Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РИА-НОВОСТИ. СЕВЕРО-ЗАПАД": Русские паломники на Святой Земле


Россияне начали совершать путешествия (хождения) на Святую Землю, связанную с зарождением христианства, уже в XI веке, а может быть еще и раньше - в древних русских былинах фигурирует житель Великого Новгорода (Север-Запад России) Василий Буслаев, который в незапамятные времена "к Святому Гробу приложился и в Иордан-реке купался"... Недавно завершился хадж - массовое паломничество мусульман в священные для них места. Между тем, хождения к Святой Земле всегда поощрялись Христианством, в том числе Православием, хотя и не являлись обязательными. Распространены хождения и сейчас.

Богословы считают: паломничество основано на веровании, что молитва более действенна в определенных местностях, которые имеют то или иное отношение к Богам. Так, греки и римляне собирались в отдаленных, запущенных храмах, древние германцы - в священных рощах, иудеи - в великие праздники ходили в Иерусалим. В христианское время паломничество входит в обыкновение в IV в. нашей эры - по примеру святой императрицы византийской Елены, которая отправилась для поклонения туда, где жил и учил Христос, и восстановила там Крест Господень.

Паломничество распространилось быстро и вскоре было признано Церковью богоугодным делом и широко поощрялось. В Западной Церкви известны "великие паломничества" - Крестовые походы. Замечательное описание Израиля и Палестины дошло до нас от русского игумена Даниила, который побывал в Иерусалиме в 1102-1108 годах. Там он застал еще короля Болдуина, сына одного из предводителей первого Крестового похода герцога Готфрида Бульонского. Даниил живописно описал в воспоминаниях о своих хождении архитектурные особенности соборов, которые посещал. Примерно тогда же побывал на Святой Земле и другой русский паломник - игумен Варлаам из подмосковного города Дмитрова.

В XII в. паломничество на Руси распространилось так сильно, что вызвало принудительные меры церковной власти к воздержанию от таких путешествий. Даже сам паломник игумен Даниил утверждал, что спасение души богоугодными делами возможно и у себя дома. Меры эти не пресекли рвения к посещению Святой Земли и других священных для христиан мест - к святыням Иерусалима, Константинополя(ныне - Стамбул), на Синай(Египет) и на Афон (Греция). Позднее это движение заметно ослабло в связи со взятием Константинополя турками, которых христиане опасались. Во второй четверти XVIII веке паломничество россиян возобновляется, но теперь описания хождений изобилуют рассказами о личных впечатлениях и рассуждениями о Православии.

И сегодня россияне регулярно посещают Святую Землю, хотя делать это в связи с нынешним конфликтом между Израилем и Палестиной весьма опасно для жизни. Однако в Рождество Христово в нынешнем году Иерусалим и Вифлием посетили десятки российских паломников. Жители Святой Земли, евреи и арабы, всегда с уважением относились к русскому присутствию в этих местах, называя "Москобией" целые районы, где расположены православные храмы и монастыри, построенные на средства россиян. Хотя и здесь не обходилось без проблем.

Однако с образованием Государства Израиль власти полностью признали за Московским Патриархатом права на имущество и землю, приобретенные на русские средства на Святой Земле. Это было подтверждено специальной нотой Министерства иностранных дел Израиля от 1952 года. Но все же часть храмов и монастырей, в том числе и монастырь Живоначальной Троицы в Хевроне, расположенный в то время на территории Трансиордании, по-прежнему оставалась под управлением Зарубежного Синода Русской Православной Церкви. Более того, в 80-е годы прошлого века почти треть участка, купленного на пожертвования россиян, была продана местным жителям.

В течение последнего десятилетия, когда паломничества россиян в Святую Землю стали постоянными, существующее разделение уже нельзя было ничем оправдать. Для православных верующих, чьи предки построили храмы Русской Духовной Миссии, доступ к святыням, находящимся в руках Зарубежной Церкви, был существенно ограничен. Кроме того, Зарубежная Церковь не могла принимать и представлять интересы паломников из России, именно для содействия которым собирались средства по всей России и строились храмы на Святой Земле.

Сегодня великая христианская святыня Мамврийский Дуб в палестинском годе Хевроне(именно у того дуба Бог явился Аврааму в образе трех Ангелов: сюжет, известный многим по иконе Святой Троицы письма гениального русского художника Андрея Рублева) вновь доступна для многочисленных российских паломников, приезжающих ныне для поклонения и молитвы в Израиль и Палестину.

Недавно на открытии выставки в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где были представлены старинные иконы и картины с пейзажами библейских земель, гравюры, литографии, рукописные и печатные книги о путешествиях на Святую Землю, сведения о деятельности Православного Палестинского общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Святейший Патриарх Алексий II подчеркнул, что еще полтора столетия назад Россия начала покупать здесь "участки земли, строить храмы, монастыри, дома для паломников, приезжавших из России, чтобы посетить места, связанные с земным подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа".

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил сожаление, что из-за террористических актов и военных действий уменьшился поток паломников из России, так как многие опасаются вспышек насилия в этом регионе. "Тем не менее мы надеемся, что мир на Святой Земле будет установлен, и паломники вновь получат возможность посещать места, связанные с величайшими событиями истории христианской Церкви", - сказал Алексий II.

РИА "Новости" - Северо-Запад, 6 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования