Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ.РУ": Иван Охлобыстин: "обычная бесовня"


Иван Охлобыстин - бывший кинорежиссер, а ныне священник храма Николая Заяицкого на Раушской набережной в Москве - это человек, который убил в себе постмодерниста. Всего несколько лет назад он еще сам варился в той культуре, с проявлением которой верующие столкнулись на выставке "Осторожно: религия!", имел репутацию человека, склонного к эпатажу. Теперь он сравнивает свое прежнее состояние с невесомостью.

- Что такое эпатаж - состояние души или элемент бизнеса?

- Корни эпатажа как явления чисто экономические. Для артиста, политика, художника, это либо показатель отсутствия его популярности, либо желание ее приобрести незатратным методом. Если что-нибудь натворить, к тебе приедут и бесплатно возьмут интервью. Вот и все. Но даже в области эпатажа есть некие неписаные правила, которые соблюдают все и которые нарушили организаторы выставки. Правило номер один - не навреди. Можно, например, киноартисту запереться на Останкинской башне или приковать себя к памятнику Пушкину - от этого никому, кроме него самого, не плохо. Два певца средней популярности могут устроить драку в ресторане. Но драка должна состояться по взаимному согласию, и результат ее должен быть таков, что непонятно, кто кого побил. Если же просто один известный человек подходит к другому и бьет его по лицу, то такой эпатаж проходит по разряду "беспредел". Это случается крайне редко, это просто никому не выгодно. Потому что через несколько дней обидчика могут физически обработать где-нибудь в подворотне и уже не для широкой публики.

- Испытали на собственном опыте?

- Слухи о моей эпатажности сильно преувеличены. Если вы по любой поисковой системе в Интернете наберете мою фамилию, то убедитесь, что о моих подвигах никогда не говорят очевидцы. Все - через третьи руки. Я не бунтарь, я одиночка, живущий по принципу "надышаться можно только ветром".

- Что произошло на выставке - нечаянное столкновение двух систем мировосприятия или агрессия одной из сторон?

- Безусловно, агрессия. Те, кто устраивал эту выставку, отлично понимали, что делают и чем это кончится. Окажись я там, не знаю, как бы я себя повел. Скорее всего присоединился бы к братьям по вере. Слава богу, меня там не было. Я все могу понять. Я могу понять честолюбцев. Это немного болезненно, но по крайней мере у них есть какая-то сверхидея - вот добьюсь чего-то, меня признают, я стану солидным мальчиком. Но людей, которые, заведомо зная результат, идут на прямое оскорбление, я не понимаю. Я не сторонник запретов, но это духовный терроризм, и здесь запрет является самозащитой общества.

- А как же чувства неверующих? Сейчас много говорят о том, что у неверующих тоже есть чувства, которые требуют не меньшего уважения, чем чувства верующих.

- Чувства, чьи бы они ни были - верующих или неверующих, не могут выражаться в оскорблении ближнего. Можно говорить на разных идеологических языках, но язык оскорбления понятен всем. И не надо делать вид, что осквернение иконы - это насущная потребность человека, которая гарантирована Конституцией.

- Вы каждый день общаетесь с мирянами - какова их реакция?

- От многих я уже слышу высказывания типа: "Ну вот, опять армяне". Среди художников, устроивших эту выставку, армян семеро, кроме них там были и русские, и грузины, и евреи, и даже кубинец, но когда люди одержимы гневом, они мыслят предельно просто. Я думаю, что армянской общине нужно серьезно подумать о том, чтобы официально осудить действия художников. Ведь есть третья сила - и не наша, и не ваша - экстремисты, которым только дай повод. И без того православным пастырям с великим трудом приходится гасить подобные настроения, зачем подливать масла в огонь? Я не удивлюсь, если что-нибудь случится с организаторами выставки . И даже при всем терпении православных людей - я не уверен, что они будут скорбеть об этом.

Бесседовал Дмитрий Соколов-Митрич,

"Известия.ру", 6 марта 2003 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования