Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"POLITCOM.RU": Патриарх перехода. Алексия ІІ будут вспоминать в связи с исторической эпохой, на которую пришлось его пребывание во главе РПЦ МП


Патриарха Алексия ІІ будут вспоминать в связи с исторической эпохой, на которую пришлось его пребывание во главе Русской православной церкви. И, как это нередко бывает, станут обращаться к последнему периоду – когда авторитет патриарха и церкви казался незыблемым и для власти, и для общества. И именно исходя из незыблемости этого авторитета, станут судить, что удалось Алексию ІІ и чего он не мог сделать, как ни старался.

Между тем, обращаться нужно не к окончанию, а к началу этого патриаршества. Хорошо помню избрание и интронизацию Алексия ІІ. Тогда, в 1990 году, несмотря на достигшую кульминации перестройку, церковь вовсе не казалась важнейшим общественным институтом. Даже в существовавших храмах ощущалось катастрофическое отсутствие средств...и паствы. По сути, Алексий ІІ стал первым работающим патриархом со времен ликвидации патриаршества императором Петром І – и в этом главное значение его миссии. Патриарх Тихон, возглавивший РПЦ в годы большевизма, вынужден был присутствовать при планомерном уничтожении веры и церкви – тут речь шла разве что о спасении того, что еще можно было спасти, но уж никак не о созидании. У патриархов советских времен тоже была особая роль – это были иерархи, контролируемые Советом по делам религий, вынужденные считаться с представлениями о церкви атеистической власти. Кремль тогда хотел превратить патриарха в этакую певчую птицу, живущую в клетке Даниловского монастыря под неусыпным надзором чиновников.

Алексию досталась совершенно особая миссия – миссия восстановления самой роли церкви в обществе и восстановления авторитета мира. Человеку мирскому даже трудно себе представить всю тяжесть этой задачи. И уж тем более трудно выставлять счет за сделанное и несделанное, если понимать, что речь шла о настоящем строительстве на руинах – в прямом и переносном смысле этого слова. И это при том, что власть все еще не оставляет попыток использования церкви в собственных интересах – а церкви, бывшей на протяжении многих столетий государственной институцией, не просто противиться этому соблазну. И это при том, что в мире русской церкви приходится действовать в атмосфере настоящей духовной конкуренции и экуменизма – а власть, как это было в советские времена, не может ни помочь ей, ни ограничить ее. И это при том, что в российском обществе искренняя вера соседствует с показной религиозностью и не менее показным безверием – и теперь это уже сознательный выбор человека, а не рекомендация парткома.

Если вспомнить обо всем этом, представить себе два десятилетия патриаршества, увидеть восстановленные храмы, молодых людей в церквах, новых священников, среди которых появляются уже перестающие быть номенклатурой и служащих исключительно по велению совести – то мы поймем всю значимость исторической роли Алексия ІІ. Поймем, что этот эстляндский немец, детские фотографии которого не оставляют сомнений в культуре, в которой он был воспитан, стал одним из самых выдающихся русских людей ХХ и ХХІ столетия. Такого Патриарха у Русской Церкви уже не будет – потому что уже никогда не будет эпохи, когда Патриарх должен будет нечеловеческими усилиями поднимать Церковь с колен…

6 декабря 2008 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования