Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"THE NEW YORK TIMES": Тринадцать лет спустя. Исламское возрождение - тест для секулярного выбора Боснии


Тринадцать лет спустя после войны, в которой было убито 100 тысяч человек, в большинстве своем мусульман, Босния вновь переживает мусульманское возрождение. За последние годы в стране было построено более полудюжины новых религиозных школ - медресе, появились десятки новых мечетей, в том числе и роскошная мечеть короля Фахда, комплекс стоимостью 28 млн долларов, со спорткомплексом и культурным центром. До войны укутанные в хиджаб женщины и мужчины с бородами были огромной редкостью. Сейчас это повсеместно распространено.

Многие приветствуют мусульманское возрождение как естественную реакцию на возрождение этнической идентичности в мультикультурном обществе, где мусульмане составляют почти половину населения. Но другая часть общества опасается возможного роста культурного противостояния между консервативным исламом и нарождающимся боснийским секуляризмом в пока еще хрупком независимом государстве.

Два месяца назад мужчины в длинных одеждах напали на участников гей-фестиваля в Сараево, одних вытаскивая из машин, а других избивая с криками "Аллаху акбар!" и "Убей голубого". После этого восемь человек были осуждены. Мусульманские лидеры осудили эти события, происшедшие в Священный месяц Рамадан, как провокацию. Организаторы, со своей стороны, сказали, что они не хотели никого обидеть и просто выразили поддержку правам меньшинств.

В космополитичной столице Боснии-Герцеговины Сараево, где число баров явно превышает количество мечетей, недавно было введено мусульманское религиозное образование в... детских садах, что заставило многих секулярно настроеных мусульманских родителей выступить с обвинениями, что таким образом  нарушался принцип отделения мусульманской общины от государства.

Боснийские мусульмане практикуют умеренную форму ислама, восходящую корнями к турецким завоеваниям XV века. Социологи и политические лидеры утверждают, что рост исламского возрождения стимулировала война и последовавшие за тем Дейтонские соглашения, в результате которых страна была разделена на хорвато-мусульманскую федерацию и Республику Сербскую.

"Сербы проводили против нас геноцид, насиловали наших женщин, сделали нас беженцами в собственной стране. А сейчас у нас имеется делящая общество на различные племена конституция, благодаря которой получается так, что мы должны делить землю и политическую власть с нашими убийцами, - говорит духовный лидер боснийских мусульман Мустафа-эфенди Церич. -   Мы, мусульмане-босняки, по-прежнему чувствуем себя в Сараево в осаде".

Мусульманское присутствие здесь налицо. Тысячи верующих сходятся на молитву в импозантную мечеть короля Фахда, около которой молодой человек продает популярный консервативно-мусульманский журнал. На его обложке  портрет новоизбранного президента США Барака Обамы и надпись: "Хусейн, неужели твоя Америка убъет мусульман?", имея в виду одно из имен  президента, что является предметом гордости местных мусульман. Религиозная и национальная идентичность в этих местах очень взаимосвязаны. В сельской местности соседи часто определяют друг друга скорее как "мусульманин","католик" или "православный", чем как "босняк", "хорват" или "cерб".  В послевоенные годы эта практика только усилилась. В Сараево,  городе преимущественно мусульманском, многие улицы, названные в честь коммунистических революционеров, переименованы в честь мусульманских моджахедов, а партии, выступающие за развитие мусульманской идентичности, имеют здесь обширный электорат. Одновременно растет уровень религиозной идентичности среди хорватов-католиков и сербов. В Республике Сербской посещаемость церквей очень высока, причем даже министерства и полицейские участки имеют своих покровителей из числа мусульманских святых.

Мухарем Баздуль, заместитель главного редактора либерально-секулярной газеты "Oslobodenje", говорит, что его пугает рост ваххабизма, консервативного суннитского течения, происхождением из Саудовской Аравии, стремящегося изгнать любое иностранное и противоречащее исламу влияние. Ваххабизм проник в страну с добровольцами из арабского мира, а также социально-благотворительными работниками, со времен войны, Саудовская Аравия инвестировала в Боснию более 700 млн долларов, преимущественно в строительство мечетей. При этом, как отмечают социологи, большинство жителей Боснии считают, что ислам не должен влиять на общественную жизнь. Так, Дино Абазович, социолог религии из Сараевского университета, недавно проведший исследование среди 600 боснийских мусульман, заявил, что 60% опрошенных указали на религию как на сугубо частное дело, только крохотное меньшинство молится пять раз в день.

Имели место и акты насилия, в частности, взрыв шоппинг-молла в городе Витез, в результате которого один человек погиб и семеро были ранены. Златко Милетич, шеф объединенной полиции мусульмано-хорватской федерации, заявил, что на терроризм опираются группы, близкие к салафизму, ультраконсервативному мусульманскому движению.

В то же время муфтий Церич полагает, что у ваххабизма в Боснии нет будущего, даже если все больше и больше людей станут обращаться к религии. "Сейчас дети регулярнее постятся в месяц Рамадан и чаще ходят в мечеть, чем их родители, -   cчитает он. - Во время режима Тито 40 лет шла деисламофикация, и сегодня вполне естественно, что люди обрели свободу исповедовать свою религию".

Однако многие критики муфтия считают, что он пытается внедрить религию в общественную жизнь.

Ведрана Пиньо-Найшуль, происходящая из смешанной сербско-мусульманской семьи, активно борется с введением уроков ислама в государственных детских садах Сараево. Конечно, родители могут забрать детей из таких учебных заведений, но г-жа Пиньо-Найшуль, чей муж имеет еврейские, католические и сербские корни, считает, что такая политика больно задевает детей-немусульман. Активистка недавно забрала своих детей из такого детского сада, а также собрала 5 тысяч подписей против подобной клерикальной политики. Кстати, этот подход был также раскритикован ОБСЕ в мониторинге уровня демократии на континенте. "Мой четырехлетний сын Свен, которому симпатична его сверстница-мусульманка Эсма, не может понять, почему вдруг они вынуждены заниматься в разных комнатах, -  говорит г-жа Пиньо-Найшуль, сидя в офисе еврейского центра Сараево . - Никто не имеет права разделять их". По ее словам, она уже получала письма с угрозами на арабском языке. "Это люди, желающие превратить Боснию в мусульманское государство", -  добавляет она.

Мустафа-эффенди Спахич, известный либеральный мусульманский интеллектуал и профессор медресе "Газри-Хусрев-бек" в Сараево, настроен более решительно, и называет введение уроков ислама в детских садах "преступлением против детей".
"Пророк Мухаммад завещал учить детей поклонению Всевышнему только после достижения ими возраста 7 лет, -  говорит профессор Спахич, отсидевший при коммунистах семь лет в тюрьме за исламскую деятельность. -  Ни у кого не было и нет права поступать подобным образом, ибо это вторжение в свободу, в воображение и игры, во все то, что составляет мир ребенка".

А такие люди, как Милорад Додик, премьер-министр Республики Сербской, называет Сараево "вторым Тегераном" и говорит о политическом исламе, который преследует людей за то, что они не разделяют подобных убеждений. Но мусульманские лидеры, а также западные аналитики, не разделяют подобных утверждений, считая, что они не вписываются в секулярную реальность Боснии и служат для оправдания несправедливостей, которые чинили мусульманам как сербы, так и хорваты.

Дэн Билефски

"THE NEW YORK TIMES",  26 декабря 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования