Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОГОНЕК": Блюдите место. Пост главы Московского патриархата после смерти Алексия II оставался вакантным чуть более суток. Полная версия


Русская мудрость гласит: "Свято место пусто не бывает!" К Церкви это относится буквально. Пост главы Московского патриархата после смерти Алексия II оставался вакантным чуть более суток. И.о. Патриарха в должности Местоблюстителя стал самый влиятельный иерарх России – митрополит Кирилл (Гундяев).

Что же это за должность – патриарший Местоблюститель? Долго ли ему править, каковы его полномочия, может ли он не стать Патриархом? И как вдруг митрополит Кирилл, которого не критиковал только ленивый, оказался практически единственным кандидатом в преемники Алексия II?

На следующее утро после кончины Патриарха в здании патриархии в Чистом переулке собралась комиссия по организации похорон. Вел заседание управделами митрополит Климент (Капалин). Казалось, что с "преемством церковной власти" еще не все предрешено. Но вечером того же дня из резиденции Патриарха в Переделкино доносится весть об избрании Местоблюстителем митрополита Кирилла (Гундяева). Он же возглавил и похоронную комиссию, чье утреннее заседание объявлено нелегитимным. Советская партийная история дает четкий ответ на вопрос, что означает выбор главы похоронной комиссии. Это выбор будущего генсека. Но так ли обстоят дела в Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП)?

"Митрополит Кирилл - лучший вариант, - говорит о. Георгий Кочетков, окормляющий московскую интеллигенцию и слывущий либералом. - Именно как организатор, который может все согласовать с государственной властью". Это парадоксально, но ему вторит сопредседатель радикального Союза православных братств игумен Кирилл: "Митрополит Кирилл – очень яркая личность, большой эрудит. Честно говоря, рядом с ним никто не просматривается".

По Уставу и по преданьям

Согласно Уставу об управлении РПЦ МП, принятому Архиерейским Собором в августе 2000 г., Местоблюститель "исполняет обязанности Патриарха… так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. "ц". Подпункт "ц" - это награждение архиереев "титулами и высшими церковными отличиями" (например, возведение в сан митрополита). В остальном Местоблюститель – полноценный Патриарх, хоть и временный. Его поминают за каждой службой во всех храмах РПЦ МП (в нашем случае, поминают еще и дедушку Калинина, фамилия которого входит в титул Кирилла – "Калининградский"), он курирует все синодальные отделы, бюджет, обращается с посланиями от имени Церкви и имеет прямой контакт с государством. Но все же главная задача Местоблюстителя – созвать Поместный Собор для выборов Патриарха не позднее, чем через полгода после смерти предыдущего. Кирилл тянуть не стал – Поместный Собор назначен на конец января, а интронизация нового Патриарха – на 1 февраля. Один знакомый священник, невзирая на траур, пошутил: это все равно, что назначить крещение еще не родившемуся младенцу. А и правда: ведь Устав Церкви не обязывает Поместный Собор заседать только два дня (как запланировал владыка Кирилл) и непременно избрать Патриарха. Но в нашем случае Собор играет сугубо церемониальную роль. Об этом чуть ниже…

Термин "местоблюститель" появился в Русской Церкви одновременно с патриаршеством, в конце XVIв. Дольше всего (21 год) Местоблюстителем был при Петре I митрополит Стефан (Яворский) – в конце концов, царь и вовсе упразднил патриаршество, объявив себя главой Церкви.

К патриаршеству решили вернуться при Николае II. Церковь по-своему поучаствовала в революции 1905 г. – создав Предсоборное Присутствие по подготовке к восстановлению патриаршества. В ходе следующей революции, 1917-го, Патриарха избрали, но его власть ограничили двухпалатным парламентом в виде Синода и Высшего церковного совета. Патриарх Тихон умер в 1925-м, его Местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), которого в том же году арестовали и вплоть до расстрела, в 1937-м, не выпускали на свободу. Но годом ранее, в 1936-м, Местоблюстителем с одобрения власти провозгласил себя митрополит Сергий (Страгородский), основатель современной РПЦ МП. Это его принял Сталин в ночь на 4 сентября 1943 г., предложив "проявить большевицкие темпы" в возрождении Церкви. Сергий, будучи ветхим старцем, их проявил – его избрали Патриархом 8 сентября 17 епископов, спешно свезенных в Москву самолетами Красной армии. Сотни других епископов в тот самый момент томились в лагерях, а тысячи были уничтожены. К выборам следующего Патриарха, Алексия I (Симанского), соввласть подошла более основательно. Год он был Местоблюстителем после умершего в апреле 1944 г. Сергия, а тем временем Советапо делам РПЦ ликвидировал "обновленчество", иерархи которого влились в РПЦ МП. Алексия единогласно (вопреки Уставу Собора 1917-18 гг.) избрал Поместный Собор при участии уже 40 с лишним епископов. Власть также позаботилась о доставке в Москву некоторых восточных Патриархов, на подарки которым выделили 80 драгоценных предметов из музеев Московского Кремля.

Очередным Местоблюстителем в 1970 г., после кончины Алексия I, стал митрополит Пимен (Извеков). Более года готовилось его избрание в Патриархи, которое состоялось в июне 71-го. После сталинской легализации РПЦ МП Местоблюстители автоматически становились Патриархами (в 1943, 1945 и 1971 гг.). Устоявшаяся традиция пресеклась в "ультрадемократическом" 90-м, когда главу РПЦ МП выбирали на альтернативной основе и тайно. Выборы были долгими – в три тура. Тогдашний Местоблюститель митрополит Филарет (Денисенко) проиграл выборы, уступив более понятному московской номенклатуре митрополиту Алексию (Ридигеру), почти 25 лет занимавшему пост управделами патриархии. Кстати, Филарет Патриархом все-таки стал – только не Московским, а Киевским, за что Алексий II предал бывшего собрата анафеме.

Какой сценарий выборов реализуется сейчас? "Автоматический", как при крепкой соввласти, или "ультрадемократический", как при ее крушении? Если ответ неочевиден, придется немного порассуждать.

Корпоративное мероприятие

В 1988 году, когда широко праздновали 1000-летие Крещения Руси, Поместный Собор в Троице-Сергиевой лавре принял достаточно либеральный Устав РПЦ МП. Там и содержалось требование тайных альтернативных выборах, нескольких турах голосования и т.п. Устав передавал Поместному Собору всю полноту церковной власти и предусматривал его созыв "не реже одного раза в пять лет" (при советской власти было всего четыре Поместных Собора). Голоса соборян-священников и мирян Устав уравнивал с голосами архиереев.

После 1990 г. он стал грубо нарушаться – Поместные Соборы не созывались, вместо них проходили Архиерейские. Хотели было отметить Поместным Собором 2000-летие Рождества Христова, но в последний момент спохватились – заменили его Архиерейским. На нем-то, в новопостроенном храме Христа Спасителя, был принят подготовленный нынешним Местоблюстителем новый Устав, упраздняющий церковную демократию образца 1988 г. Он был принят невзирая на то, что прежний Устав разрешал вносить в него изменения только Поместному Собору. По Уставу-2000, регулярности в созыве Поместных Соборов больше нет, обязательны они только для выборов Патриарха, да и то решение вступает в силу после утверждения 2/3 архиереев. Вот почему предстоящий Собор – церемониальный, а широкое представительство на нем клириков и мирян – фикция. Реальная власть остается у архиереев.

Без вариантов?

Имеет ли кто-то из них, кроме Кирилла, шансы стать Патриархом? Теоретически – да. По Уставу, кандидат должен быть старше 40, с высшим богословским образованием, опытом, репутацией, "иметь доброе свидетельство от внешних". Практически же – нет. И даже не потому, что митрополит Кирилл самый богатый епископ РПЦ МП, или у него отлажены связи с Кремлем, или он психологически сильнее остальных. Все это так, но если бы даже было иначе, за оставшиеся полтора месяца выдвинуть иных кандидатов и собрать им достаточное число сторонников не удастся. Владыка Кирилл ни разу за свою карьеру не отступал – он шел только вперед и не скрывал патриарших амбиций. А сейчас в РПЦ МП и последних хилых ростков оппозиции в лице епископа Диомида уже нет. Да и действующий Устав Церкви не требует альтернативных выборов.

Логика современной российской административной системы не допускает свободной конкуренции на выборах – они эту систему расшатывают. В период кризиса такие эксперименты и опасны вдвойне. Тем более – в такой чувствительной для общества и символически значимой для власти сфере как патриаршество. Оно – важный источник легитимности власти. Допустить, чтобы ее благословлял на царство "человек Лукашенко" Филарет Минский, или "самостийник" Владимир Киевский, или "молдавский винодел" Владимир Кишиневский, власть права не имеет. Этим она выбивает у себя символически-сакральную почву из-под ног. Остаются еще престарелые митрополиты Петербургский Владимир и Крутицкий Ювеналий но они сами говорят, что физически не потянут "креста патриаршества". Есть и молодой митрополит Климент, которого считали "кандидатурой Кремля" после того, как Путин назначил его, а не Кирилла, в Общественную палату. Но, во-первых, сейчас президент все-таки не Путин, а во-вторых, обществу послано несколько важных сигналов, что Климент "не утвержден": ему не дали руководить похоронами Патриарха, заседание Синода 10 декабря провели не в его вотчине – Чистом переулке, а в вотчине Кирилла – Даниловом монастыре, да еще и назначили на техническую должность секретаря Предсоборной комиссии. В Церкви, где принято ругать демократию и идеализировать "золотой век" советского православия 1940-х, нет оснований воспроизводить демократические модели 90-х.

Все, что ранее считали недостатками митрополита Кирилла, теперь обернулось его достоинствами. Сотрудничал с властью, имел агентурный псевдоним "Михайлов", участвовал в экуменическом движении? - Это укрепляло авторитет Советского Союза и гарантировало Церковь от гонений. Получил прозвище "табачный" за ввоз сигарет в виде гумпомощи, скупал активы бывших советских монополий? - Это заложило фундамент экономической самостоятельности Церкви. Выдвинул лозунг "Россия – мононациональная, моноконфессиональная страна", поддержал "Русскую доктрину" с призывом использовать против Запада "очистительный ядерный огонь"? – Это потому, что Россия встала с колен, и отныне ни Запад, ни Восток, ни всякие меньшинства не вправе указывать ей, как и зачем жить. Сильной стране нужен сильный Патриарх. О мелких же грехах митрополита сейчас вспоминать не будут, исходя из евангельского принципа – "кто же из вас без греха, первым брось камень".

***

Согласимся, сейчас не время бросать камни. Не далее как в октябре-ноябре митрополит Кирилл собирал их для России на приисках Намибии и месторождениях Венесуэлы, на Острове свободы и в глухих парагвайских джунглях. Говорят – у него много лимузинов? Но они черные, а это цвет монашества. Частные самолеты? Но они белые, а это цвет Пасхальной радости. Вилла в Швейцарии? Но она нужна для аскетического уединения. Пентхаус в "Доме на набережной"? Но его панорамные окна смотрят на храм Христа Спасителя, а это настраивает на молитвенный лад. Богатая страна не должна стесняться богатого Патриарха. Как говорили его предшественники Сергий, Алексий I, Пимен и Алексий II, "наша Церковь всегда будет со своим народом!"

Александр Солдатов, декабрь 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования