Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": Когда мы видим брата по вере, то обязаны думать о нем хорошо.
Что отличает "зрелого" мусульманина от "незрелого"?


Что отличает "зрелого" мусульманина от "незрелого"? Какие качества заставляют светиться лица одних и лишают "нура" других? Какие правила нужно соблюдать, чтобы люди радовались вашему появлению, чтобы вы приносили с собой праздник? Ответы на эти вопросы можно найти в Шариате.

Соблюдение правил отношения к людям, установленных Кораном и Сунной, должно составлять основу нравственности человека, считающего себя последователем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Одним из таких правил является "доброе расположение" или "хусну-занн".

"Хусну-занн" — это "предположение наилучшего" о другом мусульманине. Когда мы видим своего брата по вере, мы обязаны обязаны думать о нем хорошо, думать, что он "лучше меня (разве мало у меня грехов?!)", воспринимать его с чистым сердцем.

Конечно, любить своего брата сразу и безусловно — это ни’матуЛллах, большой дар свыше, но есть способ, чтобы приблизиться к нему. Для этого надо избавляться от наущений Шайтана, остерегаться греха, который называется "недоброе расположение" или "суу-занн".

В Коране Всевышний Аллах говорит: "О те, кто уверовал! Избегайте многих подозрений, поистине, некоторые подозрения греховны..." (Сура "Аль-Худжурат", 49/12).

"Суу-занн" означает считать верующего грешником, фасиком, не имея на то очевидных доказательств. Даже если в человеке мы видим девять признаков лицемера, и один признак веры, то все равно должны отбросить "суу-занн" и ориентироваться на последнее.

Да, этот человек должен как можно скорее избавиться от порицаемых качеств и подумать о своем будущем, а мы должны осмотрительно относиться к поручению ему важных дел. Но мы не можем объявить его мунафиком. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предупреждал нас: "Суу-занн" бывает причиной неправильных решений" (Муслим).

Вместе с тем, что свидетель (шахид) в исламской правовой системе играет важную роль, а его качества и обязанности строго регламентированы, Шариат не обязывает нас фиксировать чужие ошибки и проступки. Напротив, охота за чужими грехами сама считается греховной и безнравственной. Лучше сделать "хусну-занн" и ошибиться, чем сделать "суу-занн" и угадать.

Слова, основанные на "суу-занн", недостоверны, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл их — "самые лживые из слов" (Бухари, Муслим).

Если кто-то застанет мусульманина за чем-то недостойным, все равно не стоит сразу вешать на него ярлык и выносить приговор. Если не удастся удержать его от греха, лучше на время отдалиться от него, постараться забыть эту неприглядную "картинку". Возможно, он раскается в содеянном, и будет прощен, а нам стоит ли ходить с чужими грехами на сердце?

В древней притче говорилось, как на пути двух монахов встретился горный ручей, на берегу которого стояла девушка и никак не могла через него переправиться. Один из монахов взял ее на руки и перенес на другой берег. Его спутник, оскорбленный столь греховным поступком, молчал три дня, но все же не выдержал: "Как ты посмел?!". Товарищ ответил: "Я проплакал три дня, раскаиваясь в содеянном. Но, брат мой, красавицу я оставил там, у ручья, неужели ты нес ее все это время?".

Шайтан может заставить засомневаться и плохо подумать даже о достойном человеке, подтолкнуть на "суу-занн". Но по милости Аллаха непроизвольные мысли и подозрения не считаются "суу-занном" до тех пор, пока к ним не склонится сердце, пока они не утвердятся в душе. А очищение от неоправданных подозрений относится к благодеяниям!

Если мусульманин стар, ему следует позаботиться о том, чтобы больше делать "хусну-занн" по отношению к Всевышнему, надеяться, что, каким бы он не был грешником, Аллах простит его. В Хадисе-кудси сказано: "Я обойдусь со Ссвоим рабом, согласно тому, как он думает обо Мне" (Ахмад). То есть, если мусульманин надеется, что Аллах его простит, то Он его простит. А если он потерял надежду и говорит, что обязательно попадет в Ад, он будет в Аду.

Делать "хусну-занн" к Аллаху Тааля и надеяться на то, что Милость Его безгранична — тоже считается поклонением, ибадой. Даже если грехов очень много, все равно нельзя оставлять надежду на прощение. В Коране сказано: "Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный" (Сура "Аз-Зумар",39/53).

Однажды человек, лежащий на смертном одре, сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): "Я боюсь. Но я не теряю надежды на милость Аллаха". Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Если в сердце верующего вместе со страхом есть надежда, Аллах Тааля даст ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится" (Тирмизи).

Нельзя отнимать надежу на милость Аллаха у других мусульман, ввергать их в отчаяние и безысходность. Таким в Судный День Аллах Тааля скажет: "Ты отнял надежду на Мою милость у Моих рабов, и сегодня ты сам лишен Моей милости!" (Газали).

Помимо того, чтобы сделать правило "хусну-занн" нормой для себя, следует остерегаться поступков, которые провоцировали бы делать "суу-занн" других. Некоторые люди не стесняются действий, заставляющих думать о них плохо. Человек, который подталкивает людей на пересуды и нехорошие разговоры, сам становится причиной греха. Следует помнить, что зачастую по поведению одного мусульманина судят об Исламе в целом.

Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение), находившегося в уединении (итикафе), навестила благочестивая Сафийя (да будет доволен ею Аллахрадыяллаху анха). Когда она собралась уходить, Пророк (мир ему и благословение) вышел проводить ее на улицу. В это время мимо проходили сподвижники, которые увидели их, но не остановились и продолжили свой путь. Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) сам остановил их, и, открыв лицо Сафийи, сказал: "Смотрите, это моя супруга Сафийя". Сахабы в глубоком смущении сказали: "О, Посланник Аллаха! Упаси нас Господь, разве мы можем подумать о вас плохо?", на что он ответил: "Наущая, Шайтан бродит даже в жилах человека!".

Следование правилам "хусну-занн" и "суу-занн" входит в обязанности мусульман и является одним из условий безопасного существования внутри любого исламского сообщества, всей уммы. Фитна, явные грехи по отношению к другим мусульманам и Аллаху, редко рождаются на пустом месте, обычно они вырастают из грехов тайных, укоренившихся в сердце. Но после того, когда они выйдут наружу, как трудно бывает искоренить их последствия!

Поистине, одним из величайших достояний мусульманина является способность, встречая своих братьев, думать о них хорошо, а оценивая события, принимать их как милость Аллаха и изменения к лучшему. Хвала Аллаху, это под силу каждому!

Али Ибрагимов
Журнал "Ислам" № 20

Опубликовано на сайте "Ислам.Ру"  19 декабря 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования