Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": За что Бог любит Троицу. Можно ли вывозить шедевр Андрея Рублева на праздник в Троице-Сергиеву лавру?


за

Алексей Варламов, писатель:

- Подумайте, не лишает ли музейная жизнь иконы ее духовного заряда? Насколько важно иметь возможность если не притронуться, то преклонить колена перед образом? Ответы, на мой взгляд, очевидны. Икона должна находиться в своем родном доме, быть тем, для чего она была создана, - образом, перед которым молятся. И не раз в год, а каждодневно.

Если по каким-то причинам образ был из дома изъят, то его надлежит в него возвратить. Если сделать это действительно невозможно по причинам физической сохранности иконы, то сей факт не означает, что музейщики, при всем к ним уважении, могут считать себя абсолютными собственниками "экспоната" и единолично им распоряжаться. В этом случае мы обречены проводить политику своеобразного, хотя бы и просвещенного, хотя бы и научного, необольшевизма по отношению к собственной истории, категорически непримиримым тоном толкуя об абстрактной гуманитарной миссии и общечеловеческом достоянии там, где первостепенным является вера и где речь идет в первую очередь все-таки не о величайшем шедевре мировой культуры, но о величайшей православной святыне.

К острой реакции администрации и экспертного совета Третьяковки на просьбу Патриарха я отношусь с печалью. Какие бы аргументы ни высказывались экспертами, они не отменяют очевидной вещи: хранителем иконы и по совести, и по исторической справедливости должна быть Троице-Сергиева лавра, для которой образ был написан. Если уж мы вернули "чужой" Дрезденской галерее "Сикстинскую мадонну", то почему же не хотим считаться с мнением истинных хозяев в своей стране и не уважаем их просьбы? Тем более что речь идет не о возвращении иконы навсегда, а о ее пребывании в монастыре в течение нескольких дней.

Религиозные идеалы выражают не только священники, но и значительная часть народа. Скажем, Евгений Трубецкой, написав книгу о русской иконописи, по сути открыл миру шедевры культуры. Будучи верующим человеком, он смог примирить искусство и религию, примирить идеалы искусства, которые в данной ситуации выражают эксперты Третьяковки, и идеалы религиозные, которые выражают священники.

Сейчас конфликт этот действительно существует, и надо стараться его преодолевать, искать и находить точки сближения. Передавая Церкви старинные храмы, следить за их реставрацией и не допускать искажения исторического облика. Передавая ценные иконы, заботиться об их сохранности. Только делать это с любовью. Верующий эксперт, верующий специалист, реставратор, хранитель, ученый - вот идеальный посредник между научным сообществом и Церковью.

В истории (в том числе, и в истории музеев, и в истории церквей) всякое случалось и по оплошности, и по недоброму умыслу, но задача не в том, чтобы друг друга обвинять и предъявлять счет, а в том, чтобы избегать новых ошибок и конфликтов. У нас одна страна и одна культура.

Если же говорить о проблемах безопасности, то я не думаю, что это много труднее, нежели охранять на выезде наших "вип-персон". Опыт за последние годы здесь накоплен достаточный. У нас сейчас очень трудный период. Его, конечно, не сравнить с осенью 41-го, когда вокруг Москвы была обнесена Казанская икона Божией Матери, но тем не менее отказываться от Божьей помощи в нынешних условиях было бы неблагоразумно.

против

Лев Лифшиц, искусствовед:

- А какая необходимость везти рублевскую "Троицу" в Лавру? При том что в Третьяковской галерее есть свой храм, и рублевскую "Троицу" в него уже приносили? Никакого юбилея в 2009 году нет. Мне кажется, нам чего-то не договаривают. Может, за этой просьбой - завуалированная претензия на ежегодный вывоз иконы в Лавру? При том что там есть несколько икон "Троицы", в том числе и ровесница рублевской.

Спор и сопротивление тому, что икона находится в музее, связаны с некоторым нашим одичанием. В конце XIX века просвященное духовенство само выступало инициатором создания музеев. По всей России организовывались епархиальные древлехранилища, куда из храмов передавались наиболее древние и хрупкие памятники. Музей - не выставка, не галерея, а хранилище национального достояния. Научное учреждение, разрабатывающее методы сохранения. Место понимания своей культуры. Потому что, только собрав коллекцию икон в музее, вы можете сказать: "Это - псковская школа, а это - новгородская, это - XV век, а это - XIII". Наука требует систематики - хоть бабочки вы собираете, хоть картины. Без музейной коллекции не узнать, не понять, не прочитать запечатанное в "Троице" послание нам. Во времена, когда нельзя было произносить слова "Евангелие" и "икона" и нас заставляли говорить "картина "Троица", именно благодаря музею ее можно было увидеть.

Слава нынешней рублевской "Троицы" в большей мере заслуга историков искусства. Ее первая расчистка в 1904-1905 годах, проведенная реставратором и иконописцем Гурьяновым, не была полной и что-то поправляла под вкусы и эстетические установки Церкви, требующие благолепия. Вторая расчистка, давшая ей нынешний вид, произошла в 1918 году по инициативе и под руководством Игоря Грабаря. И именно десятилетия пребывания в музее превратили рублевскую "Троицу" в уникальный шедевр. В самую знаменитую русскую икону. В могучий символ нашей национальной духовной культуры.

Я считаю, что и в музее можно помолиться перед иконой. За более чем 20 лет работы в залах Третьяковской галереи я не раз видел и крестящихся, и преклоняющих колена.

Да, в России есть завод с опытом изготовления герметических капсул, поддер-живающих заданные условия режима температуры и влажности. Они использовались для переноса в храмы икон Богоматери Владимирской и Донской. Но они меньшего размера и написаны на цельных досках. А "Троица" написана на нескольких досках, дерево дышит, коробится... А на дереве - холст, на холсте - грунт (левкас), на левкасе - красочный слой, и все эти четыре системы по-разному живут. Доска может быть в покое, а левкас - рваться, трещать, краски - сохнуть, "отстреливать", шелушиться, "подниматься домиками".

А вдруг аппаратура не сработает?! Ну а дорога в 70 км туда и обратно? Нам что, дадут воздушный транспорт?

За нашим сопротивлением нет идеологии - только культура сохранности. Просто культура.

А Церковь в этом споре похожа на маму, родившую гениального сына. Но он вырос, стал академиком и принадлежит не только маме, хоть мама его и любит, но всему человечеству.

Елена Новоселова, Елена Яковлева, 15 декабря 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования