудивительно, что им оказалось трудно стать полноценными гражданами Запада. Для этого просто не было исторического прецедента. Более того, общество хранило в памяти крестовые походы и войны с турками.

Неблагоприятное отношение к Исламу усилилось из-за событий внутри мусульманского мира, среди которых не последнее место занимают дело Салмана Рушди, война в Персидском заливе и зверские убийства в Aлжире. Поэтому то, что представляется дискриминацией мусульманских иммигрантов, часто является результатом реального страха перед быстрым ростом иностранного населения, которое кажется потенциально агрессивным и сильно отличающимся в культурном плане. Таким образом, мусульмане рискуют стать жертвами скорее этнических, чем религиозных предрассудков. Грубо говоря, бюргер в Кельне не думает об Исламе как о религии, противоречащей догмату о троице (это его меньше всего беспокоит!), а думает о нем как о факторе, заставляющем турка быть так странно турецким.

В этих условиях современные мусульмане могут с успехом задать себе тот же вопрос, что и 500 лет тому назад в Испании: допустимо ли мусульманину поселяться на территории, называемой дар аль-харб или дар аль-куфр (страна неверия). Этот вопрос серьезно обсуждался, когда испанские мусульмане, захваченные реконкистой, предпочли остаться, и еще раньше, когда благословенный Пророк послал группу мусульман из Мекки в христианскую Европу (615-622). Некоторые из ученых, в том числе имам Абу Ханифа, не одобряли постоянное проживание мусульман за пределами мусульманской территории. Имам Шафии, с другой стороны, считал, что мусульмане могут остаться на бывших мусульманских землях, при условии, что они не перестанут выполнять требований Ислама и не подвергнутся влиянию христианских миссионеров. Еще в восьмом веке имам Джафар ас-Садик подчеркивал, что, более того, мусульмане могут больше служить Исламу, живя рядом с немусульманами, чем живя в исключительно мусульманском окружении. Позднее последователи ханафитского масхаба стали либеральнее. Они приняли идею, что должны быть оазисы Ислама на немусульманских территориях, кроме того, они готовы были допустить для мусульман-эмигрантов некоторые отклонения от шариата, совершенные по необходимости вследствие икрах (принуждения), дурара (трудностей), а также в случае маслаха (по соображениям выгоды).

Сегодня, в эпоху научно-технической революции, фикх (мусульманская юриспруденция), несомненно, не препятствует мусульманам проживать в немусульманских странах и не осуждает таких мусульман. Фактически, некоранические понятия дар аль-ислам и дар аль-харб потеряли свое значение. Большинство мусульман на Западе не встречают затруднений при исполнении основных обязанностей своей религии по двум причинам: во-первых, из-за "нерелигиозности" Запада, его терпимости ко всему религиозному как относящемуся к области "частной жизни"; во-вторых, из-за закрепления в основных международных конвенциях свободы вероисповедания. Действительно, на Западе процветают исламские исследовательские (научные) институты, строятся мечети от Загреба до Лиона, а исламские общины поддерживают добрые отношения с исконным населением стран, в которых проживают. Если эта тенденция (как я надеюсь) сохранится, то в 21-м веке Ислам может стать "нормальной" частью Европы. Существует пример для подражания: немецкие католики в конце 19-го века все еще считались нелояльными гражданами из-за их связей с Римом.

Перспектива "нормальности" исламского присутствия на Западе ставит вопросы интеграции и ассимиляции. До какой степени мусульмане могут интегрироваться в западное общество, не теряя своей самобытности (а вместе с ней – и веры)? Мусульмане (как граждане, так и иностранцы, рожденные как вне стран Запада, так и в этих странах) отличаются по 4 аспектам.

Внешний вид. Мусульмане-мужчины носят длинные бороды и кафтаны и другие виды национальной одежды; женщины, не отступающие от традиционного исламского стиля в одежде, как правило, не следуют моде. Большая часть мусульманского населения, даже во втором поколении, говорит на языке страны проживания с акцентом.

Традиции в питании. Мусульмане отказываются от алкоголя и других одурманивающих веществ, а также от свинины и сосисок с кровью и требуют халяльного забоя скота, вступая таким образом в конфликт с местным законодательством.

Ритуалы. Мусульмане прерывают работу ради молитвы, отмечают собственные религиозные праздники, совершают паломничество в определенные дни, строят мечети с минаретами (используемыми для азана) и особым образом хоронят мертвых, также часто вступая в конфликт с местным законодательством.

Вера. Мусульмане отрицают основные постулаты христианской догмы (божественную природу Христа; троицу; первородный грех; распятие Иисуса); кроме того, их взгляд на отношения мужчины и женщины как в браке, так и вне его отличается от западного понимания этого вопроса. Считается также, что права человека и демократия у мусульман – на втором плане.

Очевидно, что "нормализация", не говоря уже об интеграции, зависит от того, насколько Запад способен терпимо отнестись к таким особенностям, а также от способности к компромиссу самих мусульман.

Что касается мусульман, то они способны на некоторую гибкость, но лишь в том, что касается исламской "цивилизации", а не Ислама как вероучения. Из вышеперечисленных пунктов, очевидно, нет места для компромисса в третьем и четвертом, нет "свободы маневра" в акыде и ибадате. Однако я не возражаю против того, что можно было бы назвать мазхаб аль-уруби – деятельностью по защите прав мусульман путем издания фетв западными улемами по специфическим "западным "проблемам – если таковые вообще существуют.

Что касается пунктов 1 и 2, существуют большие возможности для адаптации. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что мусульманин на Западе не обязан есть руками, сидеть на полу или чистить зубы при помощи сивака после еды. Западные мусульмане не обязаны носить национальную одежду своей родины. Также не представляется необходимым употребление мусульманами в повседневной речи арабских восклицаний типа субханАлла или машАлла. Фактически, следует избегать всего того, что усиливает ошибочное восприятие Ислама как национальной религии арабов (как стал иудаизм для этнических евреев). Результатом этих усилий должен стать не "евроислам" или "американский Ислам", не говоря уже о французском или бельгийском Исламе, а Ислам как целое, исповедуемый людьми, некоторым образом причастными к определенной культуре. Действительно, почему бы немецкому мусульманину не отличаться от мусульманина из Эмиратов, подобно тому как отличаются мусульманин из Марокко от мусульманина из Пакистана, мусульманин из Турции – от мусульманина из Сенегала?

Западные мусульманские интеллектуалы должны сыграть большую роль в процессе ознакомления Запада с Исламом. Важно, что Ислам является не религией темных и отсталых людей, а религией рационалистов. Есть ли другой священный текст, настолько же часто и убедительно взывающий к человеческой логике, как Коран? Разве Ислам – не религия, начинающаяся со слова "читай"? Напротив, именно христианская догма основана на мистериях и иррациональных концепциях гностиков...

Мусульманские интеллектуалы должны также способствовать приданию Исламу на Западе второго дыхания. Слишком много эмигрантов из мусульманского мира исповедуют свою религию в жестком, формализованном виде, отражающем скорее ее форму, чем духовное содержание. В результате христианская среда не воспринимает Ислам как живое вероучение, отвечающее духовным потребностям свободной личности.

Мусульманская интеллигенция на Западе должна решить еще одну необходимую задачу: только они могут создать организационную инфраструктуру, необходимую мусульманскому сообществу Запада для диалога с властями на высшем уровне. Только он могут обеспечить мусульман необходимой литературой для эффективных дуа. Время показало, что исламская литература, изданная в мусульманском мире, обычно не подходит для западной аудитории. Для этого существуют много причин, например, плохие печать и перевод, но главная причина состоит в том, что только западные мусульмане, воспитанные в рамках западной культуры, полностью способны ощутить пульс западной жизни и те проблемы, которые волнуют Запад. В связи с этим представляется существенным и, возможно, даже решающим для будущего Ислама на Западе, чтобы западные мусульманские интеллектуалы разъяснили позицию Ислама по трем следующим вопросам: права женщин, права человека в целом и демократия.

Вполне возможно обосновать, исходя из Корана и сунны, легитимность исламской демократической республики с разделением властей, судебным контролем за соблюдением законов, биллем о правах человека, многопартийной системой и свободными выборами эмира и совета (шуры).

Какая из тенденций развития Европы возобладает, во многом зависит от признания Ислама частью европейского наследия. Когда говорят о таком наследии, имеется в виду европейское "христианское гуманистическое" наследие, которое может включать также буддизм, но однозначно исключает Ислам. Поэтому Западу важно напомнить, что все три монотеистические религии зародились на Ближнем Востоке и, таким образом, христианство впитало не меньше элементов восточного мышления, чем Ислам.

Западным мусульманам следует утвердить в общественном мнении идею о том, что Ислам не просто присутствует в Западной Европе и США, но является, равно как и христианство, органической частью культуры этих стран. Надо в конце концов понять, что Ислам – это не арабское или турецкое исповедание, но универсальная религия, заключающаяся в поклонении Всевышнему так, как это делал Авраам-Ибрагим (мир ему), наш общий праотец.

Мурад-Вильфрид Хофманн

Перевод: Лейла-Ольга Бут

"ИсламИнфо", январь 2003 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования